Распространение Ислама в Центральной Азии не привело к полному исчезновению архаических и древних верований. Практически в каждой стране региона до наших дней сохранились определенные традиции и различные культы, пережившие тысячелетия своего существования, но не потерявшие к себе веру и интерес.

Тенгрианство или культ космического божества Тенгри, восходящее своими корнями к 5-4 тысячелетиям до нашей эры — в числе подобных вероучений. Существовавший еще до принятия буддизма, христианства и ислама у тюрко-монгольских кочевников культ Тенгри до сих пор представляет интерес для многих представителей кочевнической цивилизации, в том числе и для определенной части этнических кыргызов.

ТЕНГРИАНСТВО КАК ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

«Тенгрианство это философия жизни, здесь нет мест для поклонения в виде мечети, церкви, синагоги. Здесь нет религиозных книг в виде Торы, Библии, и Корана... Здесь говорится, что мы люди, такие же равные звенья одной цепи, как река, дерево, и мы не вправе, основываясь на своем эгоцентризме,вырубить лес и построить дом, если на то нет острой необходимости. Ты относишься к окружающему миру также, как хочешь, чтобы относились к тебе», — объясняет приверженец взглядов тенгрианства из Бишкека Сумсарбек Оббо Мамыралы.

Он выходец из обычной советской семьи, традиционно считавшей себя мусульманской, но не соблюдающей при этом основных канонов Ислама.После восьмилетнего пребывания в Европе и испытания кризиса религиозной идентичности, стал увлекаться идеями тенгрианства. Сейчас Сумсарбек — убежденный атеист, рассматривающий тенгрианство как философское мировоззрение, способное помочь человеку достигнуть гармонию с самим с собой и с окружающим миром.

Примерно такой же интерпретации придерживается Шаршенали Кабатегин, активист общественного объединения «Кыргыз эл касиети академиясы» (Академия качеств присущих кыргызскому народу).

«Наши основные принципы заложены в традициях кочевого народа, во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в нашей культуре, все это в совокупности мы называем «Тинирчилик», — объясняет активист Шаршенали.

БОРЬБА ЗА ПРИЗНАНИЕ

Однако в отличие от Сумсарбека, он и его единомышленники уже 10 лет борются за официальное признание тенгрианства в качестве официальной религии в Кыргызстане. Очередной призыв активистов был озвучен 13 октября на их пресс-конференции в Бишкеке. Тем не менее, до сих пор им это не удается.

Кроме признания безличного бога в лице Тенгри, последователи этого направления признают культ матери природы (Умай эне), веру в жизненную силу (кут), и уважение к умершим предкам, которые могут приходить к своим потомкам на помощь (онгон).

Тенгрианцы Кыргызстана также проявляют свои традиции в поклонении различным природным объектам. К примеру, часто можно заметить природный куст, увешанный полосками тканей, который символизирует просьбу к божественным силам о ниспослании здоровья, защиты от болезней и недугов, просьбы об удаче.

Тенгрианцы признают культ матери природы (Умай эне), веру в жизненную силу (кут), и уважение к умершим предкам, которые могут приходить к своим потомкам на помощь (онгон).

Активист Шаршенали не знает точного количества последователей тенгри, поскольку для них это не так важно. По его словам, тенгрианство у кыргызов в крови. Каждого, кто знает своих предков по имени до седьмого колена, «можно считать тенгрианцем». Он уверен, что официальная регистрация тенгрианства в Госкомиссии по делам религии Кыргызстана поможет его единомышленникам защищаться в законном порядке от разных нападок и давления, которым они подвергаются.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ТЕНГРИАНЦЕВ

Экс-директор Государственной комиссии по делам религий в Кыргызстане Орозбек Молдалиев в беседе с Радио Озоди отметил, что отношение к тенгрианцам среди населения в целом можно оценить, как терпимое, за исключением некоторых моментов. «В Таласе был случай, когда местный имам сказал, что это не религия и на этой почве у них возник конфликт, а так никаких преследований и гонений в их отношении нет», — заверил эксперт.


Орозбек Молдалиев

По словам Молдалиева, отдельные члены тенгрианцев, в свою очередь, могут порой оскорблять мусульман, обвиняя их в «поклонении арабской религии».

ОСТАТОК ДРЕВНИХ ПОНЯТИЙ

Кыгызский историк Рыскул Жолдошев также утверждает, что нельзя воспринимать тенгринство на современном этапе в качестве религии, поскольку кроме отсутствия религиозных элементов, у этого движения практически нет последователей. «Я не знаю их точного количества, но уверен, что, если не учесть людей, у которых есть личный интерес, там практически никого не останется», — поделился мнением историк. В целом, историк видит во взглядах о тенгрианстве остаток древних понятий и убежден, что они обречены на исчезновение.

Согласно данным кыргызстанского Центра исследований религиозной ситуации, на территории Кыргызстана официально зарегистрированы и функционируют порядка трех тысяч религиозных организаций, в том числемечети, медресе, церкви и так далее. Запрет на ведение деятельности действует против 21 террористической и экстремистской организации.

Религиозный состав верующих кыргызстанцев состоит из 82,7 % мусульман, 16% христиан, а также из многочисленных групп бахаи, иудеев и буддистов.

Поиск

Журнал Родноверие