pinflix 300mbmovies profi-news.ru clipsage.com kashtanka.mobi javshare.pro sexyindians.mobi 1dom.info amateurporntrends.com zbporn.net xxx vedio justindianporn similarpornsites.net sakurajav.mobi myxxxbase.mobi

В Болховском краеведческом музее прошла персональная выставка Маргариты Гридиной. Естественно, в удаленном доступе. Тем не менее, она стала знаковым событием в культурной жизни болховчан.

Чем же это вызвано? Кто такая Гридина? Маргарита Ивановна одна из немногих в России создательниц национальных обрядовых кукол. Кроме того — известный краевед, художник, поэтесса.

Гены далеких предков

— Мать была — уборщицей, отец — кочегаром, — рассказывает она. — А вот бабушка, её сестры, как сироты, воспитывались в монастыре. Работали в мастерских, где готовили иконы. Вышивали жемчугом, бисером. Потом, стали учить этому своих дочерей. В результате, мама снабжала всю интеллигенцию Болхова перчатками, носками, скатертями, воротничками. А тетя Аня в 50-х годах считалась лучшей рукодельницей Орловщины. Ей даже заказывали подарки в Кремль. В том числе и Сталину. Вот она-то и обучила меня своему мастерству: кройке, вышиванию, бисероплетению, и — созданию кукол…

7

1 3

2 2 1

Они нас спасали

После войны в семьях рожали от 8 до 12 ребятишек. Естественно, для такой оравы покупать игрушки было невозможно. Поэтому Гридины и занялись изделием кукол. А маленькая Маргарита внесла в это дело свой творческий подход.

— В древности куклы были без лица, — поясняет она. — Нельзя было привлекать злые силы. Если у куклы есть лицо, значит, она имеет душу. А душа: и добрая, и злая. Мне надоела эта безликая кукла. Сначала я начала рисовать личики карандашом. Потом вышивать: брови, глазки, красненькие губки…

Эти куклы имели такой успех, что их делали целыми плетушками. Неделю, готовили «товар» — вечерами и ночами. Но на базар боялись ходить. Торговали из дома. В основном приходили селяне. Расплачивались кто кусочком сала, кто яйцами, кто бутылочкой молока. Покупатели чаще всего говорили: «Ой, а можно куколку с личиком!». И бабушка Гридиной, показывала на внучку: «Вот её просите». А Маргарите было всего 7 лет….Став взрослой Гридина всерьез занялась воссозданием русских кукол. И, прежде всего — обрядовых.

Как отучить мужика от пьянства?

Очень просто — для этого надо заказать у мастера специальные обрядовые куклы.

— Наши предки, — говорит Маргарита Ивановна, — не могли жить без них. Ребеночек родился, для него — около 10 обрядовых кукол! Свадьбу делают — опять целый ритуал. А куклы-обереги! Например:– неразлучники. Дарили две куколки. И женщина берегла их дороже обручального золотого кольца! Если их кто-то крал, или ножницами разрезал, семья могла распасться…

А еще существовала кукла, которую называли в народе «Тёща». Она скручивалась из тряпочек без иголки, ножниц, за 15-20 минут. Просто делался крест, который перевязывался нитками и тканями. Делали форму юбки, кофты, на голову — платочек. Если она была воткнута в забор, зять, проходя по улице, знал, что теща его ждет на блины. А если такой куклы на заборе не было, давалось понять, теща на него обижается, не хочет видеть.

— Мужчинам, почему то, нравятся две пары кукол, — смеется Гридина. — Семик и Семичиха. Это после Троицы справляли такой праздник: «Семики». Одна кукла делалась женского рода. Такая нарядная! А мужичка — растрепанная, с заплатками всякими. Женщина подходила к речке и топила эту куклу, приговаривая: «Семик» топи наших мужей-алкоголиков, плохих мужей, которые нас обижают. Дай нам хороших!»

Не игрушки, а целая наука

Маргарита Ивановна знакома почти со всеми специалистами России сведущими в этом деле. Отсюда и глубина ее познаний.

— Аграрных кукол сколько! — с увлечением рассказывает она. — Сев — куклы. Осеняя уборка — тоже куклы. Куклы пришли к нам от язычества. Вот я по славянским мифам стала готовить. Допустим: богиня воды, богиня зари, богиня рассвета, богиня радуги. Сначала это были деревянные идолы. А когда это все ушло, люди начали делать куклы….

Сейчас в творческой коллекции Гридиной около 60 обрядовых кукол.

Раньше не каждому разрешали куклу делать. Выбирали людей добрых, чистых душой, имеющих детей. И проверяли на ребёнке. Если он отвернулся от куклы, значит, дают эту куклу, как бы, с помыслами плохими. И её сжигали….

Болховская «зажигалка»

Маргарита Ивановна работала на местном овощесушильном заводе, когда директор Болховского краеведческого музея Михаил Евсютин пригласил ее на полставки художником-оформителем. Спустя несколько месяцев она стала научным сотрудником-экскурсоводом. Многому пришлось учиться. В том числе умению работать в архивах.

