Что скрыто в запасниках новгородской экспедиции?

Каждый год археологические исследования приносят сотни и тысячи новых находок, большинство которых обычный, не связанный с наукой человек, к сожалению, никогда не увидит. В Новгородской археологической экспедиции (НАЭ) за её более чем 80-летнюю историю было обнаружено свыше 150 000 индивидуальных находок – даже при большом желании невозможно не то что выставить их все в музеях, но даже как следует описать в специальной научной литературе. Безусловно, учёные проводят большую работу по публикации и введении в научный оборот самых интересных и характерных образцов, классифицируют находки по типам и категориям. Однако результаты их исследований редко выходят за пределы специализированных научных журналов и монографий, отличающихся очень небольшим тиражом, и требуют от читателя наличия хотя бы базовых археологических знаний.

Чтобы сделать эту информацию более доступной для всех интересующихся, мы решили представить новгородскую коллекцию из музея Кафедры археологии Исторического факультета МГУ, доступного только для сотрудников и студентов вуза. Начальник Троицкого раскопа, кандидат исторических наук Виктор Сингх рассказал о находках, а наш незаменимый Андрей Бойков их сфотографировал.



Кожаная маска
За время археологических исследований в Великом Новгороде было найдено несколько кожаных масок с прорезями для глаз и рта. Большинство из них относятся к XIII веку. По внешнему виду их можно разделить на три типа: зооморфные (изображающие животных), антропоморфные (изображающие человека) и смешанного типа (вероятно, изображающие мифических персонажей). К маскам иногда пришивали бороду, усы и брови.

Распространено мнение, что маски в Новгороде использовали скоморохи, разыгрывавшие в честь языческих богов театральные действа с ритуальным танцами и ряжением (т.е. переодеванием). Безусловно, полностью исключить вариант использования масок для увеселения народа мы не можем, но в то же время пока не известно ни одного факта, прямо подтверждающего эту гипотезу. Боле того, внешний вид маски в большинстве случаев может скорее напугать, чем насмешить. Это противоречит общепринятому представлению об увеселительной роли скоморохов, которые были неизменными «профессиональными» заводилами на всех праздниках.

Согласно другому предположению, маски могли использовать волхвы. Есть сведения о том, что в процессе обряда они закрывали лицо для общения с потусторонним миром и душами предков. Кроме того, маски могли применяться в религиозно-магических обрядов, нашедших отражение в календарных праздниках Древней Руси и напоминающих карнавалы в Европе. Из-за недостатка информации в источниках мы не можем предпочесть одну из версий – все они имеют право на существование.


Копьё-рогатина
Рогатинами в Древней Руси назывались длинные копья с большими наконечниками. Они применялись пешими и конными воинами как в бою, так и на охоте. Назначение рогатин – наносить глубокие и очень широкие раны, вызывающие сильное кровотечение и быструю гибель зверя, коня или воина-противника.

Лавролистный плоский наконечник копья с т. н. узорчатым клинком изготовлен в технике дамаскированной стали и соединяется с древком при помощи шестигранной втулки. Находка датируется второй половиной XII века. Мастер соединял в горячем состоянии полосы железа и стали, получая металл, на поверхности которого после шлифовки и травления появлялся узор в виде переплетающегося орнамента (полос, ёлочек, ромбов и т. д.). Куски дамаскированного металла вваривались в лезвие клинка. В результате материал изделия приобретал очень красивую текстуру.



Стеклянные браслеты
Стеклянные браслеты и их фрагменты – одна из самых массовых находок при раскопках древнерусских памятников. Такие браслеты – надёжный хронологический маркер (т. е. по ним можно датировать другие предметы), поскольку нам хорошо известно, что их максимальное распространение приходится на XIII век.

Браслет – это очень яркая и красочная находка. Встречаются образцы чёрного, синего, зелёного, бирюзового, жёлтого, коричневого, фиолетового цветов. Часто они перевиты жёлтыми, белыми, зелёными и красными спиралями. Большинство браслетов прозрачные, однако встречаются экземпляры из матового стекла. Цвет стекла браслетов находится в тесной связи с его химическим составом. Данные спектрального анализа показали, что большинство новгородских браслетов изготовлено из калиево-свинцово-кремнезёмного стекла.

Для изготовления браслета стеклянный стержень необходимого сечения вытягивали из заготовки той же формы, но большего диаметра. Впоследствии он (стержень) нарезался на отрезки необходимой длины. При повторном нагреве эти отрезки сгибались в обруч, образуя браслет. Концы при этом тщательно заделывались и заглаживались. Место стыка приобретало прямоугольное сечение. По технике изготовления различают круглые гладкие, витые, ложновитые, кручёные, кручёные с перевитием и другие виды таких браслетов.


