Интервью с религиоведом Виталием Ковалевым.

Зороастризм – одна из древнейших религий, появившихся на территории современного Ирана в начале I тысячелетия до нашей эры. Классический зороастризм является дуалистическим монотеизмом: последователи пророка Заратуштры верят в существование единого благого Бога-творца Ахура Мазды, при этом видят нынешний мир как поле битвы между Добром и Злом, в котором каждый человек своими поступками выступает на той или другой стороне этой космической драмы.

Существуют гипотезы о том, что зороастризм появился на современных территориях России еще до нашей эры; сейчас в стране проживает порядка тысячи зороастрийцев, о жизни которых известно весьма немного. Чтобы заполнить этот пробел в религиоведческом знании, историк и религиовед Виталий Ковалев рассказал «Религия сегодня» о том, что собой сегодня представляет зороастризм в мире и на территории России, какие процессы происходят внутри зороастрийских общин нашей страны.

- Виталий Сергеевич, не могли бы Вы вначале рассказать вкратце, что сегодня собой представляет зороастризм как религия?

Зороастризм в XXI веке – «реинкарнирующаяся», «возрождающаяся» религия, развивающаяся в условиях постсекуляризма и плюрализма, а также различных социокультурных и политических процессов. Так можно резюмировать в плане научного дискурса. Если говорить проще – современный зороастризм является примером религии, долгое время пребывавшей в умеренном состоянии – господство ислама на Ближнем Востоке, Исламская революция в Иране 1979 года как современный апогей исламского давления, исторически обоснованная закрытость зороастрийских общин – «анджоманов», и распыленность по всему миру – все это и многое другое провоцирует эту веру реагировать на изменения в мире. Сам зороастризм на современном этапе можно соотнести с иудаизмом – расселение по всему миру, наличие эксклюзивистского крыла с запретом на брачные отношения с незороастрийцами и включения их в свои общины, жизнедеятельность под давлением ислама – эти и другие характеристики сближают положение двух верований. Суть и история зороастрийского вероучения достаточно раскрыты во множестве научных трудах, в отличие от его современного состояния и жизни самих зороастрийских общин. Когда я говорю о современности, я имею в виду период с XX по XXI вв. Небольшое число монографий и единичные статьи крупных научных издательств, как отечественных, так и зарубежных – это все, что вскользь упоминает нынешнее состояние зороастрийцев в виде констатации весьма устаревших фактов, и так всем известных и перекочевывающих из одного места в другое. Что очень-то удручает. Постоянно переиздаваемая монография Мэри Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи», наверное, единственная книга, раскрывающая положение зороастрийцев в конце XX в., а информация, добавляемая в процессе переизданий, имеет весьма скудный характер. Кстати именно эта книга ответственна за многие клише о зороастризме в общественной среде.

- В каких странах сегодня есть последователи этой религии?

Зороастрийцы на данный момент расселены по всему миру. В первую очередь это Иран, где исторически возникла эта религия, а также Индия, куда отправилось несколько миграционных волн персов-зороастрийцев в период мусульманских завоеваний VII-X вв. Затем идут бывшие британские колонии – Австралия и Новая Зеландия, Гонконг, Пакистан, страны Северной Америки. В самой Великобритании, во Франции и в ряде других западноевропейских государств, а также стран Скандинавии, существуют зороастрийские анджоманы. Россия не является исключением в этом плане – небольшое число последователей этой веры проживает преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, и меньше – на Урале. Также зороастрийцы проживают в Азербайджане, и изредка – в других азиатских странах СНГ.

- Какова приблизительная численность зороастрийцев в мире?

Приблизительное число зороастрийцев составляет около 3 миллионов человек, однако эта цифра весьма условна. Учет их численности усложняется умеренно прогрессирующей динамикой роста числа верующих – прежде всего за счет неэтнических зороастрийцев. К тому же, процесс их подсчета осложнен отсутствием точных данных по ряду стран, в том же самом Иране, или на территории «исторического» Курдистана. Но в целом обозначенная цифра больше всего приближена к реальной.

- Зороастрийцы в разных странах объединены в какую-то единую организацию? И как они между собой поддерживают отношения?

Современный зороастризм может похвастаться несколькими такими организациями. Первая и главная из них – Всемирная зороастрийская организация, которая находится в Лондоне, ведь Великобритания – страна, в которой проживало наибольшее число эмигрировавших из бывших британских колоний зороастрийцев. Главной целью данной организации является объединение анджоманов во всем мире, финансовая помощь своим единоверцам за рубежом и решение актуальных вопросов, связанных с проблемами и анахронизмами, возникающими у зороастрийцев в новых условиях. Впрочем, в контексте каждой отдельной страны большую роль играет ряд региональных зороастрийских организаций. Так, иранские зороастрийцы объединены Анджоманом мобедов Ирана, их индийские единоверцы – Парсийским Панчаятом, зороастрийцы Новой Зеландии объединены Заратуштрийской Ассоциацией Новой Зеландии, американские зороастрийцы – Федерацией Зороастрийских Ассоциаций Северной Америки и т.д. Организаций регионального уровня достаточно много.

