Осень пора свадеб. В нашем многонациональном крае празднуют их по-разному. Эксперты «АиФ» из разных регионов рассказали нам, как принято «гулять» у разных народов.

Медом мазали уста

Черкесы – на территории Кубани жили издревле. Какие — то обряды уже ушли, но многие сохранились.

«Свадебные ритуалы – одни из важных в истории культуры, они означают не только перемену статуса молодоженов, но и возникновение новых родственных связей между родами, к которым они принадлежат, – говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева. – В черкесских традициях важна не только сама свадьба, но и весь цикл обрядов, связанных с этим празднеством. Начиная с выбора невесты, сватовства, заканчивая ее возвращением в отчий дом в гости вместе с первенцем».

При выборе брачного партнера адыги придавали значение репутации семьи, рода, из которого жених или невеста. Выясняли, какой у девушки характер, насколько она хозяйственная. Немаловажна внешность и здоровье девушки – чтобы дети были красивыми. Кстати, в адыгском языке есть выражение, которое в дословном переводе означает «портящий род». Обычно так говорят о неказистых людях.
Что касается самой свадьбы, то у черкесов она начинается с вывода невесты из родительского дома. Этот обряд сопровождается специальной песней. Между прочим, родители и родные невесты практически не присутствуют на свадьбе. Это допустимо только для ее незамужних сестер. Хотя сейчас традиции меняются, и часто на свадьбе со стороны невесты бывает немало ее молодых родственников. Невесту сопровождают только ее подружки, а чуть позже в разгар свадьбы приезжают несколько ее родственников – мужчин. Они удостоверяются, по согласию ли девушка вышла замуж. Но по этикету, они надолго не задерживаются.

Перед тем, как девушка войдет в новый дом, ей под ноги кидают шелк, чтобы судьба была красивой и нежной как эта ткань. Что примечательно, через порог новобрачную переносят. Считается, что души умерших родных селятся под порогом, и если вдруг невеста нечаянно на него наступит – может их побеспокоить. Это считается дурным знаком.

Как раньше, так и сейчас, приход невесты в дом, начинается с того, что ее отводят в специальную комнату, куда к ней заходят старшие женщины семьи. Здесь все время могут находиться и дети. Лицо у девушки обычно закрыто фатой или легким шифоновым платком. Во время церемонии платок приоткрывают и невесте мажут губы маслом и медом. Считается, что таким образом ей дают понять, что речь должна быть мягкой и сладкой. Также принято обсыпать невесту деньгами и конфетами. Это символизирует благополучную и вкусную жизнь.

Исторически у черкесов свадьба проходила без жениха. Во время всей церемонии он был у друзей и в дом возвращался только после окончания всей церемонии. Получается, что гуляли на свадьбе только многочисленные гости. Для них накрывались щедрые столы, устраивались танцы. Сама невеста находилась в отдельной комнате и чаще всего стояла в углу. Компанию ей составляли несколько молодых девушек. Остальные гости могли зайти, посмотреть на новобрачную, но прежде чем это сделать должны были ее одарить. Близкие родственники жениха обычно преподносили золотые украшения.

Конечно же, некоторым может показаться странным, что во время свадьбы невесту ставят в угол, но видимо, этот обряд остался с языческих времен – например, чтобы не навлечь дурного глаза. Правда, в последние годы празднество чаще проводят в ресторанах, а жених и невеста сидят за отдельным столом вместе с друзьями. При сохранении традиционной последовательности элементов свадебного обряда, каждый из них претерпел определенные изменения.

Руку – в муку!

«Свадебные обычаи и обряды складываются под влиянием целого ряда факторов социально-экономического, историко-культурного и политико-идеологического характера», — рассказывает этнолог и этносоциолог Розалинда Мусина.

Так, на свадебные традиции татар большое влияние оказал ислам. Он предписывал мусульманину вступать в брак, поэтому неудивительно, что среди татар почти не было холостяков и старых дев. Браки заключались, как правило, по сватовству. Во время самого обряда обговаривались условия, в том числе количество и качество даров со стороны жениха (калым). Позже родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор-помолвку, во время которого они обменивались подарками.

«Специального свадебного костюма у татар не было, — рассказывает научный сотрудник отдела этнологии Института истории Академии наук Татарстана Дина Гатина-Шафикова. – Это была более нарядная повседневная одежда. Не из домотканины, а из купленной шелковой ткани. Невеста готовила для жениха свадебные онучи (портянки). А кое-где будущая жена вышивала для мужа…передник. На голову женщины-казанские татарки надевали калфак (волосник), а мужчины – тюбетейку».

