Мой предыдущий пост, связанный с оценкой религиозных взглядов русского народа на основе археологических данных вызвал ряд возражений, которые сводятся к двум основным постулатам:

1) Автор, ты ничего не понимаешь, христианство принято Русью в Х веке, а всякие находки, этому утверждению противоречащие — есть всего лишь «темная сторона» христианства. На самом деле все русские люди были настоящими христианами, слегка обремененными отдельными суевериями.

2) Культ прародительницы скифов почему-то совершенно непохож на славянскую веру.

Что же, давайте разбираться.

Пункт первый: стала ли Русь христианской в Х веке?

Есть в науке такой принцип: доказательство от противного. Вот им мы в данном вопросе и воспользуемся.

Допустим, в Х веке христианство и вправду стало религией всея Руси. Если это так, то оно стало и религией Нижегородского, Костромского и Галичского княжеств.

Тем более, что согласно христианским летописям, там имелись свои обширные и богатые епархии, монастыри и церкви, переполненные прихожанами, князья там делали в храмы богатые вклады, а в XV веке митрополит Фотий, опираясь на церковный авторитет, смог помирить сына Дмитрия Донского, правителя Галича, с его племянником.

В общем — типичная летописно/христианская идиллия.

Теперь садимся на машину и едем в эти земли, благо добираться совсем недалеко — всего четыре сотни километров от Москвы. Если верить Яндексу — шесть часов пути при отсутствии пробок. Все под боком, чай не Африка. Приезжаем, и что там видим?





Да-да, все правильно, ваши глаза вас не обманывают. В обширных древних епархиях по сей день — в XXI веке! — большинство населения продолжает придерживаться совершенно ветхозаветных языческих традиций. Языческая вера благополучно пережила и христианизацию, и атеистические гонения, и бремя веков -- и продолжает вполне благополучно существовать и здравствовать прямо рядом с нами.

Даю справку: в Верхнем Поволжье насчитывается 578 официально зарегистрированных молельных рощ, и еще столько же полуофициальных. Эти рощи постоянно посещает полмиллиона прихожан, а еще несколько миллионов наших сограждан просто идентифицирует себя язычниками, посещая священные рощи от случая к случаю. Сиречь, по факту на сегодня, в XXI веке, спустя тысячу лет после «принятия Русью христианства» исконные язычники составляют третью по численности религиозную конфессию, уступая только христианству и исламу!!!

Внимание, вопрос: являются ли жертвоприношения языческим богам и массовые молебны в языческих священных рощах «темной стороной христианства» или это просто «обременение отдельными суевериями»?

Можно не отвечать. Это был сарказм...

Согласитесь, как минимум полумилионная языческая община, существующая на Руси спустя 1000 (тысячу) лет после «крещения Руси» — автоматически делает утверждения о полном и искреннем принятии Россией христианства тысячу лет назад несколько... Э-э-э.... Преувеличенными.

Поскольку наличие в самом центре России полумиллионной языческой конфессии ломает пропагандистские шаблоны о крещении Руси в Х веке почище многих тысяч накопанных археологами змеевиков — то помимо простого замалчивания оной конфессии христианские пропагандисты используют против данного факта до боли знакомый постулат: «Не обращайте внимания, это не считается! Это вообще не славяне, а финно-угры!».

Не очень понятно, как подобные утверждения стыкуются с христианским принципом «несть ни эллина, ни иудея» (Послание к колосянам, 3:11) — но не станем вдаваться в казуистику. Просто рассмотрим факты.

Левобережье Волги отличается от прочих земель тем, что на протяжении многих веков оно являлось пограничьем, местом смешения трех крупнейших этносов русского народа. Согласно современным генетическим исследованиям тамошнее население состоит аккурат на треть из потомков скифов (гаплогруппа «R1a»), на треть из потомков славян (гаплогруппа «I») и на треть из потомков финно-угров (гаплогруппа «N1c»).

Финно-угры проникали на Русскую равнину с востока, из-за Урала и общепризнанно считаются приверженцами шаманизма. Определяется этот факт весьма просто. Чем дальше на восток — тем слабее влияние христианской культуры и административных ресурсов, тем меньше процент славянского населения, тем больше возможностей для проявления народной самобытности.

