Ещё в прошлом году в Пскове на берегах несуществующей ныне речки Зрачки обнаружена часть некрополя X века. Чтобы избежать визита «чёрных» копателей, археологи предпочли отложить рассказ о нем до окончательного завершения работ. Но сегодня Псковское агентство информации готово поведать читателям о том, какие открытия и находки удалось сделать ученым.

Благодаря изысканиям на Мстиславских раскопах у старой ТЭЦ курганный некрополь Пскова за последние два года значительно увеличился. Точнее, расширились познания о нём. Если раньше предполагалось, что один некрополь тяготел к современному зданию главного корпуса ПсковГУ, а второй располагался в районе палат Подзноева, то сейчас стало ясно, что сплошная линия раннесредневековых погребений тянулась от площади Ленина за улицу Некрасова. Немаленькую такую территорию отвели средневековые псковичи для своего «города мёртвых».

На Мстиславских раскопах обнаружено 12 или 13 курганов, три-четыре из них — в этом сезоне. Такая неточность появилась из-за того, что курганы оказались частично перерублены фундаментами более поздних сооружений.

Под слоем песка скрывались четыре трупосожжения (захоронения сожжённого праха) и одно трупоположение (захоронение тела умершего). Здесь лежал весьма пожилой человек 75-80 лет, погребённый по древнерусскому обряду. При нём были топор и остатки богатого воинского пояса.


Останки пожилого мужчины, найденные в кургане. Фото Археологического центра Псковской области

Особенность этого погребения в том, что в XIV веке его верхняя часть примерно до таза оказалась разрушена из-за работ по организации костерезных и плавильных мастерских. «Наткнувшись на останки, люди слегка пошарили в этой яме, попытались вытащить одну из бедренных костей. Подёргали, подёргали, сместили её немного, но до конца не вытащили. Так что нижняя часть скелета и часть пальцев левой руки сохранились практически в анатомическом порядке. Как и современного человека, псковичей тогда мало смущали кости каких-то очень древних людей. И сейчас в большинстве случаев строители, напоровшись на кладбище, просто разрушают его, делая вид, что ничего не случилось. Так происходит вдалеке от действующих охранных организаций. В Пскове такие вещи быстро пресекаются», — отметил старший научный сотрудник Псковского археологического центра Сергей Салмин.

Крупные, крепкие кости свидетельствуют, что найденный здесь мужчина был физически крепким человеком с развитой мускулатурой, с 44-м размером ноги и ростом за 180 см. За долгую жизнь его зубы (кстати, без всякого кариеса) успели хорошенько стереться — на них не осталось ни одного бугорка. Так можно «съесть» зубы на очень грубой пище, если ты, например, отшельник и 40-50 лет питаешься сырым зерном.

«Однако развитая мускулатура предполагает хорошее и регулярное питание, а значит, перед нами довольно пожилой человек. И это как раз не странно. Легенда о том, что люди в средневековье жили меньше — «средняя температура по палате». Основные причины убыли населения в то время — огромная детская смертность, смертность из-за болезней в условиях отсутствия антибиотиков и попадание топором по голове. Всё это приводит к тому, что человек умирает молодым, но это не значит, что те, кто не подхватил воспаление лёгких или не погиб в бою, жили меньше современных людей. Есть случаи, что люди жили около 100 лет, и это не слишком шокировало их окружение. Поэтому легенды о 30-летних стариках — это только легенды. Всё было ну не хуже, чем в XIX веке», — заверил Сергей Салмин.

При возведении мастерских товарищи из XIV века, по-видимому, забрали из кургана всё, что было на шее, голове и руках их неживого земляка, но топор и часть поясного набора уцелели. Причём топор не декоративный, а вполне боевой. Псковичи, следуя общей традиции того времени, предпочли не делать из захоронения сокровищницу. В знак уважения наши предпочитали насыпать огромный курган и класть туда немного вещей, чтобы не провоцировать похитителей.

«Люди средневековья были социально адапатированными и развитыми. Малое количество кладов на территории Древней Руси говорит о том, что в отличие, например, от достаточно примитивных и диких скандинавов, население Восточно-Европейской равнины было активно включено в товарооборот, поэтому деньги здесь предпочитали не закапывать. Сокровищами они становились только когда никому не были нужны. Вот привезли два ведра монет — что с ними делать? Только спать на них, как дракон. Поэтому чего-то слишком дорогого, дороже того, что люди носили сами, в могилы не клали», — пояснил Сергей Салмин.

Топоры, подобные найденному, входят в широкий оборот в середине X века и используются до конца XI века, распространяясь от территории современной Болгарии до современной Швеции. На оружии отпечатались следы ткани, из которой была выполнена одежда умершего. Ткань, предполагают археологи, могла быть шёлковой, но это неточно. Сейчас топор находится на стабилизации, которая необходима для прекращения внутренних процессов разрушения. Реставрация топора займёт не менее полугода.


Боевой топор. Фото из Instagram @arheologpskov


Боевой топор (вид сверху). Фото из Instagram @arheologpskov

Скорее всего, топор в погребении появился в качестве знака принадлежности умершего к кавалерии. «Это именно топор всадника, который с точки зрения качества пробития доспехов превосходил меч», — уточнил Сергей Салмин.

Поясной набор при средневековом ветеране оказался не совсем обычным. Как правило, в состав такой вещи входит один-два вида поясных накладок, здесь — три. Две из них с растительным узором, третья явно напоминает какую-то животину.


Поясные бляшки-накладки с растительным узором


Зооморфная накладка

Часть поясного набора

"Хвостик" поясного набора

Поясная обоймица и неочищенное поясное кольцо

Судя по расположению могилы с ориентацией на юго-восток, человек с топором уже был христианином. Его похоронили так, что в случае второго пришествия Христа и, соответственно, воскресения мёртвых, он смог бы, не сворачивая, отправиться прямиком в сторону Иерусалима. «Вообще, это удивительно. Курганные захоронения-кремации в Пскове доходят до XI века. В мире и, конечно, на Руси, это эпоха глубокого христианства. В это время могилы становятся прицерковными, курганы не насыпаются, кремации не производятся. А в Пскове, видимо, ещё было можно. Это такая окраина с особыми правами. Пограничная крепость, самый сильный политический фактор русского Северо-Запада на протяжении тысячи лет. На границе с воинственными племенами гораздо больше ценится личная преданность, чем конфессиональная принадлежность», — подчеркнул Сергей Салмин.


Бусины из курганного погребения


Бусины из курганного погребения


Бусины из курганного погребения

Рядом с курганами помимо множества разноцветных бусин найден малюсенький синий осколок с аккуратным бело-золотым орнаментом. Предполагается, что когда-то этот осколок мог быть частью большой чаши балканского или сирийского происхождения. Относительно географии сосуда должен высказаться коллега псковских археологов из Санкт-Петербурга Яков Френкель. Такие фрагменты дорогого стекла часто использовались в качестве украшения для одежды. Их, в подражание императорским одеяниям с драгоценными камнями, нашивали на ткань.


Сирийский осколок

Найденные останки, в том числе из трупосожжений, ещё предстоит изучить антропологам, которые смогут с точностью определить пол, возраст (для кремаций), режим питания, болезни, точные параметры роста и, возможно, внешний облик погребённого мужчины.


Фото Археологического центра Псковской области

В этом сезоне основные работы на Мстиславских раскопах завершены, археологи перебираются на «зимние квартиры» для изучения обнаруженных артефактов, консультаций с коллегами и новых открытий, которые должны восполнить пробелы в многотысячном паззле псковской истории.

Поиск

Журнал Родноверие