— Я встречала людей с душой, — вспоминает она. — Брала эмоциями. И меня прозвали «зажигалка». Директор приезжает: «Маргарита Ивановна, опять за вами прислали. Сказали, нужен такой экскурсовод, который бы зажёг группу»…

Так и работала Гридина: стремилась не просто «бубнить» знаменательные даты. Но и знакомить с местным колоритом. Это и легенда о купце, чье привидение якобы живёт в районном доме культуры, где был его дом. О колдунье, которая прокляла речку Болховку, за то, что в ней утонул её сын. О том, почему древнее поселение вятичей стало называться Болховом. О реке Пересыханке, таинственно, то появляющейся, то исчезающей.

— Но, со временем, я поняла, — признаётся она, — что самое главное это люди. Они стали для меня настоящим кладом. Я с одной бабушкой поговорю, с другой. Они жили, чуть ли не до ста лет, все до самой старости — светлые умом. Мне столько нарассказали: тут Голубины жили, тут Дракины, там четыре брата Жадновых. Конфеточек куплю, печеньица, постучусь: «Ой, бабулечка, можно с вами поговорить?» И стала потихоньку информацию накапливать…

Так появилась на Орловщине известный краевед Маргарита Гридина. Она имеет благодарственное письмо даже из Канады!

Храмы по описанию

Год назад в Болхове открыли музей истории города и района. Он создан по инициативе генерального директора АО «Болховский завод полупроводниковых приборов» Вячеслава Пояркова. От районного краеведческого музея его отличают ряд особенностей. Одна — то, что здесь имеется опись всех (существующих и утраченных) храмов Болхова. В том числе, с рисунками Маргариты Гридиной. Они вошли также и в книгу: «Болхов: из глубины веков до наших дней. Продолжая написанное»

— Здесь столько церквей было, — говорит она — А люди видят лишь пять-шесть. И я решила по фотографиям, по старым открыткам, воспоминаниям современников, восстановить их хотя бы на рисунках…

— Все началось с натюрмортов в саду, — вспоминает она. — Уже в шестом классе книжки в библиотеке брали. Жалко было с героями расставаться. И я их стала рисовать…

Гридиной было 20 лет, когда она громко заявила о себе как о начинающем художнике. Первая её выставка на региональном уровне состоялась в 60-х годах. Коллеги Борис Воинов и Михаил Филатов посоветовали ей учиться в народном институте имени Крупской.

Маргарита послала свои работы. Прошла отборочный конкурс. Её приняли в институт. Но обучение было платным. К тому времени у Гридиной родился уже второй ребенок. И она закончила лишь начальный курс. Поэтому получила не диплом, а свидетельство.

Но все следующие годы совершенствовала свое мастерство. Освоила графику, тушь, роспись пасхальных яиц под Фаберже, деревянной посуды под Хохлому. Стала участвовать на выставках в Москве. Выступала с обрядовыми куклами. Получила диплом: «Золотые руки Орловщины», «Салют Победа!».

Какие глаза у вас?

Не обделил Гридину Бог и литературным талантом. С юности она пишет стихи.

— Под подушкой всегда лежат: фонарь, карандаш и блокнот, — говорит она. — А когда фонарь сел, я пишу впотьмах. Думаю, ладно, потом разберусь….

Какие глаза у вас?

Я решила поискать,

Так, для интереса,

Вот идет навстречу мне

Молодой повеса.

Я ему, конечно рада,

Но в глазах — одна бравада,

Это не по мне, это не по мне.

Все хожу, хожу, хожу,

И в глаза гляжу, гляжу.

Те — с грустинкой,

Эти — с льдинкой,

Эти злобою горят!

Ну, а эти — равнодушны,

Безразличны и послушны.

Зависть, гнев, тоска, печали,

Чем вас люди накачали?

Иль не с этой вы планеты?

Что случилось в мире этом?

Где веселые глаза?

И опять хожу, хожу,

Таких глаз не нахожу.

Но однажды повезло,

Всем завистникам назло

Отыскала я местечко

И замолвила словечко,

Прочитала свой рассказ

И в ответ я увидала,

20 пар веселых глаз!

Дорогой мой третий возраст!

То написано про вас!

Что искала — то нашла

И не зря я к вам пришла!

Сбылись ли мечты?

У каждого человека свои мечты. Есть они и у Гридиной.

— Господи, у меня столько эскизов, столько задумок, столько всего есть! Это надо минимум, хотя бы 120 лет жизни, — сокрушается собеседница. — Я мечтала иметь свой уголочек, свою мастерскую. А то, где обедаю, там и рисую, где сплю, там и вышиваю…

У Маргариты Ивановны двое детей: дочь Лиля, сын Сергей. Первая живет в Санкт-Петербурге. Окончила строительный техникум. Сын — токарь-фрезеровщик. Живет в Железногорске. У Гридиной две внучки и внук. Скоро будут и правнуки.

Кто знает, может быть, в них проснутся гены творчества, которыми так щедро одарили предки Маргариту Ивановну?

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция и практика школы "Русская Традиция" от 04.04.2010

Велеслав - Навье посвящение

Лекция школы "Русская Традиция" от 05.11.2009

Озар Ворон - Хорс-Даждьбог, Жрец Богов

Поиск

Журнал Родноверие