Однако, чем дальше мы двигаемся на восток, во глубину былинных финно-угорских земель -- тем меньше нам встречается священных рощ, каковые уступают место не менее языческим традициями шаманизма.

Так что обвинять финно-угров в поклонении дубам, березам и камням бессмысленно. Это не их «профиль».

Но вот если посмотреть на запад — то там всплывают факты совершенно иного характера.

Откроем многотомную историю Польши монаха Яна Длугоша, написанную "по горячим следам" еще в середине 15 века и прочитаем, как в 1387 году великий князь литовский Ягайло попытался провести христианизацию Литвы.

Согласно описанию очевидцев главными святынями литовцев были следующие:

«Огонь, его они считали вечным; леса, почитавшиеся ими священными; ужи и змеи, в которых, по верованию язычников, невидимо пребывают боги. Этот огонь, почитавшийся варварами, как вечный, и сохранялся в Вильно, главном городе и столице народа. Капище и жертвенник король приказал разрушить; сверх того, он повелел вырубить рощи в лесах, почитавшиеся священными, и сломать в них ограды».

Язычники, естественно восстали, турнули крестителей к чертовой матери и в 1392 году Ягайло лишился титула литовского Великого князя...

Особо обращаю внимание: все вышеописанные события происходят на рубеже XV-XIV веков! В те самые времена, когда, согласно летописям, вся Литва уже давным-давно насквозь христианская, с конца Х века в ней учреждены два епископства, с 1317 года существует собственная Литовская митрополия, каковая в указанные годы и пребывает под пастырством святителя Киприана! И вот поди же ты — оказывается, одновременно с этим что в центре Вильнюса все еще горит священный огонь и волхвы возносят там положенные требы! Похоже ли это на «темную сторону христианства» или «отдельные устоявшиеся суеверия»?

Да, это опять сарказм.

Однако нас в данном опусе интересует не политика, а религия. Кому именно поклонялись литовцы по показаниям свидетелей? Главных святынь всего ничего:

1) Священный огонь

2) Священные леса и рощи

При этом, обращаю внимание -- никаких идолов никто не упоминает! Никаких истуканов никто не выкорчевывает и не топит. Таковой славянский культ отчего-то никому не известен...

Благодаря показаниям господина Длугоша мы достаточно точно знаем западную границу «лесных святилищ» в XV веке — это границы современной Польши. Восточная граница определяется рощами, существующими по сей день. Несложно заметить, что «религия священных рощ» раскинулась как раз на исконно русских землях. И учитывая изложенные факты: наличие священных костров даже в крупных городах и повсеместное существование языческих святилищ -- как минимум в XV веке влиятельность христианства в этих землях выглядит весьма и весьма сомнительной.

В этом смысле очень интересно сравнить то, как выглядят русские святилища и русские волхвы в реальности и в христианской пропаганде.

Вот волхвы из фильма «Викинг» 2016 года:

А вот волхв настоящий с языческого святилища:

Вот капище из кино:


А вот капище настоящее:


Как говорится — почувствуйте разницу!

Если бы авторы фильма хотели отразить реальное прошлое -- то ведь ничего сложного. Потратить несколько часов на поезд, доехать до Нижнего Новгорода, и отснять нужный материал в реальном святилище с реальными волхвами. Но... кого в наше время интересуют достоверные факты?

Русофобские мифы намного интереснее.

Теперь дадим ответ на второй вопрос -- о том, почему археологические оценки верований русского народа столь сильно от киношных славянских обычаев?

В первую очередь это происходит потому, что научная оценка языческих обычаев славян радикально отличается от лубочных картинок маскульта -- но упирается в целый ряд трудностей.

Если со скифскими обычаями историкам все более-менее ясно: степное происхождение, культы праматери Табити и священного огня, каковые очень долго и медленно подменялись христианством — то со славянскими верованиями царит полный и откровенный бардак. Дело в том, что с точки зрения археологии, славяне — это последователи культа камней.

Славяне. Молились. Камням.

Молитвенные камни славян относятся к трем большим группам.

