На берегу Волги живёт известный фермер-энтузиаст, блогер Мурат Галиевич Сиразин.

У дома нас встречает сам хозяин — глава «Семейного Шелангового крестьянско-фермерского хозяйства Сиразиных», так называет свою ферму сам Мурат Галиевич.

С первого взгляда видно, здесь кипит настоящая деревенская жизнь: всюду гуляют животные, голосят птицы, во дворе играют и работают дети. Сперва, мы просим хозяина показать нам своё хозяйство и рассказать о его обитателях.

Свой рассказ Мурат Галиевич начинает с того, что благодаря новому указу Правительства теперь фермер может собирать валежник в лесу. Ему это помогает, на собранных в лесу дровах готовятся картофельные очистки для скотины, капустные листья, морковные очистки для скотины, он всем своим зверям и птице варит щи без мяса, чтобы потом получить вкусное мясо. Также он варит каши и мешанки на сыворотке после Риккоты и творога.

В отдельных загонах живут утки, кролики и даже павлины. Все постройки для животных Мурат Галиевич спроектировал и возвёл сам, так как имеет большой опыт в строительстве. В истории данного хозяйства были и неудачные эксперименты. Например, идея использовать полы с подогревом в курятниках оказалась не самой лучшей.

Однако, нашёлся выход, как обогреть птицу в холодное время года. На помощь приходят отечественные инфракрасные обогреватели Мистер Твистер, которые устанавливаются сверху и греют птиц, сидящих на полу в соломе.

Оригинальное решение — содержать птиц в теплице имеет два преимущества: постройка сама по себе очень простая, к тому же, здесь возникает парниковый эффект и зимой птица не замерзает, так как теплица нагревается за счёт солнца.

Ещё одна инновационная деревенская технология была представлена нам хозяином фермы. «Это я увидел в казанском зоопарке» — рассказывает Мурат Сиразин — «Вижу у них там срубы стоят без окон, думаю, как там люди живут или звери. А вот у меня теперь тоже такой сарай есть: суть инновации в том, что крыша сделана из поликарбоната». Ещё Мурат Галиевич построил почти вечный сарай по технологии глиночурки (глина и дрова чурки длиной 50 см). Стены получаются толщиной 50 см из дерева и пористой высохшей глины, которая не дает гнить дереву и также из досок и горбыля для летнего содержания птицы.

Внутри днём всегда светло и тепло даже зимой, опять же по принципу теплицы. Но в отличие от обычной теплицы, стены сделаны из сруба, что придаёт им особую прочность и защиту от ветра.

Кроликов Мурата Галиевич разводит по системе Михайлова. Эти система позволяет каждому кролику жить в своей отдельной «квартире». Таким образом, животные не заражаются друг от друга, а навоз достаточно убирать раз в неделю.

Ещё на этой небольшой ферме разводят кур американской породы «Амрокс».

Яйца, которые несут эти куры требуется инкубировать для получения потомства. Разводит Мурат Галиевич и другие породы кур: французские фавероли, индийские брамы и знаменитая русская порода — «Кучинская Юбилейная», которая в себя впитала лучшие русские традиции птицеводства, благодаря селекционерам и ученым Кучинской птицефабрики в Балашихе. Между прочим, мясо фаверолей в XVII и XIX вв. ело всё высшее общество Москвы и Петербурга.

А вот индоутки (мускусные утки) сами высиживают яйца и их размножение идёт естественным путём.

Пекинская шёлковая курица:


Эта птица относится к разряду декоративных и стоит значительно дороже своих собратьев.

Есть у Мурата Галиевича и индийские павлины. Разведение этой птицы занятие дорогое, цена одной птицы около 15 тыс. рублей.

На ферме ещё живут козы, и племенной козёл Беня, полное имя Бенедикт 16-й в честь татарского региона. Он в радиусе 100 км всем невестам козам за 1000 рублей оказывает интимные услуги, но только по любви. Мать Бени, кстати, давала до 8 литров молока в сутки.

Самая главная в стаде по словам Мурата Галиевича — ослица Иша, он купил её в зоопарке.

Теперь фермер ищет для неё пару.

Мы стали свидетелями вечернего кормления. Всё натурально, Мурат Галиевич кормит своих животных размокшим белым хлебом, кашами и своим комбикормом из свежей травы и овощей. В ход идут сорняки с огорода, а зимой сено. Кстати, рядом находится садоводческое товарищество на 800 домов и горожане приезжают на "трогательную ферму" с детьми и с собой приносят яблоки падалицу и свои сорняки, гладят и кормят зверей сиразинских. Приежают на экошопинг покупатели экопродуктов и привозят с собой корочки хлеба и бананы, а экологическая компания в новый год собирает елки выброшенные в Казани и привозит их козам как витамины, их хватает до мая.

Разведение породистых кур по словам Мурата Галиевича — дело прибыльное, особенно важно, по его мнению, восстанавливать и развивать уникальные русские породы, возрождать традиции употребления домашнего куриного мяса без химии, гормонов роста и антибиотиков. На бельшинстве ферм пока курица вырастет ее колют 15 раз. У Мурата Сиразина вся птица и звери находятся на свободном выгуле, поэтому ему местным министерством присвоено звание экохозяйства.

