Эксклюзивное интервью с археологом Сергеем Каиновым по итогам раскопок в Гнездово.

Закончился полевой сезон на раскопках в уникальном месте — археологическом комплексе «Гнездово» недалеко от Смоленска. После сезона прошлого года
к нему прикованы тысячи взглядов любителей «эпохи викингов». Казалось бы, после сенсаций 2017-го нас уже не удивить. Но не тут-то было.

Рассказом об уникальных находках с Readovka поделился главный мастер по средневековому оружейному железу и не только, старший научный сотрудник отдела археологических памятников ГИМа, руководитель отряда Смоленской археологической экспедиции ГИМа, изучающего курганы Лесной группы, археолог Сергей Каинов.



Для начала добавим, что в этом году Сергей Юрьевич с командой волонтеров, а также студентов МГУ, НИУ ВШЭ, РАНХИГС, РГГУ и Университета в Тюбингене (Германия), раскопал два кургана: Л-209 и Л-210. Первый был небольшой, достаточно интересный для специалиста, но не столь уникальный для обывателя. Ведь нашли в кургане лишь горшки — шесть ранне-круговых сосуда, три из которых содержали кальцинированные кости, тогда как содержимое других еще предстоит установить. По костям же собираются определить пол и возраст упокоенных, несмотря на то, что останки были сожжены, и вся органика попросту выгорела — ДНК-тест не провести. Кроме того стоит отметить, что горшки находились в необычных местах (два были закопаны в ровике, окружающем курган), что по словам ученых ранее встречалось крайне редко.

Но идём дальше, вглубь могильника, именно там, в кургане Л-13, в далеком 1949 году археолог Даниил Авдусин нашел ту самую «горушну», самую раннюю на древнерусской территории надпись на кириллице. Недалеко от этого памятного места расположился Курган Л-210. Кстати номера курганам даются по мере раскапывания, т.е. это уже 210-й раскопанный курган в Лесной группе.



«Мы решили копать этот курган во-первых, потому что он расположен в зоне концентрации ранних курганов Лесной группы, а во-вторых — потому что он был целый, без видимых нарушений, и растущие на нем деревья позволяли раскопать центральную часть. Ожидания не просто не обманули нас, мы были поражены! Мы обнаружили, по всей видимости, парное захоронение мужчины и женщины. На месте возведения кургана горел погребальный костёр, и все костные останки обнаружены здесь вперемешку с углём и вещами.

На месте костра была вырыта яма, в стенку которой было воткнуто копье ланцетовидной формы с готической врезкой на втулке и с возможно дамаскированным пером (дамасская сталь — вид стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности, чаще всего в виде узоров, прим. ред.). Это полный аналог копья, найденного при раскопках в 1874 году здесь же, в Гнездовских курганах. Вместе с копьем был воткнут меч типа Е. (по типологии Яна Петерсена, прим. ред.) По тем особенностям, которые удалось рассмотреть до его реставрации, можно сказать, что он аналогичен мечу, найденному в кургане Л-13 и выставленному в экспозиции исторического музея Смоленска», — рассказал Сергей Каинов.

Напомним, что это уже третий меч, найденный за последние два года археологами, после 18-летнего перерыва.


Археологам удалось найти рядом с оружием погребальную урну — лепной сосуд непривычно большой высоты — 60 см. Внутри были кальцинированные кости, которые сложили туда после прогорания погребального костра. Сверху лежали две железные гривны с молоточками Тора. Там же лежали железные ножницы и прочие мелкие предметы.

На кострище найдено также большое количество бус из сердолика, хрусталя и стекла, множество серебряных женских подвесок. Кроме того, бусодержатели готландского типа, то есть те, которые встречались на острове Готланд в Балтийском море. Бусы представляют собой планки с дырочками на обратной стороне. В дырочки вдевается верёвочка, и на ней держатся бусы. Удивительно то, что ранее такие вещи встречались лишь в Швеции, и впервые обнаружены на территории Гнёздово и, возможно, в целом России.

«Когда мы обнаружили обломок, у нас сразу возникло предчувствие того, что мы сейчас найдем медвежьи головы (особые фибулы — атрибут исключительно женского костюма о. Готланд, прим. ред.), но нет — мы нашли обломки обычных скандинавских фибул, которые в довольно большом количестве найдены в Гнездовских курганах. То есть обычные овальные фибулы (почти обязательный элемент женского костюма, широко распространены по всей Скандинавии и Финляндии того времени, прим. ред.), но очень мелкие обломки, я не могу сразу сказать, какой это тип, но скорее всего тип 51», — рассказал Сергей Каинов.



Археологам посчастливилось обнаружить обломок серебряного перстня, монеты — несколько дирхемов (арабских серебряных монет) в виде монет и подвесок (монет с приклёпанными «ушками»). Нашли даже солид — золотую монету византийского императора Феофила, который правил в 829-842 гг. Удивительно, что точно такая же монета, только превращенная в подвеску, была найдена в кургане Л-47, находящемся буквально в 50 метрах. Можно предположить, что эти люди могли друг друга знать.