Во-первых, это камни особенные: либо огромные, либо цветные, либо странные, либо еще какие-то нестандартные:


Священный Конь-камень с острова Ковенец. Предположительно посвящен Сварогу и способен отгонять всякие беды и опасности, и в том числе -- ползучих гадов. Пытаясь излечить камень от божьей силы священники освятили его и построили сверху часовню. Эффект оказался равен нулю: Ковенец и сегодня остается единственным островом, на котором не водятся змеи. Вообще. Фотография -- автора

Священный Синь-камень на Плещеевом озере. В 1788 году рамках борьбы с суевериями был утоплен в озере. Спустя 70 лет выполз со дна и начал двигаться к своему прежнему месту обитания возле Борисоглебского монастыря. Пустырь вокруг камня вытоптан тысячами паломников. Фотография -- автора

Во-вторых — это камни-чашечники: камни, имеющие на себе выемки искусственного или естественного происхождения.


Типичный чашечник искусственного происхождения в естественной среде обитания


Типичный священный чашечник естественного происхождения, но добившийся признания краеведов, и потому попавший в музей

В-третьих — это камни-следовики: камни, несущие на себе отпечатки человеческих ног. В большинстве случаев оные следы имеют искусственное происхождение — хотя, по слухам, встречаются и отпечатки, возникшие в силу игры природы.


Типичный камень-следовик на воле. Судя по невнятности отпечатка -- игра природы


Типичный камень-следовик в неволе. Все интересное можно прочитать на табличке

Итак, мы точно знаем, что славяне поклонялись камням. Это было хорошее известие. Плохое состоит в том, что что никаких инструкций к культу камней не прилагается. Вообще. В нашем мире нет ни единого источника, который способен хотя бы отдаленно объяснить, в чем именно состояла религия славян!!!

Изустная традиция, елы-палы. Знания только для своих.

На основании анализа сказаний и суеверий этнографы предполагают, (жутко не люблю это слово) что вода, которая собирается в чашах священных камней, обретает некие магические свойства, присущие богам, которым посвящены камни. Испив эту воду, смертный получал от бога данный дар (здоровье, любовь, меткость и т. д.). Этнографы предполагают, что отпечаток божьей ноги так же наделял камень магическими качествами. Этнографы предполагают, что славяне вовсе не верили, будто камни являются богами, либо боги находились внутри камней. Камни являлись лишь символами — вечными и неуязвимыми, как сами боги. И очень вероятно, каждому из богов соответствовала своя горная порода.

Но повторюсь — это всего лишь гипотезы и домыслы неизвестного уровня достоверности. Так что, если кому-то и вправду известны реальные верования славян — очень хотелось бы о них услышать!

По счастью, со священными рощами дела обстоят намного проще. С одной стороны, археологически древние святилища не существуют. Что сможет найти археолог в священной роще? Как ему отличить бывшее святилище от самого обычного леса? Если амулеты вырезаны из дерева, если это ленты, вышивка, бусы — что достанется археологам?

Абсолютно ничего.

Если бы древнее язычество не сохранилось по сей день — мы бы вообще не догадались о его существовании. Письменности нет, капитальных строений нет, сказки и предания инструментальному исследованию не поддаются. Попробуй, догадайся, что некий дуб или береза являются священными, если тебе про это не поведал дедушка или мама не рассказала!


Священные дубы. Если не знать семейной тайны -- ни за что не догадаешься. (фотография одолжена с сайта "Славянское содружество")

С другой стороны -- христианство в своей лютой нетерпимости к инакомыслию оставило нам огромное количество подсказок в отношении основной русской религии.

Приведу типичный пример. Как известно, во Псковской области бьют священные Славянские ключи, которые образуют, сливаясь воедино, не менее священную в славянской мифологии Реку Жизни. И вот какое объявление висит возле данного «природоохранного объекта»:


Объявление возле "волшебных" славянских родников, через которые языческие боги даруют смертным здоровье, удачу, силу, богатство, любовь и т. д. (автор не поленился попить из каждого). Почитаются славянами вот уже третье тысячелетие, как источник жизни. Не очень понятно, каким образом уважение славян к собственным древнейшим святыням способно оскорбить православные каноны?

Кабы не возмущение церковников -- мы бы и не знали что славянские языческие традиции столь сильны даже в индустриальных центрах России! Псковская область -- это на Зауралье, на финно-угорские суеверия подобного уважения к древней святыне уже не спишешь.