Храбрый поезд

Про кубанских казаков мы писали не раз. Но в крае много представителей этого сословия из соседнего региона. И свадебные обряды донских казаков несколько отличаются от наших. На них отразились исторические реалии их жизни в степном краю, на границе с воинственными кочевниками. Общерусский комплекс представлений о свадьбе приобрел некоторые специфические черты. К примеру, у казаков-некрасовцев до последнего времени сохранились элементы, напрочь забытые в других частях страны.
«Невеста на свадьбе надевала специальный головной убор – «рогатую кичку», шапочку с двумя рогами. Это, конечно, был древнейший символ плодородия, который у славян и других народов Евразии, обозначал быка и корову, и брал свое начало еще во временах неолита, когда древние люди поклонялись рогатой Богине-матери. И «некрасовцы» сумели пронести этот символ фактически до наших дней», — рассказывает этнолингвист, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН Татьяна Власкина.

Жениху на свадьбе никакой специальный костюм не полагался – одевали всё самое лучшее, и в случае с казаками, которые в XIX- начале XX века были, в первую очередь воинами, самым логичным выбором оказывался парадный военный мундир.

Иногда, впрочем, жених мог быть в расписной рубахе, но тогда на плечи ему все равно накидывали форменный «чекмень». Воинственность степных жителей проявлялась и в осмыслении общерусских свадебных обрядов – традиционный «свадебный поезд» на Дону назывался «храбрый поезд». По тому, сколь воинственно были настроены его участники, как палили в воздух из оружия и размахивали шашками, можно было понять – перед нами, скорее, не торжественный кортеж, а обычное похищение невесты. Казацкая специфика проявлялась и в том, что обряд «выкупа невесты» часто сопровождался легкомысленной песенкой с припевом «мой братец, татарин, сестру проматарин». Она явно отражала реалии славянского заселения Дона: в степи переселялись крепкие мужики из центральных областей страны, которые приобретали себе жён, выкупая их (или воруя) у местных кочевых народов.

Подача блюд на стол в первый день свадьбы носила строгий обрядовый характер – главным на столе был хлеб (на Дону насчитывалась до десятка различных вариантов свадебных караваев или куличей). А вот на второй день торжеств еда теряла сакральное значение. И на столе, к примеру, могла оказаться курица – которую весь день таскали по станице перед молодожёнами, привязанную к шесту. Это курица была символом того, что невеста хранила невинность до свадьбы. Поэтому шествие новобрачных в сопровождении друзей и подруг на утро после брачной ночи, с распеванием различных, не особенно пристойных песенок, считалось обязательным элементом свадебной церемонии. Ну, а курицу, в итоге, съедали – Дон, конечно, богатый, но не пропадать же добру!

Могли и подсунуть!

Традиционный свадебный обряд карелов (как и русских, живущих в Карелии) был крайне сложен – исследователи насчитывают не менее 30 обязательных элементов. Многие из них несли в себе магический смысл. Так еще до свадьбы девушка стремилась накопить как можно больше «лемби» — привлекательности для противоположного пола.

«Лемби» была особой субстанцией, которую можно было приобрести, скопить, растерять, и даже украсть, и она не заключалась лишь в физической красоте. Адекватным современным переводом, может быть — «сексуальность, обаяние, харизма», — рассказывает филолог Арина Семёнова.

Особенностью Севера всегда была подчёркнутая самостоятельность и независимость женщин – суровые условия выживания приводили к тому, что мужчин подолгу не было дома: уходили на заработки в большие города, уезжали на добычу рыбы, отправлялись в торговые экспедиции (а до века XVI-XVII и в вооруженные набеги), и дом держался на плечах женщин. Это приводило и к немыслимым, по меркам более южных широт, вольностям – так девушка могла сама, не спрашивая дозволения родителей, договориться с понравившемся парнем о свадьбе. Стоило ей только публично, на празднике, в присутствии свидетелей взяться за кончик предложенного парнем платка, как она считалась его женой. На севере Карелии это называлось «выйти замуж на кончике платка». Свадебного обряда это не отменяло – но родители, что называется, оказывались перед свершившимся фактом. Но даже такой брак имел статус официального, и развестись супруги уже не могли.

Обычная же свадьба начиналась со сватовства – приходили сваты, родители сговаривались, невеста начинала лить слёзы. Если у неё самой голосить от радости не получалось – на помощь приходили специальные бабки-плакальщицы. Считалось, что чем больше слёз прольётся до свадьбы – тем меньше после. В день свадьбы невесте на голову повязывали шелковый платок, под которым она всю церемонию прятала и девичьи косы, и лицо — что означало перемену статуса. Кстати, поскольку жених не видел лица суженой, то зафиксированы случаи, когда предприимчивые родители «всучали» ему не ту девицу, о которой была договоренность, а другую, засидевшуюся.

