В этом году, один из главных славянских праздников — Купала справлялся иркутской общиной родноверов «Путь предков» в ночь с 26 на 27 июня, на капище общины, что на берегу Иркута.

Купала — это наш исконный праздник, посвящённый дню летнего солнцестояния, дню наивысшего расцвета сил плодородия и созидания в природном годовом цикле. Редакция интернет-портала «Русский Иркутск» представляет подробный рассказ и фотографии с проведённого иркутской общиной родноверов празднования Купалы.

Приготовления к обряду. Добравшиеся до капища и немного подкрепившись, члены общины начали готовить три костра: для требы, для крады и непосредственно купальный. Девушки начали делать куклу Ярилы, славянского бога весны, плодородия и созидания. Славянская Ярь — имеет то же значение, что и греческий Эрос, с одной стороны — это всепронизывающая страсть, которая соединяет свет и тьму, дух и плоть, мужчину и женщину, а с другой мужское созидающее начало Рода, катализатор порождения всего нового. Впрочем, кукла Ярилы — без главного символа божества, выглядела бы довольно нелепо, поэтому один из наших братьев взялся помочь девчёнкам, нашёл подходящуюю ветку и стал вырезать из неё этот самый символ.

Когда Ярила уже был готов, один из участников обряда пошёл и срубил молодую Берёзку, ярилину невесту, дочку Матери-Сырой-Земли, представляющую другое, женское начало Рода. И вот, вскоре были готовы и костры, и можно было приступать к тому, ради чего все и собрались.

Приношение требы русским богам. Крадный костёр был заготовлен на поляне, у родового столба. Огонь, в обрядовом действии, является связующим звеном между богами и их потомками, огонь словно портал в иные миры или же измерения мира нашего, и в тоже время божество соединяющее их воедино — Огнебог-Сварожичь. И вот урядник действа обратился к собравшимся с небольшой речью, посвящённой празднику летнего солнцестояния, после чего выразил почтение нашим богам и повёл нас всех к родовому столбу для принесения требы. Варн разжёг костёр для требы, и вместе со всеми собравшимися поприветствовал и восславил славянских богов.

Затем посолонь был пущен жертвенный хлеб, и каждый мог обратится к богам родным и предкам славным со своими нуждами, желая себе — положив на хлеб левую руку, желая другим — правую руку, желая себе и другим — обе. После чего хлеб был разделён. И половина, как наша треба родным богам, была передана им через жертвенный огонь, другая половина была разделена между участники обряда. После этого, всем было роздано зерно, и каждый присутствующий обратился к богам родным, кто с просьбой, кто с почтением, кто с благодарностью, и принёс свою долю зерна в жертвенное пламя. Далее, по кругу собравшихся, посолонь (по ходу солнца, по часовой стрелке), была пущена чара с квасом. Некоторые разделили квас с нашими богами, в знак почтения.

Свадьба Ярилы и Берёзоньки. После принесения требы, настал черёд главного события, сыграть свадьбу главным виновникам торжества — Ярилоньке и Берёзоньке. Парни привели жениха, девушки невесту, и стали мы вокруг них хоровод водить, .

Гибель Берёзоньки. Не долго длилось счастье молодожёнов, откуда не возьмись, появилась нечистая сила и вздумала берёзку похитить и погубить. В роли нечистой силы выступали юноши, девушкам же нужно было жену Ярилоньки защитить. Долго девчата не отдавали Берёзку, однако, как и суждено было, с третьего раза схватила сила тёмная Берёзоньку, да и утопила в речке. Прежде чем, бросить Берёзку в воду, участники обряда отломили себе по берёзовой веточке, символу здоровья, роста и плодородия, который хранится дома как оберег целый год (до следующего праздника Купалы).

Очищение водой. Древние видели в воде образ первоматерии, из которой всё и пошло, изначальный хаос, в котором родился Род. Стихия воды, как и стихия земли, олицетворяет ту силу, что умертвляет старое и соучаствует в рождении нового. Купание в день летнего солнцестояния — это часть обряда духовного и телесного обновления, очищения от всего дурного, освобождения от старых связей и оков.

Большинство участников обряда купаться не стали, уж слишком холодной была вода, я, например, просто омыл руки и лицо. Однако, три парня и одна девушка всё же решились перейти в брод небольшую, но очень холодную речку, и вышли к месту, где вода в Иркуте теплее. Раздевшись, молодёжь вошла в воду и, взявшись за руки, вместе ныряла в прохладную и бодрящую воду. В это время как раз начиналась гроза, где-то вдалеке слышались раскаты грома, а купающихся время от времени освещал блеск молний. Когда, наши сородичи закончили купаться и вернулись на берег, расхваливая водичку, начался ливень, так что можно сказать купания не избежал никто.

Гибель и погребение Ярилы. Погибла Берёзонька, помер Ярилонька, не выдержав утраты — и стал сокращаться и солнечный день, и всё дольше будет длится ночь. Нам же осталось проводить Ярилу в светлый Ирий. Славяне традиционно кремировали тела усопших, дабы быстро освободить дух от оков омертвевшей плоти, воссоединить душу с небом, а плоть с землёю.

Разжечь под дождём ещё два костра, для крады и купалы — не представлялось возможным, поэтому было решено попытать счастье с купальным костром, и использовать его ещё и как крадный — для погребения куклы Ярилы. Со второго раза, большой купальный костёр всё-таки полностью разгорелся и согрел нас своим жарким пламенем, а вверх и по направлению ветра понеслись обжигающие угольки, так и наравящие прожечь дыры, в оставленных на траве вещах. Долго мы любовались могучим пламенем, и вот спустя какое-то время, большой купальный костёр с треском обрушился, образовав бассейн огня, в который мы и положили куклу Ярилы.

Очищение огнём. Вот костёр ещё немного прогорел, и стали парни и девушки, кто один, кто по двое прыгать через купальный костёр, выжыгая его пламенем всё отжившее... Окончательно все разошлись, лишь под утро, так и завершился в этом году славный праздник Купалы. Гой, Купала! Слава Руси изначальной!

Поиск

Журнал Родноверие