Ученые пытаются разгадать тайну самого знаменитого разбойника — атамана Кудеяра. В одних легендах он предстает защитником обездоленных и главным врагом богачей, в других — могущественным колдуном, нажившим несметные сокровища. О том, кто мог быть прототипом персонажа русского фольклора.

Народная охота за сокровищами

В 70-е годы XIX века Россия переживала, говоря современным языком, бум внутреннего туризма. Что удивительно, стремились не на известные курорты Кавказа или Крыма, а в губернии центральной части страны: Тульскую, Рязанскую, Воронежскую и Липецкую.

Причина тому — новости в газетах: "Крестьяне нашли под горой золотой клад!". Происходило это с завидной регулярностью — и многие отправлялись в деревни испытать удачу.

Местные верили: это золото, награбленное Кудеяром. О знаменитом разбойнике, который наводил страх на Черноземье, издревле слагали легенды. Причем часто он предстает "русским Робин Гудом" — ограбит, например, боярина и отдаст деньги крестьянам. Или вовсе порешит, чтобы не угнетал простой люд.

"С позиции традиционной морали фольклорные злодеи воспринимались негативно. Но в народе к ним относились с сочувствием. Считалось, они за справедливость и борются только с неправедными людьми. А простых защищают. Этот миф характерен для русского национального сознания", — объясняет Екатерина Дорохова, замглавы Центра русского фольклора Государственного российского дома народного творчества.

В других сказаниях, напротив, его изображают колдуном. Мол, "силою бесовскою" награбил столько добра, что не успел потратить. Поэтому по всей центральной России, гласит молва, зарыты сотни сундуков с сокровищами.
Где только не встретишь топонимы, связанные с легендарным разбойником. Своя Кудеярова гора есть в Саратовской (село Лох), Рязанской (деревня Чулково), Тульской (под Белевым), Орловской и Воронежской областях. А сколько урочищ с названием Кудеяровка — и не сосчитать.

9kAxUIuHkBs
Кудеярова пещера

"Истинный царь"

Хотя Кудеяр еще сто лет назад слыл самым популярным в народе бандитом, о нем, в отличие от Стеньки Разина или Емельяна Пугачева, известно довольно мало.

Историки долго спорили о датах жизни прототипа этого персонажа, пока не нашли один очень интересный документ — отчет тульского воеводы для царя Алексея Михайловича. Датируется он 1640 годом.
"Сказывали давно старые люди, лет сорок назад, про атамана Кудеяра и его разбойников, которые грабили много и убивали", — говорилось там.

По всей видимости, полагают ученые, жил он в конце XV — первой половине XVI века. На это косвенно указывает и народная легенда о загадочном "князе Юрии Васильевиче, истинном наследнике московского престола".
Молва основана на реальном факте. В 1525 году великий князь Василий III добился у Московского митрополита развода с Соломонией Сабуровой. Причина по тем временам веская: не могла родить монарху ребенка. За это он сослал ее в монастырь, а в жены взял Елену Глинскую, мать будущего царя Ивана Грозного.

Вот только новую супругу в народе невзлюбили. Ходили слухи, что клан Глинских тем самым устранил конкурентов из клана Сабуровых. А Соломония, уже будучи в монастыре, родила сына — первенца Василия III. Именно ему должен был перейти великокняжеский престол.

2hWeKfq2plQ
Памятник Великому князю Московскому и всея Руси Ивану IV на "Аллее правителей"

Но власть оказалась в руках Елены Глинской — овдовев, она правила страной от имени малолетнего князя Ивана Васильевича. А его сводный брат, который "воспитывался в удаленных скитах монахами", собрал большое войско. Привлек на свою сторону то ли крымских татар, постоянно совершавших набеги на Московское государство, то ли персов — они активно торговали на юге современной России. Те и нарекли его Кудеяром — что на языке фарси означает "возлюбленный Богом".

Легенда была особенно популярна в опричнину, когда простые люди не скрывали недовольство царскими репрессиями. Однако историки сомневаются в ее правдивости. Нет никаких документов, подтверждающих, что у Ивана Грозного был сводный брат, хотя столь значимый факт не мог остаться незамеченным в хрониках.

Другие версии

Несмотря на неисторичность, версия о Кудеяре как сводном брате царя — самая распространенная в народе. Но далеко не единственная.

По еще одному преданию, Кудеяр — наследник польского престола. Его отец, Жигмонт Баторий, племянник короля Стефана Батория, из-за интриг покинул страну. И вместе с сыном поступил на службу к Ивану Грозному, защищая южные границы Московского царства.

Есть версия, что Кудеяр принадлежал к опричникам, но после царской опалы бежал. Из мести стал нападать на бывших "сослуживцев", защищая простой народ от произвола.

Однако и эти теории не подкреплены документальными свидетельствами. Зато историки нашли имя разбойника в одном из писем опричника Василия Грязного, которого пленили крымские татары. Он уверял Ивана IV, что хан Девлет-Гирей захватил Москву в 1571 году из-за предательства боярина из города Белева — Кудеяра Тишенкова: тот показал захватчикам тайные броды через Оку.

Dk7AVp89GzI
"Опричник" – рисунок художника Вячеслава Григорьевича Шварца

В пользу этой гипотезы говорит и то, что местом рождения Кудеяра народные легенды чаще называют именно Белев. Однако больше никаких свидетельств, подтверждающих связь Тишенкова со знаменитым разбойником, нет.
"Думаю, у Кудеяра не один прототип. Это скорее собирательный образ", — говорит Екатерина Дорохова.
Кроме того, в XVI веке, судя по документам, имя Кудеяр считалось одним из самых ходовых на Руси.

Раскаявшийся разбойник

По словам Дороховой, в каждой местности был свой Кудеяр. Поэтому легенды в зависимости от региона разнятся.
У староверов он и вовсе выступает защитником веры. Их Кудеяр — даже не разбойник, а молитвенник.
"Похожую легенду о злодее, ушедшем в монастырь, я слышала от бабушки. Предание распространилось в Подмосковье, при этом имя Кудеяра не называли: мол, грабил, а потом подвизался в пустыни. Это характерная черта нашего менталитета: "Не согрешишь — не покаешься. Не покаешься — не спасешься", — отмечает Дорохова.

По другой версии, Кудеяр отправился замаливать грехи на Север.

"Есть теория, что он монашествовал у нас", — говорит игумен Симеон, настоятель Соловецкого подворья в Кеми.
И это неудивительно. За пять веков существования, напоминает священник, монастырь в Соловках привлекал множество людей со всей страны.

"Старожилы рассказывали, что на здешнем старом кладбище видели плиту с надписью "Инок Питирим, бывший Кудеяр, похоронен здесь". Так что это историческая личность", — уверяет отец Симеон.

Однако кладбище не сохранилось. На территории обители идут реставрационные работы, ученые открывают новые подробности жизни монастыря. Возможно, найдут могилу Кудеяра и прольют свет на его тайны.

Поиск

Журнал Родноверие