Ограблениями, кражами, разбоями в нашем городе никого не удивишь. И поэтому нападение на правозащитную организацию "Мемориал" (мы рассказывали о нем в 34 за 2003 г.) поначалу не вызвало широкого резонанса. Ну, вломились, вынесли компьютеры. Слава богу, никого не убили, не ранили... Однако история нападения на правозащитников получила в высшей степени удивительное продолжение. И дело, слушание которого началось недавно в Куйбышевском федеральном суде, имеет все шансы стать знаковым.

Ограблениями, кражами, разбоями в нашем городе никого не удивишь. И поэтому нападение на правозащитную организацию "Мемориал" (мы рассказывали о нем в N 34 за 2003 г.) поначалу не вызвало широкого резонанса. Ну, вломились, вынесли компьютеры. Слава богу, никого не убили, не ранили... Однако история нападения на правозащитников получила в высшей степени удивительное продолжение. И дело, слушание которого началось недавно в Куйбышевском федеральном суде, имеет все шансы стать знаковым.

"Заказной" разбой

14 августа прошлого года в офис "Мемориала" на Разъезжей ворвались два человека, вооруженные молотками. Сотрудницу организации, встретившуюся на пути, связали, втолкнули в умывальную комнату и заперли. После чего направились в кабинет председателя правления "Мемориала" Владимира Шнитке. Представились членами "общества защиты Буданова". Спросили, где "главный компьютер". Шнитке ответил, что такого у них нет. Тогда председателю связали руки скотчем, забрали из кабинета записную книжку, два компьютера (мини- и ноутбук), самого Шнитке заперли и скрылись.

Судя по деталям происшествия, нападение явно было выполнением некоего заказа. Во-первых, налетчиков интересовала только содержащаяся в компьютерах информация — они отсоединили и оставили на столе блоки питания, модем, "мышку". Во-вторых, они не искали и не взяли денег, гордо заявив жертве: "Деньги нам не нужны!"

Шнитке на милицию особо не надеялся. Свое расследование провели сотрудники одного из агентств, занимающихся охранной и сыскной деятельностью, доложили о результатах в правоохранительные органы, и спустя месяц был задержан первый подозреваемый. Второго налетчика до сих пор не нашли.

Слава роду, смерть уроду

Задержанным оказался медбрат детского сада Фрунзенского района Владимир Юрьевич Голяков. Он же Богумил Голяк. Он же Богумил Второй, он же "верховный волхв Всеславянского святилища", он же "глава ведической общины староверов", он же "глава поморской общины "Родобожье", он же "радарь Невского края", он же "господарь всея славян". Персонаж, как вы уже, наверное, поняли, крайне любопытный.

Первый раз Голяков широко "засветился" в 2001 году. Он созвал пресс-конференцию, на которую явился с массивным посохом, в старинном одеянии, с чучелом лисы на плече, и поделился с журналистами ("вестниками государевыми") своей бедой. Дело в том, что на месте святилища Перуна (на углу улиц Бухарестской и Ярослава Гашека) власти решили построить православный храм, а потворствовала этому безобразию и беззаконию "боярыня Фрунзенского района" (в миру тогдашняя глава районной администрации Анна Маркова). Впрочем, сразу же язычник перешел с этой темы на другие, не менее важные. В частности, Богумил Второй объявил, что готов править всеми славянами, назвал христианство чуждой нашему народу верой, призвал бороться за "кровное" название города (Невоград), обозвал христианскую цивилизацию скопищем убийц и политиков, а всех людей, забывших Перуна, — сбродом. В заключение торжественно поклялся на верность президенту ("Клянусь Путь-Царю — староверы никогда не вдарят российской государственности в спину"), крикнул: "Слава роду, смерть уроду!" и, стукнув посохом, удалился.

Смешно? С одной стороны, да. С другой, все это сильно напоминало бредни националистов. (Кстати, подавляющее большинство нынешних скинхедов — убежденные язычники.) Поговаривали, что в конце девяностых Голяков был тесно связан с неофашистскими группировками, в частности с Русским национальным единством. И на той встрече "волхва" прямо спросили о связях с РНЕ, но Голяков от них открестился, сказав, что любое политические движение — "уродное и преступное". Но тем не менее нужно помнить, что главным из язычников в новейшей истории Петербурга был председатель "Союза венедов", ныне покойный Виктор Безверхий (в языческом миру "дед Остромир"). Он прославился тем, что первым издал книгу Гитлера "Mein Kampf" в России. Дважды его судили (за издание книги и разжигание национальной розни), и оба раза суд оправдал Безверхого, не найдя в его действиях злого умысла.

