pinflix 300mbmovies profi-news.ru clipsage.com kashtanka.mobi javshare.pro sexyindians.mobi 1dom.info amateurporntrends.com zbporn.net xxx vedio justindianporn similarpornsites.net sakurajav.mobi myxxxbase.mobi

Что было важным в костюме для людей времён освоения Сибири: социальный статус или финансовая состоятельность? Откуда взялась поговорка «не по Сеньке шапка» и является ли вышивка на одежде мифом - обо всём этом рассказал руководитель Центра военно-исторической реконструкции «Служилые люди Сибири» Василий Минин.

«Терра инкогнита»

В омском Центре военно-исторической реконструкции свято блюдут традиции, поэтому девушек не допускают до военных баталий – война удел мужчин. Вместо махания мечом и стрельбы из лука, хотя нежные барышни этим не пренебрегают, основной задачей девушек являются исторические изыскания.

«Девчонки занимаются тем, что создают традиционную русскую одежду периода становления Московского государства – это середина XVI – первая треть XVII века. Русская традиционная одежда этого периода рассчитана была на определённые климатические условия, определённый уклад жизни, – рассказал Василий Минин. – Жизнь людей в те времена разительно отличалась от той, к которой привыкли мы. Люди в зданиях находились очень мало, даже представители привилегированных классов, - 70-90% времени проводили на улице. Соответственно, костюм был адаптирован под условия жизни и работы на свежем воздухе».

К слову, мода в средние века не стояла на месте, были свои динамика и тенденции. Историки и реконструкторы сейчас пытаются в этом разобраться, достоверно воссоздать эпоху средневековья на территории Московского государства.

Какое же отношение московская мода того времени имеет к Сибири? Самое прямое. В конце XVI века Московское царство пришло в Сибирь и начало внедрять новую государственную систему и закон. Первые 30-40 лет с начала освоения новых земель в Сибирь шли в основном мужчины, служилые люди, затем чиновники, строители, крестьяне и купцы. Конечно, ехали люди неохотно, но, тем не менее, переезжали семьями. Так что в Сибири женщины-переселенки тоже были, хоть и в малом количестве. И одевались согласно канонам, которые были приняты в тех местах, откуда люди были родом - из Великого Новгорода, Олонецка, Архангельска и других северных областей. По словам Минина, именно оттуда пришли в Сибирь первые поселенцы, приспособленные к суровому климату, имеющие свой менталитет и культуру.

Исходя из некоторых исторических фильмов о Руси, исключительно в шкуры. Возможно, режиссёры-постановщики правы, хотя сибирская мода 400-летней давности никому доподлинно не известна. «Мы даже не представляем, как люди выглядели, потому что нет никаких данных, – посетовал Минин. – Мы можем судить об этом только по Кунгурской летописи и каким-то зарисовкам, сделанным иностранными шпионами, которые приезжали послами в Московское царство и делали рисунки по описаниям тех же татар или самоедов (общее название коренного населения северных районов России, к числу которых относятся ненцы, селькупы, энцы, нганасан, и т д.- Прим. ред.), но это просто фантастические рисунки, не имеющие связи с действительностью».

Фото: Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"/ Александра Силкина

Согласно Кунгурской летописи, у коренных сибиряков была средне-азиатская мода, мужчины носили кафтаны, чаще всего с прорезями для пуговиц, но и с нашивками тоже встречались. Нужно понимать, что Кунгурская летопись – очень условный источник, так как её автор много чего заимствовал из западно-европейских миниатюр того времени. Историки только начали разбираться, что в летописи истинно, а что – нет.

Особая культура – сибиряки. Освоение края велось руками коренного населенияКстати, по словам Минина, историю северных областей Сибири изучать проще: такие памятники, как Абдорский городок, Мангазея, относительно сохранились благодаря вечной мерзлоте – учёные находят целые элементы обуви и одежды, так что есть возможность хоть что-то реконструировать. Но что касается Омского региона, то это полная неизвестность. На этом фоне город Тара – удивительный исторический памятник – в нём законсервировано много органики. Про Омск такого не скажешь. Так что как выглядели те же барабинские татары, как одевались, нигде нет никаких описаний.

Главное - статус

О чём может сказать костюм? Как говорит реконструктор, обо всём. Костюм сконструирован так, чтобы основное время, даже холодное, находиться на улице. В доме только спали, ели и пережидали самые лютые холода. Также одежда показывает сословие, род занятий и пр. К примеру, до середины XVII века костюмы царя, высокопоставленного чиновника, военного человека, купца или крестьянина по конструкции особо не отличались. Отличие было в качестве и количестве ткани, отделке. Так, отдельные элементы рубахи или кафтана у знатного человека могли быть длиннее, чем у простолюдина: к примеру, рукав мог быть откидной и завязываться в несколько узлов. Это показывало, что хозяин такой одежды может себе позволить ради своего статуса потратить несколько десятков лишних рублей и показать, на какой социальной ступени он находится. В то время статус был важнее богатства.


