Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник Купало. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду (для куклы) и малый костёр-купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого костра-купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод. На зачин торжественно выносят «Ярилу», куклу из зелёных веток (её делают женщины). Ставят «его» под увитую венками и лентами берёзку и водят хоровод, прославляя Ярилу.

Во время хоровода кукла «нечаянно» падает – умирает. Женщины бросаются к «Яриле», пытаясь «оживить» «усопшего». Но всё напрасно. Ярило «умер» и «родился» Дажьбог (Солнце-юноша стал Солнцем-мужем). От приготовленного костра-купальца, в поле отправляется «похоронное» шествие — хоронят «Ярилу». Дойдя до середины поля, вереница людей пятится назад, притворно плача и горюя над «Ярилой». Кукла кладётся на погребальную краду под поминальные слова «скорбящих» и после «прощаний» торжественно сжигается. Затем участники праздника собираются на капище, выстроившись в ряд. Начинается второй зачин. Жрец собирает общую требу (хлеб, блины, зерно, горох, пироги) в подол облачения, а затем, выбрав самый большой коровай, проходит вдоль рядов. Каждый должен дотронуться правой рукой до коровая, загадав желание.

Перед сожжением на костре треба освящается жрецом. Жрец открывает зачин:

Влике Всебожье пославимо,

Якоже пращуре наше молихом,

Трижь воспоемо славу велику,

Роду словенеску, отцем а дедом,

Кие ве Сварзе бо суте.

Славу Дажьбу воспоемо,

Внуци Дажьбове, любимичи божески,

Бозиско орала вои,

Яко деснице держаще ко Суне,

Трижь воспоемо славу Сварожичем,

Бози пославимо, сурьи выпиймо,

Яко ве Сварзе бози бо суте,

Пиют за щасте божеских внуцей.

Слава!

Всем подносится братина с сурьей «во славу предков». Затем жрец читает прославление Дажьбога. Во время обряда обавники собирают обереги для освещения «на любовь». Жрец поворачивается к собравшимся и подбрасывает «в гору» три блина поочерёдно на три стороны. Кто поймает, тому в ближайшие три месяца улыбнётся счастье. После раздачи освещённых оберегов жрец читает последнее славление. После принесения требы обавники закрывают обряд. Вокруг украшенной лентами берёзки девушки начинают водить хоровод:

На Купало, на Купало –

На Купало, на Купало –

На Купало, на Купало

- Там девчёнки в лес ходили

Себе Огонь наложили

Там их полночь и застала.

Ночка мала, купель моя

- Там девчёнки в лес ходили

Себе Огонь наложили,

Там их полночь и застала

…На Купало, на Купало,

Там девчёнки в лес ходили,

Себе Огонь наложили,

Там их полночь и застала.

На горе Огонь там светит

На горе растут деревья.

Одно древо, божье древо,

На том древе колыбелька.

В колыбельке той сестричку

Колыхали два братишки.

Колыхали, раскачали

Раскачали – уронили.

Она пала лицом в землю,

Лицом в землю, сердцем в кремни.

И спросила у братишек,

Ей ли лучше, ей ли легче.

Она молвит: «Мой братишка,

Уж от боли сердце млеет,

А умру я, мои братья,

Закопайте в огороде

И посейте три травинки,

Как приедут мои братья

Будут землю ту орати,

Меня будут вспоминати:

«Тут лежит наша кровинка,

тёмна ночка, сестра наша» –

Ночка мала, купель моя

- Ночка мала, купель моя

Ночка мала, купель моя

- Ночка мала, купель моя

Ночка мала, купель моя

- Ночка мала, купель моя…

Парни же стараются прорваться по одному через хоровод и вырвать деревце. После того, как дерево вырывают, его бросают в реку. Затем волхв зажигает Бессмертный Огонь трением дерева об дерево и передаёт горящую головню одной из девушек: «Молода-молодица, разожги купальницу»! Та зажигает от этой головни огромный костёр-купалец. Вокруг костра посолонь закручивают хоровод и, когда костёр разгорится, начинают петь хороводные подстрочные песни. Запевала поёт строку, затем её повторяют остальные. Вот уже огонь охватил шест с колесом, мгновенно спалив его дотла. Хоровод закручивается быстрее, звуки свирели становятся громче… Вдруг, по знаку жреца, хоровод рассыпается, и затеваются игрища: «репка», «коняшки», «ручеёк». Когда костер прогорит и осядет, начинается выбор суженых. Девушки и женщины идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но, оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого, обсуждая с «кумушками» его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт – не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых. Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он подводит её к малому костру-купальцу, через который они прыгают, держась за «купалицу», куклу на длинной палке. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка. Но, как правило, первый прыжок самый «верный». Если не уверен в своём обаянии, лучше в первом прыжке «палку-купалку» не отпускать. Те, кто пока не прыгает, поют:

…На Купало, на Купало,

Там девчёнки в лес ходили,

Себе Огонь наложили,

Там их полночь и застала.

Когда все перепрыгнут через костёр или обретут суженых, волхв спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судит прилюдно. Затем волхв гадает по жребиям. Произнося заклинания, выкапывает из земли жребий посохом и объявляет волю Богов. Если Боги не воспротивятся, то все идут с горящими головнями к воде, припевая:

Ночка мала, купель моя

- Ночка мала, купель моя

Ночка мала, купель моя

- Ночка мала, купель моя…

На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется огнями. После этого суженые, взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде. После же, скрепив поцелуем уста, рассыпавшись по берегу, ищут люб люба, оставаясь вместе до зари, и это не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва Богам, ведь нет владетеля человеку среди людей. Детей, зачатых в купальскую ночь, Боги наделяют волшебной силой. Те же, кто не нашел себе суженых, приносят откуп Богам. Одних жрец отправляет спать в шалаши, других же назначает в сторожу, охранять мир и покой праздника от недругов. Ночью ходят в лес собирать лечебные травы, искать цветок папоротника, с помощью которого открываются клады. Гадают по сливу ручьёв, течению рек и клокотанью родников. На рассвете праздник заканчивается. После волшебной ночи люди идут встречать восходящее Солнце. Тысячелетия не прекращается на Славянской земле празднование Купалы — дня летнего Солнцеворота. Не прерывается свещенный Обычай.

Пока жив Обычай — жив и народ.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

История эволюции русского язычества

Поиск

Журнал Родноверие