За день до своего 66-летия в Вильнюсе скончался выдающийся режиссер Эймунтас Някрошюс. «Театрал» позвонил одному из соавторов его спектаклей композитору Фаустасу ЛАТЕНАСУ и попросил сказать несколько слов.

- Эймунтас Някрошюс не был, а остается крупнейшим "явлением" в мировом искусстве. Своим неповторим стилем, своим пониманием театра он еще при жизни воздвиг себе памятник. Без него современный мировой театр восприниматься уже не может.

Эймунтас был "театральный язычник", жил по своим правилам и обрядам, уходящими корнями в древний литовский фольклор. Камень, дерево, огонь – через эти глубинные символы он подходил к душе человека, разбирал произведения Чехова, Достоевского и Шекспира. Он не просто рассказывал историю на сцене, а находил в материале то, что другим увидеть было не дано. В своих постановках он уходил в самую глубь – в центр Земли, туда, где плазма, где все горит.

Конечно, не все понимали его спектакли, его символы. Но настоящее искусство не всем дано понять, нужна особая подготовка. Можно пойти на веселую оперу Верди, а можно пойти на шестичасовую оперу Вагнера. Вот он был такой глубины, как Вагнер, как Малер. Не могут все его сразу воспринять. Някрошюс не просто ставил спектакли, он создавал произведения искусства. Через литературный материал, через тему, через главных героев он раскрывал глубокие философские смыслы, пытался докопаться до самой сути человечества. Зрителями нужно было посмотреть спектакли Някрошюса не один раз, чтобы понять то, что он хотел сказать. Это как сложная музыка, которую необходимо прослушать несколько раз, чтобы в ней разобраться.

Эймунтас порой мне казался шаманом. Надо было уметь с ним разговаривать без слов и с помощью интуиции понимать его внутренний мир. Вот так мы и общались. Мне приходилось угадывать его мысли и, следовательно, воплощать его замыслы.

38 лет мы работали вместе. Начинали со знаменитого спектакля «Квадрат», который хорошо помнит старшее поколение, потом были «И дольше века продлится день», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Отелло», «Макбет», «Фауст» и последняя постановка «Борис Годунов». К лету мы должны были поставить «Царя Эдипа». К сожалению, сбыться этим планам уже не суждено.

Поиск

Журнал Родноверие