Двусторонняя поддержка

Вскоре после задержания Голякова к прокурору Санкт-Петербурга Николаю Винниченко обратился с письмом депутат Госдумы (в то время) Виктор Илюхин. Не грех процитировать фрагменты: "Мать (Голякова. — А. К.) считает, что сын Владимир не мог совершить правонарушение, так как он глубоко верующий человек, а староверы практически никогда не берут чужого имущества, это тяжкий грех. Он возглавляет поморскую общину "Родобожье", которая проводит большую патриотическую воспитательную работу среди молодежи по возрождению древних славянских традиций и языческой веры наших предков. Оказывает большую поддержку военнослужащим Российской армии, сотрудникам правоохранительных органов, защищающих конституционный строй и интересы государства в Чеченской республике... 14 августа 2003 года, когда Голяков В.С. якобы совершил преступление, он в это время принимал больных староверов по месту жительства, т. к. обладает познаниями в области медицины и лечит народными средствами".

Что конкретно имел в виду Виктор Илюхин под словами "оказывает большую поддержку сотрудникам правоохранительных органов", мы не знаем. Но, похоже, депутат сказал чистую правду. Настоящий гром среди и так не очень ясного неба грянул, когда выяснилось, что уже на второй день в следственный изолятор, где допрашивали Голякова, вошел человек, назвался сотрудником ФСБ и передал "волхву" записку. Следователь прокуратуры немедленно распорядился задержать гостя и изъять "маляву". Посетитель действительно оказался майором ФСБ. А в записке была... фамилия человека, который смог бы подтвердить его "алиби". Майора отпустили, а в ФСБ отправили бумагу с просьбой провести служебное расследование. Никакого ответа, естественно, не получили.

Продолжение следует?

Таким образом, попытка "сделать алиби" Голякову успехом не увенчалась. Потом язычник говорил, что в тот день, когда ограбили "Мемориал", он лечил хворых староверов. И это "алиби" на допросах рассыпалось. Тогда защитники "волхва" заявили, что 14 августа Голякова вообще не было в городе. Рухнула и эта легенда, но Голяков по-прежнему отрицает свою вину. Теперь он говорит о том, что преследуют его исключительно из-за религиозных убеждений и что вообще все это — провокация "Мемориала", русофобской организации, существующей "на деньги ЦРУ, на еврейские деньги".

Владимир Шнитке в свою очередь полагает, что "заказали" компьютеры с архивом "Мемориала" спецслужбы, а Голяков был всего лишь исполнителем в этой истории. Кстати, это не первый подобный случай в практике правозащитных организаций: несколько лет назад компьютер с базой данных украли у известного правозащитника Молоствова, после из квартиры одного из членов "Мемориала" выкрали жесткий диск домашнего компьютера.

...Виновен ли Голяков? На этот вопрос суд даст ответ, может быть, уже нынешним летом. Но кто второй налетчик? По чьему наущению действовали преступники? Что понадобилось им в компьютерах "Мемориала"? И, самое главное, какова роль ФСБ во всей этой истории? Эти вопросы пока остаются без ответов. Хотя некоторые выводы, безусловно, напрашиваются. Мы будем следить за развитием этой истории.

Справка "АиФ"

Владимир Голяков не первый раз оказывается в поле зрения правоохранительных органов. 30 июля 1995 года вместе с тремя своими приятелями "радарь Невского края" пришел в школу N 205, в актовом зале которой проходило собрание школы "миссии мормонов церкви Иисуса Христа Последнего дня", и накинулся на сектантов. Голякова и компанию арестовали и присудили к выплате штрафа.

В сборнике "От национализма к нацизму", изданном Санкт-Петербургским союзом ученых в 2001 года, опубликована статья "Волки": по ту сторону человека, между Богом и бестией". Автор — доцент кафедры философской антропологии философского факультета Вячеслав Сухачев, изучавший язычников вообще и Голякова в частности. "Верховный волхв" объяснил автору свою идеологию следующим образом: "Что такое славянин? Славянин — это тот, который держит за собой славу, а слава заключается в выполнении трех договоров с Родиной, с нашим Богом, как с малой Яр-Родиной, с матерью, так и с Ярг-Родиной, с совокупностью пассивного начала, то есть язычество на Руси есть восстановление активного начала нашего народа. Все, вот это нам достаточно, потому что эта цель сама по себе настолько глубокая и далекая, что нам просто насрать на остальное".

Поиск

Журнал Родноверие