Корреспондент «Вокруг кино» считает, что новый ужастик Святослава Подгаевского может быть интересен максимально широкой аудитории.

Сюжетная линия хоррора «Русалка. Озеро мертвых» берет свое начало в мифах древних славян об утопленницах, утаскивающих под воду околдованных ими мужчин. Главная героиня фильма (Виктория Агалакова) не верит в такие сказки, пока ее возлюбленный (Ефим Петрунин) накануне свадьбы не встречает на лесном озере незнакомку и не начинает в прямом смысле чахнуть от злых чар. Девушке предстоит отвоевать избранника у русалки. Но время, отпущенное ему, стремительно истекает, а у героини нет ни малейшего понятия, как спасти любимого…

Режиссером «Русалки» выступил, пожалуй, самый известный хоррормейкер отечественной индустрии Святослав Подгаевский. Его предыдущие работы – «Владение 18», «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста» – собрали неплохую кассу, сделали ему имя и позволили продвигать свои проекты не только в России, но и за рубежом. В случае с «Русалкой» Подгаевский воспользовался такой возможностью сполна, а интерес к кино, густо замешанному на славянских мифах (другими словами, экзотике для всего остального мира) и глубинных человеческих страхах, проявили дистрибьюторы во многих странах мира. Но как отнесутся к необычному для жанра эксперименту на родине? Первое, что бросается в глаза при просмотре, – это то, как создатели «Русалки» экспериментируют, играя с концептом воды – и сюжетно, и визуально, и аудиально. Практически во всех культурах мира вода считается источником жизни, но здесь она представляет собой невероятно опасную субстанцию, которая постоянно пытаетсяприкончить героев самыми разными способами – от банального утопления до обезвоживания.

Разумеется, в своем желании как можно чаще отталкиваться от образа воды создатели иногда слишком увлекаются и уходят из области аллегорий в довольно прямолинейные сравнения, с точностью подогнанные друг к другу и строго разбитые по хронометражу. Но в образы героев по-прежнему вписывается все эти «водные» элементы – от имен (например, имя главной героини Марина в переводе означает «морская», и в этом слове выражен весь характер девушки; помимо того, возникает противопоставление затхлого лесного озера и необузданной и мощной стихии) до глобальных страхов героев. Та же Марина, например, с первых секунд фильма, где она едва не тонет, показывает, что вода ее пугает: это враждебная среда, способная за секунды отнять жизнь. Рома, наоборот, привык к этой стихии: спортсмен, готовящийся к важным соревнованиям, без раздумий готов нырнуть в пустынное озеро, за что скоро и поплатится.

Мифология здесь формальна, но это не минус. Именно на старославянском каркасе, традиционной приверженности ко всевозможным гаданиям и верованиям, разбросанным по повествованию элементам, вроде старинного гребня или щекотки, которая на каком-то уже подсознательном уровне связана с русалками, держится весь сюжет «Озера мертвых». Фильм реалистично и открыто эксплуатирует теорию о том, что потусторонний мир существует без всяких «но». Неважно, верят в него герои или нет – им приходится принять правила игры и подстроиться под них.

Кроме того, «Русалка» необычна тем, что ее сложно назвать полноценным хоррором. Это, скорее, триллер, нагнетающий обстановку, хотя и жанровых вещи, вроде скримеров, конечно, в этой работе хватает. Подобный подход, кстати, способен расширить целевую аудиторию: «Русалка» вполне способна заинтересовать тех, кто не любит щекотать себе нервы, но в восторге от мистических историй или семейных тайн, или же проговариваемых истин вроде «пока сам не начнешь – не научишься», которые, как показывает практика, должны озвучиваться как можно чаще.

[видео]

Поступки героев здесь, кстати, тоже вполне мотивированы. Все знают, что без глупых действий хорроры заканчивались бы слишком быстро, но в данном случае действия героев более-менее адекватны и последовательны. Персонажи пытаются выяснить, как побороть кажущееся неуязвимым зло. Многоступенчатый подход также влияет на то, что зритель почти все время остается в необходимом напряжении. С визуальной точки зрения, «Русалка» освежающа и контрастна. Выкрученные цвета, идеально подобранные локации – картинка иногда оказывается даже чересчур «прилизанной», но при этом умудряется не терять своего очарования. Несмотря на то, что на приличном уровне выполнен грим Софьи Шидловской, которая, обладая достаточно неординарной внешностью, идеально вписалась в антураж ленты, большее восхищение вызывает графика. Кроме того, продюсеры и режиссер проделали неплохую работу, касающуюся кастинга: основная троица актеров (влюбленная пара и, собственно, русалка) смотрится максимально приятно и органично. И, кстати, заметно, что Агалакова, уже работавшая с Подгаевским над «Невестой», набирается опыта и рискует стать одной из самых узнаваемых отечественных звезд этого жанрового направления.

Поиск

Журнал Родноверие