Фото: Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"/ Александра Силкина

Многие заблуждаются, что азиаты хвастали своим богатством. Богатство было следствием того, что было человеку дано по праву рождения.

Помимо качества тканей и отделки были ещё отличия. Что касается одежды служилых людей, то, к примеру, у рядового воина сабли не было, десятник этот вид оружия имел, а к нему шла портупея. Также были какие-то культовые украшения, пуговицы.

Кстати, ярким примером может служить пословица «не по Сеньке шапка». Она появилась в XV-XVI веке, когда выстраивались определённые социальные отношения, и шапка в гражданской жизни была неким показателем социального статуса. Даже существовали специальные царские указы, запрещающие, к примеру, купцам, далеко не бедным людям, носить шапки с определённым украшением – окладом из каменьев или мехом, которые носили бояре.


Фото: АиФ/ Николай Кривич

Летний мужской головной убор был из войлока с тканевой подкладкой, видной при отвороте. Также нашивали пуговицы, которые были изготовлены из разных материалов. У зимней шапки была такая же конструкция, только был меховой подклад, качество которого говорило о статусе хозяина головного убора: дешёвая овчина, более дорогой бобёр, особо ценные горностай и соболь.

Женские головные уборы изготавливались по тому же принципу, но ещё добавлялись накосники, налобные повязки, волосники и пр.


Фото: Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"/ Александра Силкина

Вышивка – дорогое удовольствие

Многие люди уверены в том, что вышивка на верхней одежде славян была всегда. Это миф. Как рассказал Василий Минин, до появления дешёвых нитей, изготовленных на фабриках, никаких вышивок на одежде не было. Спряденная вручную нить стоила очень дорого. Если человек хотел себя показать, он покупал дорогую ткань – китайскую, испанскую, английскую, фламандскую, со сложной структурой и рисунком. Отдельные элементы вышивки встречаются, но крайне редко, чаще всего это накладки или вошва, то есть сплетённые определённым образом косички, которые нашивались на плечи, грудную часть одежды. На мужских нижних рубахах вышивка не встречается практически нигде. Эти данные получены историками при изучении погребальной одежды из некрополей. Также в швы вшивались канты. По мнению учёных, эти украшения служили оберегами, имели декоративную функцию. Для укрепления одежды по подолу, вороту и рукавам могли идти косички, тканые или плетёные. Вышивка была очень дорогим удовольствием.


Фото: Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"/ Александра Силкина

Обилие вшивки появляется в более поздний период – со второй половины XVII века - с развитием мануфактур, царских, боярских и монастырских, а потом и появления в конце XVIII веке фабричного производства.

Ручная работа

В лаборатории исторического костюма девушки уже смогли воссоздать несколько элементов исторической одежды: рубахи, головные уборы, накосники, налобные повязки, платки, сарафаны. В лаборатории есть два ткацких станка – четырёхремизный и шестиремизный (ремизные рамы позволяют делать узорную и фактурную ткань. – Прим. ред.), так что девочки ткут. Омский историк и археолог Сергей Татауров позволил пользоваться его исторической коллекцией тканей, поэтому у девчонок есть возможность сравнить и сделать что-то похожее. Они используют современные нити, так как пока у Центра нет возможности выращивать овец, стричь их, обрабатывать шерсть и прясть её. Но даже из пряжи фабричного производства ткань получается очень похожей на оригиналы.


Фото: Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"/ Александра Силкина

Лён и шерсть – основные материалы. Льняное полотно идёт на рубахи, шерсть – на верхнюю одежду. Технология ткачества соблюдается строго. «Если раньше мы делали предметы с приближенностью к историчности в 30%, то сейчас они имеют историческую достоверность на 70-80%», – поделился Минин.

Ребята после того, как будет готовы ткани, приступят к созданию исторических костюмов – эталонных коллекций традиционной мужской и женской одежды той эпохи. Будет представлен костюм простого служилого человека, представителя среднего офицерского состава – десятника, старших офицеров и командиров – сотников, дьяков, бояр. Получится около 15 комплектов – целая выставка, которую в скором времени смогут посетить омичи и гости города, интересующиеся историей.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 14.11.2009

Велеслав - Основы славянского Кологода

Лекция школы "Русская Традиция" от 25.10.2009

Богумил - Иной мир в представлениях славян

Поиск

Журнал Родноверие