Гребни
Костяные гребни, широко распространённые в Новгороде, типологически и хронологически существенно отличаются друг от друга. Наиболее ранний тип – наборные односторонние гребни-расчёски с футлярами. Исследователи предполагают их скандинавское происхождение. Такие гребни бытуют с X до середины XI века, а затем постепенно выходят из употребления. В самом конце X века появляются цельные двусторонние гребни с частыми и редкими зубьями. Они бытуют весь XI век, а в первой половине XII столетия начинают постепенно исчезать. В зависимости от формы, пропорций и орнаментации, гребни этой группы разделяются на несколько типов. Гребни трапециевидной формы появляются лишь в начале XII века и бытуют довольно долго, а прямоугольные плоские гребни возникают в начале XIV века. В середине XII столетия цельные двусторонние гребни постепенно сменяются новой группой – двусторонними наборными гребнями. Они широко распространены в XII и XIII веках.




Новгородские гребни

Ножницы
Ножницы, как и ножи, относятся к группе универсальных инструментов, широко применявшихся в Древней Руси в повседневном быту и ремесленном производстве. Существовало два типа ножниц – пружинные и шарнирные. В пружинных два удлинённых, клинообразных стержня – режущие полотна соединены дугообразной пружиной в конце ножек-рукоятей. В шарнирных два лезвия соединены осью (шарниром либо штифтом) примерно посередине общей длины ножниц, между рабочей частью лезвий и рычагами. Оба типа существуют и в настоящее время, хотя гораздо шире распространены ножницы шарнирного типа.

Основным типом, равномерно распределённым во всех горизонтах культурного слоя, являются пружинные ножницы. Менее популярны были шарнирные ножницы. В Новгороде они бытуют со второй половины XI до середины XV века. Однако основная часть находок сконцентрирована в напластованиях XIII-XIV столетий. Вероятнее всего, шарнирные ножницы в основном использовались дома. Исключение составляют большие портновские ножницы, применявшиеся, очевидно, для резки тяжёлых тканей. Рукоятки шарнирных могли быть украшены богатым орнаментом.



Шарнирные ножницы

Наконечники стрел
Начнём с определения. Стрела – это метательный снаряд колющего действия, предназначенный для поражения цели на дальней дистанции. Она состоит из двух отдельных частей: поражающей – наконечник, и несущей – древко. Большинство наконечников стрел, найденных в Новгороде, железные. В Древней Руси существовали различные названия для разных стрел: просто стрелы, срезни, томары, кайдалики, северги. Все эти названия, несомненно, обозначали стрелы с наконечниками различных форм, предназначавшиеся для разных целей.

По форме насада все наконечники делятся на втульчатые и черешковые. К первой группе относятся наконечники с конической втулкой, при помощи которой они закреплялись на древке. Ко второй группе – подавляющее большинство наконечников стрел с острым, шиловидным или плоским узким черешком, забивавшимся в торец древка.
Выделяется множество разновидностей наконечников стрел: ланцетовидные, остролистные, срезни, двушипные, ромбовидные, двурогие, гранёные, долотовидные, пирамидальные, шиловидные, гарунные трезубые…

Срезни, как видно из названия, предназначались для срезания, нанесения широкой резаной раны. К ним относятся все наконечники с режущим остриём.
Томары – это наконечники для охоты на белку, соболя и других пушных зверей. У сибирских народов эти наконечники сохранились под таким названием до XX века.

В X-XI столетиях имели довольно широкое распространение плоские наконечники с широким пером – двушипные, особенно многочисленны – ромбовидные и т. д. Бронебойные наконечники в этот период уже употреблялись, но всё ещё составляли незначительный процент от общего числа. В XII столетии произошёл резкий скачок в развитии вооружения. Появились новые мощные виды оружия, в том числе самострелы, а вместе с ними – серия новых, более тяжёлых бронебойных стрел. В XIII веке развитие шло в том же направлении. Не только наконечники стрел, но и остальные виды боевого оружия совершенствовались, становились более приспособленными для поражения оборонительных доспехов.

Напоследок поговорим ещё о двух интересных находках. Первая из них, так называемый чеснок, относится к военному делу – это несколько соединённых звездообразно металлических штырей. Чеснок использовали для противостояния кавалерии и пехоте противника как инженерное заграждение.

А что перед нами на следующей фотографии? Палка с несколькими сучками? На самом деле это мутовка, которую, по этнографическим данным, использовали для взбалтывания, перемешивания и взбивания различных жидкостей и смесей – например, теста. Именно так выглядел древнерусский миксер.

Поиск

Журнал Родноверие