К каким разрушительным последствиям может привести религиозный фанатизм можно судить по обезглавленным, разбитым на части каменным шедеврам древнеегипетской цивилизации, уничтоженным ревностными христианами в первых веках.

Сейчас эти разрозненные останки пытаются восстановить археологи в Александрии.

Когда посещаешь римский амфитеатр в этой древней столице Египта задумываешься не только о взорванной афганскими талибами огромной статуе Будды, уничтоженных и разграбленных игиловцами музеях [ИГИЛ —международная террористическая организация — запрещена на территории РФ — прим.ред].

Черты ненависти ко всему, что не отвечает узколобым представлениям о «единственно правильном» устройстве мира явственно проступают и в современной России. Достаточно вспомнить, как православные «ревнители» грозились поджигать кинотеатры, показывающие «Матильду», атаковали выставки, нападали на противников массовой застройки парков храмами «шаговой доступности».



Когда Александр Македонский покорил Египет, то отдавая распоряжение основать город, названный в его честь, он замышлял его как невиданный в истории «город мира», где будут мирно уживаться представители разных религий, культур, народов, где будет сконцентрирована вся мудрость людей, для чего была основана знаменитая александрийская библиотека. Завоевав Египет, греки, хотя и основали новую династию птолемеев, но при этом полностью восприняли наследие предшествующей культуры, что проявилось в статуях царей, изображавшихся в обличье фараонов. Эллины синтетически соединили религию египтян со своими верованиями, приумножили и восстановили храмы, доставшие им в наследство от незапамятных времен. Храмы в честь Изиды соседствовали со священными постройками в честь Адониса, Геракла. Эту же политику толерантности продолжили и римляне, воздвигшие в Александрии несравненный храм Сераписа. В обличье этого «синтетического» бога каждый грек, римлянин, египтянин, могли легко увидеть признаки своих родовых божеств. Так продолжалось до тех пор, пока христианство не было объявлено официальной религией. Хотя Иисус исповедовал любовь и терпение, в представлениях невежественных проповедников и ведомой ими фанатической толпы все великое наследие древнего Египта моментально превратилось в «бесовщину», с которой нужно бороться любыми доступными средствами.

Новая религия устанавливала свое господство, превращая в руины и пыль великие памятники прошлого. Христианство, замышлявшееся создателем этой веры как религия любви на земле фараонов приобрела форму крестового похода против «тысячелетнего язычества». О том, насколько далеко, уже к четвертому веку, ушли последователи Христа от заповедей всепрощения и толерантности можно судить по тому, что уже в 391 году александрийский патриарх Феофил приказал перестроить храм Диониса для ведения в нем христианского богослужения, что вызвало естественный гнев и возмущение приверженцев этого культа. Начавшиеся народные волнения привели к тому, что поддерживаемые войсками христианские фанатики осадили величайший древности, в котором укрылись язычники. В нем находилась гигантская статуя этого бога, которую современники называли одним из чудес света. После нескольких месяцев осады храм был сожжен и полностью уничтожен. От Сераписа осталась лишь огромная голова, которая хранится по сей день в греко-римском музее Александрии в напоминание о варварстве невежественных фанатиков, насадивших огнем и мечом свою религию.

В 415 году в Александрии подстрекаемая монахами толпа растерзала знаменитую представительницу античной мудрости Гипатию. О том, насколько круты были меры, предпринимаемые сторонниками новой религии против древних культов можно судить по жизнеописанию святого Шенуды. В житиях среди прочего рассказывается о методах, к которым прибегал ревностный монах, уничтоживший сотни памятников египетской истории.

«Случилось однажды, что когда Шенуда вошел в город Шмин, чтобы ночью тайно убрать идолов из дома Гесия, тотчас двери дома язычника растворились. Шенуда вошел в дом с братьями-монахами, вынес идолов на улицу, где их раскололи и бросили в реку», — сообщается в житии святого. Борьба с каменными «демонами» приобрела масштабный характер. От Средиземного моря на севере, до храма Исиды в Филе на южных окраинах Египта, превращенного в христианскую церковь в 535 году по распоряжению императора Юстиниана.

Каждого, кто решит посетить знаменитый древнеримский амфитеатр в Александрии на входе встречает экспозиция выставленных на улице каменных божеств древнего Египта. Здесь можно увидеть Изиду, статуи фараонов и правителей Египта династии Птолемеев, гранитных сфинксов. Большинство скульптур обезглавлены, стоят отдельные торсы, гранитные сфинксы покалечены варварской рукой. Эти величественные обломки были извлечены археологами из-под воды в александрийской бухте. Каменные «идолы» после победы христианства, а затем и прихода арабов под зелеными знаменами пророка свозились со всего Египта для укрепления александрийских волнорезов. Чтобы волны не разрушали берег. Таким образом решалась двойная задача — избавиться от ненавистных древних богов, а заодно найти материал для строительства пирсов. Многим статуям, перед тем, как они были брошены в воду были причинены умышленные повреждения. Однако, ученым, благодаря кропотливой работе, хотя бы частично удалось восстановить наследие древних, которое пытались навеки укрыть от людского взора не в меру ретивые религиозные адепты.

В наше время, в Египте, как и в ту незапамятную эпоху «крушения идолов» находятся желающие уничтожить остатки древнеегипетской цивилизации. Не так давно радикальный исламский проповедник из Кувейта призвал уничтожить Большого Сфинкса и пирамиды в Египте, заявив, что настало время стереть с лица земли наследие фараонов. По мнению проповедника, раз пророк уничтожил в свое время все идолы в Мекке, то и его потомки должны положить конец «идолопоклонству». В 2012 году египетский священнослужитель также издал фетву, призывающую избавить страну от пирамид и Сфинкса.

«Не только примеры ИГИЛ (международная террористическая организация — запрещена в России — прим. ред.), уничтожившего скульптуры доисламской эпохи, хранившиеся в музее Мосула, уничтожившего древний ассирийской город Дур Шаррукин, разрушившего остатки древнего города Хатра и срывшего бульдозерами город Нимруд, говорят о том, что темная энергия варварства и нетерпимости легко находят себе выход и в наше «цивилизованное» время. Еще не так давно в СССР взрывались храмы, нацистская Германия и англо-американская авиация превращали в руины уникальные памятники европейской истории. Прорастают ростки невежества и ненависти и в современной России. Достаточно вспомнить, что православные ревнители грозились сжигать кинотеатры, где показывают «Матильду». Под предлогом защиты прав верующих нередко закрываются выставки, люди отправляются в тюрьмы по обвинению в «святотатстве». Все, что противоречит свободе мнений и вероисповеданий, насаждает «единственно правильную» точку зрения, рано или поздно приводит к тяжелым последствиям для общества, культуры и нравственности», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель электронной библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко.

Поиск

Журнал Родноверие