Почему идея водных маршрутов для туристов в городе-музее Суздале не прижилась еще с 80-х годов прошлого века.

На стыке 80 и 90-х годов прошлого века к многочисленным суздальским «колоритам» добавился еще один. По Каменке начала ходить настоящая деревянная ладья, вроде тех, на которых бороздили эту реку русские и заморские купцы во времена древней Руси. Туристы к этим водным покатушкам под парусами вдоль суздальских древностей, которые устраивал Главный туристический комплекс (ГТК), отнеслись с воодушевлением.

Но средневековое парусно-весельное судно не появилось бы в те времена в Суздале без двух существенных обстоятельств.

Во-первых, если бы в 1974 году директором ГТК не стал Владимир Молчанов — человек хозяйственный, активно популяризировавший свое заведение и постоянно фонтанирующий идеями. Ладья на Каменке — его детище.

Во-вторых, если бы не решались проблемы реки. Мелеющую Каменку в 1976-1978 годах подперли двумя плотинами: одну возвели в районе ГТК, вторую — ниже по течению от автомоста на улице Ленина, в районе улицы Набережная Шевченко. Река стала более глубокой. В 1988 году ГТК решил почистить зарастающую, заиливающуюся и местами заболачивающуюся реку. Руководившая в те времена Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Алиса Аксенова в своей книге «Суздаль. XX век» приводит одну из январских заметок 1989 года газеты «Суздальская новь»:

«Взялись оздоровить Каменку. Турцентр выделил на очистку реки 174,5 тысячи рублей (бюджет города — 160 тысяч рублей). Подрядные работы ведут специалисты ПМК-16 по проекту московского института «Гидрокоммунстрой». Проект предусматривает углубление русла на 60-80 сантиметров, расширение Каменки до 20-25 метров. Работы, которые намечено провести в течении 10 месяцев, должны охватить участок реки протяженностью 4,5 километра. Причем главная цель — сделать реку доступной для плавания многовесельных туристических ладей».


Фото газеты "Призыв", 1989 год

Двадцатиметровая ладья с резной носовой частью, парусом и веслами обошлась ГТК еще в 21 тысячу рублей. Заказывали ее на Гороховецком судостроительном заводе, который в те времена еще не закрыли. Над ладьей в течение 2 лет работали, как писала газета «Призыв», лучшие мастера судоверфи под руководством конструктора предприятия Ю. Н. Никифорова. В ГТК реплику древнеславянского судна привезли летом 1989 года на специальной автоплатформе.

Для ладьи около ГТК построили специальную пристань. Придумали имя — «Россиянка». В первый официальный рейс в августе 1989 года на палубу ладьи ступил сам Владимир Молчанов, ансамбль ГТК «Белосад» и суздальские дети. Плыли с песнями.

В дальнейшем экзотическое судно катало по Каменке отдыхающих ГТК и других туристов. По воспоминаниям заместителя гендиректора ГТК Василия Безрукова, ладья доходила до деревянного моста на дороге между Покровским и Спасо-Евфимиевским монастырем, глубины и ширины реки вполне хватало. По желанию отдыхающих, судно приставало к берегам и туристы могли выйти погулять.

«Призыв» писал, что были планы использовать «Россиянку» для проведения речных экскурсий. Руководителям ГТК мечталось, что ладья будет ходить по Каменке аж до Кремля — мимо Спасо-Евфимиевского и Покровского монастырей, Ильинского луга и Торговых рядов, у каждого памятника судно будет останавливаться, и туристы по каменным ступеням будут подниматься к достопримечательностям. Уже задумывались над тем, как строить эти лестницы, и как поднимать деревянный мост у монастырей, чтобы судно могло свободно под ним проходить.

Но начались «лихие 90-е». Василий Безруков вспоминает, что вместе со снижением туристического потока, сократилось и количество желающих пройтись по Каменке под парусами. В 1992 году Владимир Молчанов покинул свой пост генерального директора Главного туристического комплекса. Примерно в это же время было решено, что ладья для ГТК уже не нужна. По воспоминаниям Василия Безрукова, ее продали на турбазу на озере Рубское в Тейковском районе соседней Ивановской области.

Поиск

Журнал Родноверие