«Я не готов датировать это погребение по монете Феофила. Те предметы, которые я видел, говорят скорее о том, что погребение совершено в первой половине Х века, но сейчас однозначно утверждать нельзя. Я думаю, мы позже все-таки получим более-менее конкретную дату, потому что отобрали образцы для радиоуглеродного анализа — уголь, скорлупа лесного ореха. Они растут один год, соответственно, по ним можно сделать более точный анализ. Орехов было найдено много, возможно, стояло лукошко, которое прогорело и рассыпалось на кострище», — добавил археолог.

Найдено еще три глиняных горшка: один лепной, другой ранне-круговой, третий импортный. Он, как и погребальная урна, отличается очень большими размерами. Найден сосуд в обломках, и для того, чтобы говорить о морфологических особенностях, его необходимо для начала склеить.

Еще одна из удивительных находок — это стеклянный кубок или бокал. Он расколот на множество осколков, которые были найдены буквально по всей территории кострища. По осколкам вероятнее всего удастся сделать 3D-модель, чтобы восстановить облик кубка.


Особенно удивили археологов два золотых слитка — таковых в погребальной практике Древней Руси не находили ни разу. Один весит 11,5 граммов, второй — около 6. На обоих литейные неровности и следы проковки.

Обнаружено большое количество фрагментов позумента — деталей расшивки одежды — из серебряной и золотой проволоки. То есть погребение содержало большое количество золота, что для Гнездова вообще не характерно. Да и вообще для того времени в целом золото — вещь очень редкая и дорогая. Также найдены небольшие обломки непонятного пока изделия, украшенного сканью.

Среди «сокровищ» также есть детали сбруи коня, фрагменты украшенного головами дракона псалия — части узды, соединяющей удила с поводьями и оголовьем, обеспечивающей фиксацию удил и управление животным. Это полная аналогия псалиям, найденным в супрутском кладе в Тульской области. Разве что там они были целые, а в Гнёздово сильно фрагментированные. Выполнены в скандинавской орнаментике.




«В целом все говорит о скандинавской принадлежности погребенных. Но есть одна удивительная находка, о которой я еще никому не говорил — в составе инвентаря погребального комплекса мы нашли трапециевидную женскую подвеску культуры смоленских длинных курганов. О чем она нам говорит? Не знаю, может быть одна из погребенных — местная женщина. Изучение костного материала должно показать, сколько всего было погребенных — возможно более двух. Пока набор погребального инвентаря позволяет утверждать, что погребение как минимум парное.

Обнаружить большое количество мелких обломков предметов позволило использование методики промывки кострищного слоя. Мы всё кострище, а это несколько кубометров слоя, промыли на ситах. Потом весь отобранный материал разбирали на специальных столах, собрали все мельчайшие осколки, буквально 2 х2 мм. Общее количество найденных предметов, я думаю, зашкаливает за тысячу и приближается к полутора тысячам. Можно предполагать, что если бы и ранее промывались курганы (те, что были раскопаны в середине прошлого века и ранее, прим. ред.), количество находок было бы больше. Но тогда была другая методика. Опять же надо сказать, что работали здесь самоотверженные люди. Без них раскопать такой курган было бы невозможно. Последнюю неделю мы работали с 8:30 до 21:00, до того, как заходит солнце. Это у нас называется „световик“. Без этих людей, без команды, без волонтеров вообще бы ничего невозможно было бы сделать», — рассказал Сергей Юрьевич.

Чуть позже археолог добавил про еще одну интересную деталь: в кургане также были найдены три сердоликовые вставки, возможно, когда-то они были в перстнях. На каждом из камней имеется надпись на арабском языке, две из них перевел Вячеслав Кулешов. Одна гласит: «Воля Аллаха», вторая: «Победа принадлежит Аллаху», третья пока не переведены. Арабские надписи в Гнездове найдены впервые.


Несмотря на то, что уникальнейший археологический комплекс постоянно подвергается разрушению — то от грабительских раскопок, то от современной застройки, — археологи радуют нас все новыми и новыми открытиями. В шутку Сергей Юрьевич говорит, что данный курган входит в ТОП-5 раскопанных в Гнёздове курганов. Немудрено, вещевой комплекс просто поражает. Богатое скандинавское захоронение изобилует не только родными для викингов вещами, но и хранит в себе «сувениры» из других культур, возможно хозяева кургана много где успели побывать, до того, как нашли свой вечный покой на смоленской земле.

P.S. Благодарим всех, кто трудился в Гнездове на благо русской археологической и исторической науки. А всем заинтересованным сообщаем, что в Москве в Музее архитектуры им А.В. Щусева с 10 сентября по 21 октября пройдет выставка «Культурный мост: из прошлого в настоящего», где будет представлено множество предметов из Гнездово. И напоминаем, что уже совсем скоро, 25-26 августа, на Смоленщине пройдёт фестиваль «Гнездово»
, где можно не только окунуться в прошлое с головой, но и пройти с экскурсиями по археологическому комплексу.

А напоследок небольшой бонус — подробный рассказ о последних находках в селище и пойменной части «Гнёздово» от археолога Василия Новикова специально для радиопрограммы «Родина слонов».

[видео]

Поиск

Журнал Родноверие