Примерно так же христианские летописи XVII "засвечивают" священные рощи своего времени:

«Ведомо нам, что в ыных городех и в уездах умножилось в людех всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество, сходятца по вечером и во всеночных позорищах на улицах и на полях и богомерзских и скверных песней и всяких бесовских игр слушают мужеского и женского полу и до сущих младенцев, сходятца многие люди мужского и женского полу по зорям и в ночи, чародействуют с солнечного всхода первого дни луны и смотрят и в громкое громление на реках и в озерах купаютца, чают себе от того здравия, и с серебра умываютца, а об Рожестве Христове и до Богоявлениева дни сходятца мужского полу и женского многие люди бесовское, а в на вечери Рожества Христова и Василева дни и в Богоявление Господне клики бесовские кличут, колоду, и таусень, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичей грай..."

И поэтому надобно выкинуть Велесов камень с Боровицкого холма (камень все-таки убрали из Кремля, но только в 1847 году), истребить святилище на Болвановке (ныне -- Таганка, священные камни пролежали там до середины ХХ века), да на Яхроме (священные камни найдены на дне реки Комарихи), да в Чертолье -- ну, и так далее только адреса успевай записывать...

Вот так, благодаря "борьбе с язычеством" мы и узнаем, что еще в XVII веке священные рощи стояли чуть ли не на каждом углу...

Ну и плюс к тому -- как мы уже упоминали, священные рощи любой желающий может посетить прямо сейчас и ознакомиться с языческими обычаями в режиме "полного погружения в реальность".

"Посетив реальность" мы можем во всех подробностях узнать, как функционирует классическая священная роща язычников.


Молебен в священной роще полтора века назад

В первую очередь -- священная роща является "общей". Желая поклониться богам, прихожанин приходит ранним утром и приносит жертву -- птицу или животное. Те, кто обходится вегетарианскими подношениями, может приходить позднее -- дабы не увидеть "кровавого зрелища".

Затем наступает время молитв. Можно молиться родовым богам-радуницам, можно священному огню скифов или их змееногой праматери, можно Христу или священным деревьям, можно камням или Марксу и Энгельсу -- это есть личное дело каждого. Однако после молитв люди собираются к единой общей трапезе, приготовленной из жертвенного мяса, а так же разбирают освященные волхвами продукты.

Такие вот "единство и борьба противоположностей". Ты можешь молиться любым своим особым богам -- но ты все равно остаешься участником общины, и вместе со всеми преломляешь общий кусок хлеба.

Может быть, именно поэтому язычники никогда не вели религиозных войн?

Кроме того, общаясь с реальными верующими и прихожанами, этнографы с большим интересом изучают "на практике" отношения язычества с христианством. Согласно их наблюдениям, значительная часть язычников считает Иисуса Христа одним из настоящих богов, и потому верующие полагают очень полезным молиться Христу и его "святым", и приносить им правильные жертвы. Сиречь -- даже в наши дни язычники Верхнего Поволжья довольно часто приходят в церковь для того, чтобы оставить перед распятием или иконами жертвенного гуся или курицу -- и быстренько сбежать, ибо этот обряд неизбежно заканчивается скандалом с православными прихожанами.

Вот на какие суровые жертвы и опасности приходиться идти честным язычникам, дабы уважить достойным подношением страдания искупителя!

Но самое интересное в данных исследованиях: по утверждениям этнографов, язычники-двоеверы с легкостью душевной посещают православные церкви для того, чтобы помолиться там своим, личным языческим и родовым богам!

Сиречь -- даже наличие в некоем месте христианской церкви и большого количества прихожан на деле вовсе не является свидетельством христианизации населения! Язычники считают вполне допустимым прийти в православный храм и вознести там молитвы Макоши, Ярилу или даже Зевсу.

Почему нет? Ведь святилище -- это место молитв, оно между отдельными богами не делится!

Данный нюанс языческой религиозной культуры крайне важен, поскольку русская религиозная история буквально собрана из фактов, когда Православная Церковь ведет себя в отношении язычества в точности так, как лиса с зайчиком в популярной сказке про избушку ледяную и лубяную.

Сиречь, пользуясь полной толерантностью язычников к иным верованиям, христиане просят:

-- Можно мы тут у вас свой крестик поставим?

