Музей истории Хабаровска решил поделиться с горожанами тайной, которая занимает ученых уже почти 30 лет. Речь о «загадке амурской шаманки» ― средневековой азиатской женщины, чье одиночное погребение обнаружили в 1992 году. Так и назвали новую выставку.

Подобных захоронений больше никогда не находили ни на территории Приамурья, ни в соседнем Приморье. В нем необычно все, в том числе и то, как его обнаружили.

История нашла сама

Говорят, в тот день известный дальневосточный археолог Владимир Краминцев просто пошел мыть посуду на обрывистый берег залива Баня протоки Кукелевской. Он занимался раскопками на территории Еврейской автономной области с 1985 года и сделал множество значимых открытий. Но в том месте ничего не искал. Оно располагалось поодаль от памятника «Новое-4» ― поселения амурских чжурчжэней эпохи средневековья в семи километрах от села Нового.

На этот раз история нашла его сама: археолог увидел в земле каменную ступу. Оказалось, вода размыла древнюю могилу (потом ее датировали XV―XVII веками). Под ступой обнаружили чугунный котел, а уже под ним ― скелет молодой азиатки. По какой-то неведомой причине ее похоронили лицом вниз. Рядом много ценных вещей: бронзовые серьги, украшенные яшмой и нефритом, кольца, подвески. Часть из них передали в Биробиджанский краеведческий музей, а часть ― хабаровскому научно-производственному центру по охране и использованию памятников истории и культуры.

Череп и формула ушей

Так у нас оказался череп чжурчжэньской женщины возрастом более 500 лет. Естественно, сотрудники центра решили выяснить, как выглядела загадочная древняя незнакомка. Для этого обратились к экспертам-криминалистам: специальная компьютерная программа воссоздала лицо, а изучение черепа пролило свет на некоторые любопытные детали.

С рисунка на нас смотрит коренная амурчанка 30―35 лет с характерным узким разрезом глаз, широкими скулами и мощными выступающими челюстями. И, судя по всему, с отменным здоровьем: по мнению экспертов, такими отличными зубами далеко не каждый мог бы похвастаться даже сейчас, не говоря уже о средневековье. В ушах она носила сразу по три тяжелых серьги и еще одну ― в носу.

Однако картинок ученым оказалось мало, и в 2013 году за дело взялся археолог Сергей Киселев. Он изучил метод скульптурной реконструкции, изобретенный советским антропологом Михаилом Герасимовым (благодаря ему мы знаем, как выглядели Ярослав Мудрый, Иван Грозный и Тамерлан). Но возникла проблема: к тому времени череп уже был утерян.

Больше года Сергей Александрович работал с фото, по формулам высчитывая расположение ушей, носа, рта и т.д. Прототип переделывал больше 20 раз. А когда труд был закончен, скульптуру подарили музею истории Хабаровска.

Почему шаманка?

Видимо, амурской шаманкой женщина стала где-то на этом этапе, хотя второе слово специалисты часто берут в кавычки.

― Была она ею или нет ― большой вопрос, ― говорит сотрудник городского музея Александр Соболев. ― Утверждать точно мы не можем, поскольку никаких атрибутов, связанных с шаманизмом, рядом не обнаружили.

В пользу этого варианта говорит обилие ювелирных украшений ― чжурчжэни часто клали их в могилы к шаманкам. Положение таких женщин в обществе тогда было исключительно высоким: считали, что они ни в чем не уступают шаманам-мужчинам. Загвоздка в том, что вообще-то коренное население Амура не закапывало своих умерших в землю. Их оставляли в специальных местах, но на поверхности. А тут ― еще и лицом вниз, а сверху придавили тяжестями…

Не любили или боялись?

― Во многих культурах такой способ захоронения говорит о неуважении к умершему, ― объясняет Александр Соболев. ― Но у нас найденные ценности свидетельствуют об обратном.

Еще бы. Если серьги и кольца ― это просто дорого, то ступа и котел были настоящими сокровищами. Вряд ли их положили бы к той, кого не уважали. А вот версия о том, что амурчанку боялись и старались задобрить, выглядит гораздо логичнее. Тогда обретает смысл и выбранная поза: возможно, соплеменники считали ее настолько сильной, что не хотели, чтобы она мстила им после смерти. А тяжести в этом случае нужны, чтобы погребение не разорили звери.

И тут, конечно, становится интересно: погибла ли молодая женщина чуть за 30 с отличным здоровьем сама? Или сделала что-то такое, что испуганные соседи ей помогли?

Так много вопросов, так мало ответов. Более-менее ясно только одно: амурская шаманка определенно была властной и могущественной. И загадочной. Такой, видимо, и останется.

Выставка работает до 30 января.

Поиск

Журнал Родноверие