- Зороастризм – это единая религия, или в ней существуют разные течения и направления сегодня?

Зороастризм – та самая религия, которая, несмотря на долгую историю, не слишком уж сильно дифференцировалась. В истории зороастризма были моменты, когда из него выходили такие течения, как маздакизм, манихейство (что весьма условно, ведь манихейство – это синтез раннехристианского гностицизма, буддизма и зороастризма), и ощущалось его влияние на вполне обособленные и независимые религии. Внутри самого зороастризма появлялись течения идеолого-философского характера, как, например, зурванизм, который скорее служил средством объяснения противоречивых догматов зороастрийского вероучения и его лакун, а не был отдельным направлением или школой. Однако на данный момент течения зороастризма можно обозначить как его региональные разновидности, имеющие между собой минимальные отличия в силу исторического процесса и культурных особенностей и традиций народов этих территорий. Хрестоматийный пример: обряд становления зороастрийцем в Иране называется седре-пуши, а у индийских зороастрийцев – навджот, но отличия проявляются лишь в названиях этого ритуала. Также деление зороастрийцев можно произвести по национальному признаку. Так, зороастрийцами Ирана являются этнические персы, и эта этноконфессиональная группа именуется гебрами. Индийские парсы – потомки покинувших Персию во время распространения ислама зороастрийцев. Те зороастрийцы, что расселены по всему миру – выходцы из этих двух этноконфессиональных групп, а также соседние народы, частично исповедующие эту религию, и все остальные, кто не является «этническим зороастрийцем», а пришел к этой вере самостоятельно, являются четвертой группой. Такая градация зороастрийцев допустима: в зороастрийской среде, прежде всего парсийской, долгое время шел спор о том, могут ли люди, этнически не связанные с зороастрийцами, привлекаться в эту веру. Прозелитизм как таковой был слабо развит на протяжении всего исторического развития зороастризма, и в парсийской среде, особо болезненно реагирующей на этот вопрос, данная дискуссия все еще актуальна. И отсюда вытекают два главных направления зороастризма – реформистское, которое выступает за открытость зороастрийского сообщества и принятие современных реалий, и эксклюзивистское, немногочисленное даже в парсийской среде, выступающее за максимальную консервативность и несогласную с включением в зороастрийское сообщество неофитов.

- В России есть зороастрийцы? С какого времени можно вести историю зороастризма на территории России?

Ряд археологических памятников служит материалом для гипотезы о том, что зороастризм на территории нашей страны существовал еще до нашей эры. Об этом свидетельствуют открытые капища огнепоклонников, которые перманентно идентифицируются с зороастрийскими святилищами. Насколько это легитимно это уже другой вопрос. Если говорить о более позднем времени, то зороастризм в России берет свое начало еще со времен Российской Империи. Так, его следы можно обнаружить на территории Кавказа и Средней Азии. Большое число зороастрийцев, прежде всего персов и азербайджанцев, проживало в Санкт-Петербурге. В начале XX века проявлялись даже инициативы создания официальной городской общины, но впоследствии, в связи с Революцией 1917 года и следующими за ней изменениями, эта идея так и осталась невоплощенной. В период СССР зороастрийцы также не проявляли себя – антирелигиозная обстановка и в целом болезненное состояние общества не были благоприятной почвой для развития древнего восточного верования. Изменения произошли в 1980-е гг., и связаны они с деятельностью знаменитого на всем постсоветском пространстве астролога Павла Глобы. Период «Перестройки» стал эпохой процветания эзотерики и мистицизма, и лекции Глобы об авестийской астрологии стали отправной точкой истории современного зороастризма в России. Вместе с единомышленниками Павел Глоба основал Санкт-Петербургскую зороастрийскую общину, и стал, можно сказать, главным идеологом зороастризма в нашей стране. Также была образована московская зороастрийская община, однако именно петербургская закрепила за собой лидерство в популяризации зороастризма в нашей стране.

- Почему Аркаим стал культовым местом для российских зороастрийцев?