Сейчас Мурата Галиевича заботит разведение свиней. Для них он предполагает делать специальные землянки, чтобы животным было тепло зимой. Такой метод позволит сэкономить на материалах и обеспечить комфортные условия для выведения потомства. Весь секрет в том, что даже в сильные морозы температура под землёй не опускается ниже +6, а за счёт тепла, выделяемого животными она достигает +15 градусов. Тот же самый метод можно применять к расселению птицы. Он их держит кур в подвале дома зимой, а там без отопления 15 градусов тепла, поэтому куры у него несутся круглый год и цыплята выводятся тоже круглогодично.

Свиньи у Мурата Галиевича необычной породы.

Эта порода называется «вьетнамские вислобрюхие». Беременные самки заметно крупнее самца, они агрессивно настроены к своему партнёру и не допускают его к корыту.

«Настоящий матриархат» — замечает Мурат Сиразин. Также, Мурат Галиевич начал разводить Кармалей, а это на 25% вьетнамская, а на 75% венгерская пуховая мангалица (лесная лохматая свинья). Из нее Мурат Галиевич планирует начать делать тип Татарского Хамона и будет вялить мясо типа балыка свиного и сала, будет солить "по-гуцульски".

Инкубатор:

Мурат Галиевич следует убеждению, что все полезные свойства продуктов сохраняются, если термическая обработка не превышает 40 °С.

Поэтому и яблоки у него сушатся прямо в инкубаторе, где температура 37 градусов после того как часть инкубаторов освобождается в конце лета от инкубации яиц. Мясо и сыры тоже он делает по принципу сыроедов, до 42 градусов, то есть не мертвые продукты он делает, не уничтожая в продуктах все витамины и полезные свойства, как это делали наши предки.

После прогулки по ферме, Мурат Галиевич пригласил нас за стол с угощениями из свежих продуктов собственного производства, а мы взамен угостили его печеньем фабрики «Сладости для радости», которое пришлось всем по вкусу.

За чашкой чая мы долго беседовали, обсуждая текущее положение дел на селе и слушая истории бывалого крестьянина. Мы восхищались тому, что язычник, исповедующий древнюю Татарскую религию Тенгрианство, создал рай на Земле при своей жизни вокруг своего дома на хуторе.

Мурат Галиевич личность неординарная, увлекается историей и у него на все есть свои версии, например, он придерживается непопулярной версии происхождения названия города Казань от слов «Каз» — гусь и «ан» — мать, то есть название города означает гусыня-мать.

Рассказал нам фермер и об обычае готовить традиционное тюркское блюдо «казы» из гусятины. По сути это аналог широко известного испанского хамона, только из птицы. Татарстан относится к зоне рискованного земледелия, поэтому здесь получило распространение выращивание гусей. Так вот, как нам рассказал Мурат Галиевич, у татар есть такая традиция: когда гости приходили на свадьбу, каждый приносил с собой два вяленых гуся. Этот продукт не портится в течение пяти лет и молодожены вешали принесённых гусей на хранение. Таким образом, молодая семья была обеспечена едой на несколько лет. И сейчас Мурат Галиевич на своей ферме подумывает о налаживании производства «татарского хамона».

Мы были впечатлены как одному человеку удаётся содержать такое большое хозяйство. Но Мурат Галиевич пояснил нам, что главное это желание и стремление к развитию, отсюда и силы. Дают о себе знать и гены крестьянина. К тому же, ему помогают его сестра и внучатый племянник, а жена берёт на себя содержание огорода. Дети, зятья и внуки работают тут летом, так как они преподаватели вузов, а летом у них каникулы. Также сюда приезжают люди со всей страны, которые хотят стать фермерами, как правило горожане в третьем поколении. Набираются опыта и навыков. Огород у Сиразиных очень разнообразный.

В ухоженных теплицах растут помидоры, баклажаны, перец, зелень и многое другое. Картофель и огурцы здесь тоже сажают особым образом, под солому, что позволяет выращивать больший урожай по технологии ленивый огород. Вокруг хутора 60 га заброшенных земель, где пасутся у хозяина весь скот и птица, рядом Волга и искусственное озеро, куда ходят на водопой дикие лисы, зайцы, кабаны и косули.

Увиденный нами пример — ещё одно доказательство того, что энтузиазм в сочетании с опытом ведения домашнего хозяйства, даже в условиях рискованного земледелия помогут любому человеку обеспечивать себя и своих близких натуральными продуктами и жить благополучно в деревне. Разумеется, и Мурат Галиевич прошёл через трудности и неудачи, всю жизнь он был строителем. Был он и депутатом Верховного совета РТ, победив своего оппонента — первого секретаря райкома КПСС и замминистра сельского хозяйства в лихих 90-х.

Мурат Галиевич смотрит в будущее с оптимизмом и готов брать к себе в артель увлеченных людей, которые также хотят трудиться на земле на благо своей семьи, тем более, что земли вокруг полно и президент Татарстана Минниханов потребовал в очередной раз в своем послании Госсовету изымать все земли используемые не по назначению и передавать крестьянам. Мурат Сиразин мечтает чтобы в стране вместо агрохолдингов развивались частные крестьянские хозяйства. Чтобы все смогли сделать то, что сделала семья Сиразиных.

Уезжая из Шеланги, мы отметили для себя, что, если в России будет больше таких фермеров как Мурат Сиразин, домашняя экологически чистая продукция станет доступна многим городским жителям.

Тем временем, на берегах Волги настали сумерки, а наш автомобиль Volkswagen Amarok двигался в сторону столицы Татарстана Казани, чтобы на следующий день продолжить путешествие в сторону Уральских гор.

Поиск

Журнал Родноверие