Им, естественно, разрешают. Ведь святилище -- это пристанище всех богов.


Крест в "святом месте"

-- А можно, мы тут часовенку поставим, чтобы зимой не так холодно молиться было, а в дождь не так мокро?


Домик-часовня над священным родником

-- Можно.

-- А церквушку можно?

-- Ладно

-- А домик, чтобы послушники рядом со святилищем жить могли?


Хотите верьте, хотите нет, но это -- древнее капище, что подтверждается археологическими изысканиями

-- А давайте, напишем на ограде, что это не просто святилище, а монашеская обитель?

-- ?!

-- И пожалуйста, не привязывайте здесь своих языческих ленточек, и не приносите языческих жертв. Это оскорбляет наши религиозные чувства!!!

В качестве яркого примера такого общения приведу хорошо задокументированную в летописях историю. В Х веке князь Владимир решил ввести на Руси единобожие и стал основывать тут и там святилища своего родового покровителя Перуна, каковые по имени бога так и назывались: Перынь.

Многие святилища функционируют по сей день, они остались на своих местах и сохранили свои названия. Так что, если вам вдруг захочется вознести молитвы богу грозы и правосудия -- вы можете запросто приехать в любую Перынь и... увидеть такую вот вывеску:


Ворота, ведущие в древнее святилище Перуна, ныне -- монашескую обитель того же имени

Сиречь -- за несколько веков веков православие аккуратно прибрало к рукам языческую святыню, не потрудившись при этом даже "документы поменять"! Как Перынью святилище было -- так и осталось.

Однако главная пикантность ситуации состоит в том, что если вы есть истинный язычник -- вы не моргнув глазом войдете в эту обитель и тамошнюю церковь, вознесете там молитву во славу Перуна, оставите у алтаря красного петуха в жертву, и поспешно уйдете, дабы избежать ненужного скандала.

А если вместо петуха принесете в жертву "пятихатку" -- то еще и благословение от батюшки получите!

Риторический вопрос: человек, который в вербное воскресение в Храме Христа Спасителя молится богине Триглаве о плодородии -- это прихожанин из какой конфессии? Особенно с учетом того, что свою "жертву на храм" он в церковную копилочку все-таки бросил?

Теперь остается только сделать выводы.

Во-первых: что бы там не впаривали неофитам христианские пропагандисты в борьбе против археологических фактов -- древнерусские змеевики не при каких обстоятельствах не могут быть христианскими амулетами! В силу абсолютной нетерпимости христианства к инакомыслию, верующий христианин никогда не станет носить никаких иных амулетов, кроме нательного крестика.

В то же время, для язычника подобный талисман есть явление естественное и разумное. Отчего бы предусмотрительному человеку, заручившись покровительством праматери -- не попросить на всякий случай помощи еще и у чужого, но явно сильного бога?

Во-вторых: доступные нам летописные и археологические факты уверенно доказывают, что даже в XV веке верующий христианин был невероятно редкостной птицей на просторах Русской равнины. В этот период времени, как проговариваются христианские же летописцы, в крупных славянских городах священные костры совершенно открыто горели на главных площадях под присмотром штатных общинных волхвов. Какое уж тут может быть христианство?

Доминирование христианства сомнительно даже в XVII веке -- в виду того, что общеизвестные "реформаторы христианства" патриарх Никон и протопоп Авваакум, прежде чем сцепиться друг с другом, ставили своей первейшей задачей борьбу с язычеством.

И в-третьих: тот факт, что 80% накопанных археологами религиозных атрибутов являются амулетами зменогой богини Табити -- вовсе не значит, что скифы круче славян. Славянских атрибутов среди находок насчитывается меньше -- зато у них средняя масса не меньше тонны.

Если считать религиозное влияние по весу -- то у славян будет явная фора!

А коли говорить серьезно: пусть даже 500-600 лет назад у потомков богини Табити и имелось некое преимущество перед славянами в знатности и влиянии -- не стоит по этому поводу сильно комплексовать. Вспомните о том, что культ богини Табити все-таки «иссяк» уже больше ста лет назад. Исчез, пропал, сгинул, растворился в вечности. А вот славянское язычество продолжает жить и здравствовать по сей день. И в культуре, и в жизни, и в духовном народном самоопределении.


Поиск

Журнал Родноверие