«ДИТЯТКАМ НА ПОТЕХУ»

На ней представлено порядка  50 деревянных игрушек, выполненных народным мастером Андреем Чаплинским с помощью резцов, топорика, плетёных из коры.

Живой материал – дерево – не отпускает посетителя. А разнообразие игрушек, идей впечатляют. Работы поражают проработкой деталей и глубиной содержания, подкупают натуральностью, в том числе цветового решения.  Особое место в экспозиции занимают коники.

 «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ»

Каждый малец одним из первых стихов заучивал это, бартовское. Ведь в  конце XIX – начале XX века деревянные игрушки-коняшки были очень популярны. В середине XX  века увлечение  ими, в том числе лошадками-качалками, пошло на спад. Они вытеснялись игрушечными автомобилями. Но сейчас, на ретро-волне, всё возвращается на круги своя.  Молодые мамы и папы дарят своим детям всё тех же деревянных лошадок, основываясь на той  самой теплоте и экологичности материала.

Собственно, одной из причин обратиться к созданию игрушек-коников у Андрея Владимировича  было появление внуков.

– На Русском Севере  начинали знакомить человека с кониками с детства, – рассказывает мастер. – Образ коня присутствовал и в погремушках, и в обрядовых рушниках – на рождение, крещение, и в игрушках: конь-ползунок, лошадка-качалка, карусельная, на колёсах, голова коня на палке-скакуне…

Изображение коня  украшало люльки и домашнюю утварь.

И коллекция Андрея поражает масштабностью мышления: здесь и пазлы, и настольные и ручные игры… Словом, это надо смотреть (и даже можно попробовать, как оно работает). Всё необычно и интересно, познавательно и  увлекательно.

А несколько дней назад он сделал ещё одну игрушку – коня-ползунка.

–Я вспомнил себя, да, думаю, и у других были такие игры, когда ещё сидя на коленках в песочнице, толкали впереди себя камень или кирпич, – улыбается Андрей Владимирович. – Так вот, оказывается, у наших предков были такие коняшки – коньки-ползунки. Это своего рода генетическая память, которую я и постарался сохранить и передать в своей работе.

…Первый конь появился  в авторской коллекции Андрея Чаплинского в 2005 году.  Общение с другими мастерами, обращение к истории игрушки в образе коня настроило на продолжение. На нескольких выставках-ярмарках соликамский мастер народной игрушки был удостоен победы и призовых мест именно за коней! Скажем, на таком солидном и многочисленном мероприятии в Москве, как XXVII выставка-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка», его конь-погремушка получил диплом призёра в номинации «К 75-летию великой Победы».

В течение последних трёх лет Андрей Владимирович  активизировал работу именно в этом направлении. Сегодня в его собственном музее этнографии целая коллекция игрушечных коников. И продолжение ещё следует…

ОБРАЗ КОНЯ В СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Об этом интересно и подробно рассказывает нам  автор выставочных работ, обращая к истории:

– Образ коня в славянской культуре занимает особое место. Прежде всего стоить отметить, что в славянском «Сварожем Круге» священным животным одного из чертогов является Конь, покровитель которого светлый бог летнего солнца Купала, и  наши предки связывали его с культом солнца, движением солнечной колесницы по небосклону.

Но несмотря на то, что образ коня в славянской культуре неразрывно связан с солярным культом, по сути, в нём олицетворяется сама природа во всех её проявлениях. И в самом деле, этот образ мы находим в обозначении всех стихий. Огненная стихия – мифический Конь-Огонь, водная – буйные волны зачастую сравнивали с конскими гривами, вспомним также коней – возделывателей земли, небесных скакунов. С ними сравнивают ветер, облака, грозовые тучи, молнию. Причём этот образ настолько древний, что одинаково свободно вхож как на небеса, так и в подземный мир. Его используют и в образном обозначении звёзд, созвездий, смены времён года и суток. И тут уже выступает символический всадник. Белый всадник – это Белый День, Красный – Солнце, Чёрный – Ночь.

Конь как символ считается одним из самых древних, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Кони-обереги присутствуют в самых разных видах народного творчества – в резьбе, вышивке, росписи, что можно наблюдать на детских люльках, резных ковшах, кровлях и наличниках домов. Без них сложно представить себе внутреннее убранство традиционной избы. До сих пор в русских деревнях можно встретить охраняющих очаг «коничков». Так называли подпирающие печной шесток резные доски с навершием в виде конской головы. Такие изображения есть на прялках, гребнях, женских украшениях – серьгах, «коньковых» подвесках.

К слову, кони очень распространены и в ткачестве, чем, собственно, я тоже  планирую заниматься.  И в ткацком инструменте.  На бёдрышках, на прялках. Я видел  прялку, даже на педали которой вырезана голова коника.Коней упоминают во многих пословицах и поговорках. Вспомните известную: «Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник» и переберите в памяти другие… В загадках и заговорах.  Удивительным образом до наших дней сохранились самые архаические заговоры: «На море на Кияне, на острове Буяне, на бел-горюч камне Алатыре, на храбром коне сидит Перун-Громовержец, побеждает змея лютого, что летал в неверное царство… убил змея лютого, огненного, избавил девицу царскую и всех людей…».

Кони в традиции славян – непременные участники сказок, былин, легенд: они – покорители пространства и времени, способные совершать путешествия не только по небесам «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Этот сказочный персонаж – олицетворение мудрости, добра и природных сил, и не столько верный слуга, сколько надёжный друг и добрый советчик, как знаменитый Сивка-Бурка или конь Ильи Муромца, обладавший силой и мощью, как сам богатырь. А сказочные золотые скакуны находят живую и мёртвую воду, выносят из самых немыслимых опасностей, включая возвращение с того света, а иногда и затаптывают врага копытами.

Почитали коней как священное животное  в основном на Русском Севере – начиная с Архангельской губернии  и захватывая Пермскую, а дальше, где  уже жили народы ханты, манси, священными считались олень, медведь.

Ещё напомню, что слово «лошадь» относится к числу заимствованных, тогда как «конь», «жеребец», «коняга» имеют древнеславянское происхождение.

– Добавлю фрагмент к тому, что кони в народной традиции участвовали во многих обрядах и инициациях: не освоив в совершенстве искусство наездника, нельзя было претендовать на звание мужчины, – дополняет  заведующая сектором по музейной педагогике Ирина Рудик, которая  представила  и прокомментировала нам экспозицию Андрея Чаплинского. –  –  Ведь мальчиков с малого возраста обучали верховой езде и ратному делу, даже первые игрушки для мальчиков делали в форме коников. Усмирить дикого скакуна – это значит обуздать природные силы, во все времена это считалось у наших предков одним из проявлений воинской доблести. Образ коня в славянской культуре всегда был показателем высокого статуса своего владельца. Красавцы скакуны – особый предмет гордости всех ратных людей.

Что касается экспозиции – видно, что автор садится за работу  со светлой и лёгкой душой и хорошим настроением: она очень позитивна. И посетители этот настрой чувствуют.

…Тихонько закрывая дверь Галереи домовой росписи, мы ловим себя на мысли – ещё не наигрались. Хочется посетить выставку «вторым дублем».

А придя в редакцию, делимся впечатлениями и почти в унисон говорим: «Как хорошо, когда человек творит на радость себе и другим!»

Соприкоснуться с традицией и увидеть разных резных коней на выставке «Дитяткам да на потеху» вы можете до конца февраля в Галерее домовой росписи по адресу: ул.Набережная, 93. Тел.  8 (34253) 6-00-50.

Поиск

Журнал Родноверие