Среди бескрайних степей, лугов и снегов моей Родины слишком мало по-настоящему стоящей музыки. И еще меньше, женщин, исполняющих такую музыку. Радислава Анчевская и ее группа "Рада и Терновник", как раз из их числа. Рада всегда выделялась талантом, непохожестью ни на кого, откровенным стремлением к чистому творчеству, с элементами то ли шаманства, то ли фолка. А скорее — всего сразу, ведь одно мало отделимо от другого.

Сейчас даже и не вспомню, когда я впервые познакомился с Радиным творчеством. Кажется, это было то ли в первой половине бесприютных 90-х, то ли в их середине. Наверное, теперь это и не столь важно. Важнее другое — услышав единожды и влюбившись в ее странную музыку, я уже не изменял этой любви и пристально следил за каждым релизом.

И, тем не менее, альбом с магнетическим названием "СныВидения", вышедший в свет в больном мире, в больное время, стал для меня настоящим Откровением. Кажется, пластинка и впрямь вобрала в себя всю боль этого, возможно гибнущего, мира. Он так и начинается — резко вгрызаясь в уши "грязными" гитарами в песне о хромом вороненке, в которой каждый еще живой и не обращенный в биомассу, может узнать себя. "СныВидения" — альбом концептуальный до мурашек.

Вторая композиция — "Животное" явно продолжает и текстово, и инструментально, дело, начатое в "Вороненке". Особенного внимания заслуживает вокал Рады. Кажется, ее голосу подвластны тончайшие оттенки человеческой души. Кажется... Впрочем не кажется — так и есть, когда она поет — над ней космос, под ней бездна, а она лишь ретранслятор. И где тут пламя ада, где Божественный свет, а где голос умирающего мира, разобрать практически невозможно.

Особое внимание обращают на себя абстрактные гитары и ударные — авангардно, но очень по делу. Третий трек — "Сирин и Алконост" не выпадает из общей канвы. Сны, видения, явь, выход за пределы и пляски на погостах... Картинка в голове рисуется просто феерическая. Меня поражает эта Радина способность совмещать народное пение с шаманским камланием, а вкрадчивый шепот срывать в крик....

Вообще "СныВидения" удивительный симбиоз славянской традиции с эдакой гаражно-западной музыкой. Это просто магия. Магия и талант. Гитара с ударными сливаются в странном апоплексическом танце и мурашки бегут по коже слушателя. "Как жить в последние дни?, — вопрошает Рада, и тут же дает ответ: — веселей!" — пожалуй этот вопрос и этот ответ сегодня актуальны, как никогда раньше. Ответ на все, сформулирован в композиции "Кали-Юга" — он прост и парадоксален: " Смотри на синеву неба (....) Слабые станут самыми сильными!" Формула настолько гениальна, что ее стоит взять на вооружение...

И, все-таки, "СныВидения" это не совсем музыка. Это Сны. Это Видения. Это ретрансляция космических звуков. Это заговоры. Собственно, треки "Космическая связь" и "Шаманы" лишь подтверждают мой тезис. А фраза "Сегодня сны ничего не значат" в треке "Милая" звучит уже пугающе... Что любопытно, в новом альбоме Рады я заметил какие-то бытовые мелочи, привязки к Этому Миру, которых не замечал в прежних альбомах. Допустим — третий этаж, за окном шум машин, мешающий сосредоточиться, мысли, страхи, огорчения, надежды — этот симбиоз земного и запредельного фантастичен. Честно? Я почти забыл, что такое вообще может существовать — ДУХ НАСТОЯЩЕГО РОК-Н-РОЛЛА. Спасибо, "Рада и Терновник", что держите планку....

Поиск

Журнал Родноверие