Дело в том, что Аркаим, как и некоторые другие археологические памятники Синташтинской культуры, с подачи ряда археологов, в том числе Геннадия Здановича, обнаружившего Аркаим, и самого Павла Глобы, соотносились с легендарной «страной городов», «родиной индо-ариев», и стали основанием для множества конспирологических и эзотерических мифологем. Речь скорее идет о деятельности самого Глобы как авторитетного лидера зороастрийцев в России, и синтезе вероучения с его «авторскими элементами». На сегодняшний день идет серьезная дискуссия о том, что пророк Заратуштра мог родиться на территории южного Урала, в том же самом Аркаиме или поблизости. Этот случай – пример того, как можно спекулировать тем или иным научным открытием. Претензия России на зороастрийское, да что уж тут, арийское наследие – может показаться серьезным вызовом современному зороастрийскому сообществу, однако тут стоит учитывать контекст российской действительности: Аркаим и другие родственные ему памятники стали центрами паломничества также и для неоязычников всех мастей, уфологов и остальных околоэзотерических групп. Открытие этих археологических комплексов совпало с ростом интереса к эзотерическим концепциям и бурной деятельностью эзотериков. Аркаим стал сенсацией в мировой археологии, это факт. Если в наше время до сих пор многие политические лидеры выводят корни своих народов из Трои, что тогда мешает использовать Аркаим для тех же целей? Рост неонацизма в России, произошедший в 90-е гг. после религиозного ренессанса, нашел в этом памятнике бронзовой культуры обоснование арийской концепции, поддерживаемой многими деятелями культуры и политиками. Впрочем, паломничество к Аркаиму для зороастризма явление чисто российское, и зарубежные верующие, в т.ч. и главные наследники зороастризма – гебры и парсы – скептически относятся к этой концепции, относясь с почтением к возможной прародине своих предков индо-ариев, но при этом десакрализируя эти археологические памятники, отрицая их претензию на родину пророка.

- Что сегодня в организационном плане представляют зороастрийцы в России? В каких городах есть общины и группы последователей?

На данный момент в России насчитывается две официально зарегистрированные зороастрийские общины – Санкт-Петербургская зороастрийская община и Московская зороастрийская община, имеющие официальный юридический статус местной религиозной организации. Есть также небольшие группы верующих на Урале, например в Пермском крае, однако официального статуса они не имеют, и с точки зрения религиозных практик весьма спорно называть их зороастрийцами. Скорее это те верующие, которые базируются вокруг уже упоминаемого Аркаима, пришедшие к зороастризму через эзотерические около-арийские идеи. Такие люди рассредоточены по всей России, и зачастую находятся в тесных связях с неоязыческими группами.

- Российские зороастрийцы поддерживают отношения с зарубежными единоверцами? Оказывают ли влияние на российских зороастрийцев их единоверцы из Ирана или Индии?

Российские зороастрийцы находится в тесном контакте со своими зарубежными братьями. В 2000 году Всемирный Зороастрийский организованных Всемирной Зороастрийской Организацией, проводился в Санкт-Петербурге, и был первым международным съездом, проводимым единым зороастрийским сообществом. То, что первый конгресс был проведен в России очень примечательно – на нем же была официально признана Санкт-Петербургская зороастрийская община. Это событие имеет огромное значение не только для петербургских, но и для всех русских зороастрийцев, поскольку оно, без преувеличения, равнозначно приобретению статуса автокефалии Русской Православной Церковью в середине XV в. Проследить влияние зороастрийцев Ирана или Индии на русские анджоманы весьма затруднительно, но то, что они находятся в «церковном» общении, если так можно выразиться, со своими единоверцами, это факт. Однако был случай проявления неприятия «новых» зороастрийцев парсами, когда на одного из членов питерского анджомана, было совершено нападение во время посвящения в мобеды в Индии. Этот акт, санкционированный радикальной группой парсов, отрицающих возможность прозелитизма и привлечения в лоно зороастрийской веры неэтнических зороастрийцев, скорее исключение из правил, а не постоянно повторяемая практика.

- Какова численность зороастрийцев в России?

Точное число зороастрийцев в России указать сложно – ни информационные ресурсы самих общин, ни сами государственные источники не содержат этой информации. Однако по моим собственным подсчетам, которые наверняка далеки от реальности, число зороастрийцев в России колеблется в пределах одной тысячи человек. Умеренная тенденция на рост числа зороастрийцев без привязки к этническим корням присутствует в каждой стране, где зороастризм на данный момент существует, и, думаю, Россия в этом плане не исключение.

- Кто в России занимался и занимается изучением зороастризма из ученых (историков или религиоведов)? Изучали ли они историю зороастризма в России?

Анализ научной литературы, необходимой мне в рамках моих исследований, утвердил меня в мысли, что тема зороастризма представлена в виде работ, рассматривающих его вероучение и историю, но никак не современное его состояние. Из недавних работ следует выделить исследование Антона Зыкова, посвященное погребальному обряду зороастрийцев и его эволюции, а также работы Игоря Крупника, изучавшего проблему генезиса вероучения зороастризма на ранних этапах. Все это служит лишним доказательством того, что современное состояние зороастризма не является темой пусть то религиоведческой или социологической проблематики. На IV конгрессе Русского религиоведческого общества в Казани 16-17 апреля 2021 года мне посчастливилось увидеться с Игорем Крупником, и после моего заявления и констатации факта, что современный зороастризм выпадает из научного дискурса, он заявил о том, что сам активно занимается проблематикой зороастризма, тем самым поставив меня в неловкое положение. Но, как оказалось позже, его исследования были посвящены древней истории зороастризма и складыванию вероучения в его ранние этапы, тем самым подтвердив мой тезис о наличии лакуны по этой теме в научном дискурсе.

Статьи, диссертации, монографии – все они, посвященные зороастризму, упускают из вида существование современных анджоманов и проблемы, возникающие у зороастрийского сообщества в XXI в., акцентируя внимание на истории, философском содержании и других элементах, никак не контактирующих с современным состоянием этой религии. Книга Мэри Бойс, которую я упоминал в начале, стала бестселлером для интересующихся этой тематикой, однако во многом она задала тон образу зороастризма для российских читателей и научного сообщества, и поставила точку в деле описания нынешнего состояния зороастрийского сообщества своим энциклопедическим содержанием. Многочисленные переиздания не решали эту проблему, а только упрочняли ее. Статья Леонида Лелекова «Зороастризм: явление и проблемы» — является во многом показательной и главной работой, констатирующей и рассматривающей вопросы зороастризма на современном этапе, однако даже она сильно устарела – опубликованная в 1991 году, ее содержание не соотносится с новой действительностью спустя тридцать лет, что лишний раз подтверждает мои слова.

- Есть ли у российских зороастрийцев свои информационные ресурсы, через которые они знакомят со своим вероучением россиян?

Да, зороастрийские общины России обладают собственными сайтами и пабликами в ряде социальных сетей. Для современного положения религий интернет-пространство скорее не вызов, а поле для новых возможностей, служащее неким рупором по взаимодействию с обществом. И зороастризм в этом плане не исключение. Причем стоит отметить, что сайт Санкт-Петербургской зороастрийской общины достаточно развит, и более информативен в сравнении со своим московским аналогом.

- Какие наиболее известные публичные фигуры есть сегодня среди зороастрийцев России?

На самом деле, из медийных личностей-зороастрийцев можно привести в пример только Павла Глобу — их лидера, самого знаменитого астролога в России и СНГ. Других публичных персон, исповедующих зороастризм, насколько мне известно, нет, но есть те, кто хоть и не разделяет зороастрийское учение, все же знают авестийскую астрологию, и состоят в клиентской базе астрологических институтов Павла Глобы. Из публичных фигур в России, которые позиционировали себя в качестве зороастрийцев, еще можно назвать философа и одного из крупных идеологов русского национального движения Константина Крылова (1967-2020). Если говорить об общемировых знаменитостях, то сразу вспоминается всемирно известный Фредди Меркьюри, или основатель эпатажной группы «Army of Lovers» Александр Бард.

- На Ваш взгляд, с какими проблемами сталкиваются российские зороастрийцы сегодня?

На мой взгляд, главная проблема российских зороастрийцев – гипертрофированный синтез астрологии и зороастризма. В условиях российской действительности такое соседство накладывает определенную тень, смешивая современную эзотерику и древнее религиозное учение, тем самым деформируя его образ в сознании общества. Не стоит забывать о том, что астрология и народная медицина являются каноническими элементами зороастризма. Но их доминирование над остальной сутью зороастрийского вероучения просто-напросто отталкивает людей, давая почву для чрезмерной критики. Так, в одном из изданий «Зороастрийцы. Верования и обычаи» Мэри Бойс, Иван Стеблин-Каменский, один из крупнейших исследователей ближневосточного фольклора и Авесты, священной книги зороастрийцев, описывал питерскую общину Глобы как сборище дилетантов, охарактеризовав их деятельность как не более чем суеверие и чародейство. И такая оценка современного российского зороастризма в последнее время довольно распространена.

Другая проблема российских зороастрийцев заключается в отсутствии своего собственного храма огня, идею создания которого уже не раз обозначали, но воплотить в жизнь не удается по многим причинам. Также существует проблема, связанная с захоронением зороастрийцев согласно зороастрийским правилам, которая нашла решение в среде реформистского крыла зороастрийского сообщества.

Зороастризм в России — явление достаточно молодое, поэтому эти проблемы и анахронизмы будут обнажаться уже в процессе развития и становления русских анджоманов, что можно наблюдать на примере их единоверцев из других стран.

Поиск

Журнал Родноверие