И распишет, и лемби укрепит

Но такое могло получиться только, если карелы пренебрегли главным персонажем любой свадебной церемонии – колдуном (по-карельски «патьвашка»). Именно он (а не священник или, ближе к нашим дням, работник ЗАГСа) и был главным человеком на церемонии: проводил нужные обряды, договаривался с духами, укреплял «лемби» невесты, и имел право, в том числе, своим колдовским посохом, сделанным из особенно уникальных кусков дерева, приподнять фату и посмотреть на лицо новобрачной. «Патьвашка» также подпоясывал жениха перед брачной церемонией — пояс оберегал его силу, да и в целом обрабатывал своим посохом всю его одежду.

У колдуна, кстати, была тяжелая работа – у богатых карел свадебные торжества могли продолжаться до пары недель, а расплачивались с «патьвашкой» ежедневно и чаще всего алкоголем. И хотя в наши дни колдунов, вроде бы, не осталось, но почти во всякой карельской деревне найдутся свои «вежливые люди» (от слова «ведать»), которых обязательно позовут на свадьбу.

Праздник сита

Греки по праву могут считаться одними из старожилов Крыма. Ведь первые поселенцы причалили к берегам полуострова двадцать семь веков назад. А позже, в средние века, а также в XVII-XIX веках сюда приезжали греки из причерноморских регионов.

По словам старшего преподавателя кафедры теории языка, литературы и социолингвистики Института иностранной филологии Крымского федерального университета Сократа Лазариди, большинство традиционных свадебных обычаев ушли в прошлое. Невесты уже не проводят несколько лет за подготовкой приданого. Нет уже сватовства, когда выставленные на стол орехи с вилкой или тыква означали отказ. Или обычая вручения свекровью невестке двух склеенных золотых монеток — намёк на то, что двум женщинам теперь предстоит всю жизнь провести в одном доме.
«Конечно, сохранились «изюминки» — такие традиции, которые помнят пожилые люди, а молодые охотно воспроизводят, — рассказал Сократ Лазариди. — Например, присутствие на свадьбе крёстных родителей, или обряд бритья жениха накануне свадьбы. Друзья могут побрить ему одну щёку и потребовать денег, чтобы завершить процесс. В «Альбоме историко-этнографических материалов», изданном 20 лет назад, упоминается много других интересных обычаев, характерных в прошлом для греческих свадеб.

Оригинальным был «праздник сита» накануне свадьбы. Подруги невесты несколько раз просевали белую муку, а в тесто опускали руки самые бойкие и красивые мальчик и девочка — чтобы у молодых появились такие же малыши».

В наши дни невесте могут дать подержать маленького мальчика — это пожелание скорейшего появления наследника. Молодых принято осыпать сладостями — чтобы жизнь была сладкой и изобильной. Иногда на пороге дома мать жениха кормит молодых мёдом. По сей день сохранилась и такая традиция: В понедельник, с утра, люди (в основном мужчины) шли в дом, где прошла свадьба, для того, чтобы поесть хаш — горячее блюдо из ножек и требухи.

«Народ говорил, что если не поел свадебного хаша, то считай, что и на свадьбе не был, — говорит Сократ Лазарили. — После завтрака с хашем и рюмкой горячительного (но можно и без спиртного), народ расходился кто — на работу, а кто — по своим делам».

Когда-то существовал очень красивый обряд окуривания — «фимиам». Шесть пар родных или друзей семей жениха и невесты становились в круг с зажжёнными свечами. Внутри круга священник (или кто-то из мужчин) окуривал ладаном всех присутствующих. Это знаменовало то, что молодая жена становилась «своей», входила в семью мужа.

Местная огранка

Любой народ, перебирающийся на новое место, увозит с собой традиции и обычаи. Иногда они столетиями сохраняются в неизменном виде, но чаще всё-таки приобретают «местную огранку». По свадебным обычаям можно даже изучать географию, узнавая, из какой местности они пришли.

Взять хотя бы русские свадьбы. Конечно, в разной местности они всегда отличались деталями и какими-то своими особенностями.
Но в Крыму, куда массово стали стекаться переселенцы сразу после присоединения полуострова к Российской империи, свадьбы сразу стали необычными. Первые деревни здесь основывали солдаты-отставники, которым привозили невест из разных губерний Российской империи. В селе Мазанка Симферопольского района по сей день на праздниках можно увидеть сцены выбора невестами женихов. Командир поселенцев тогда приказал девушкам отвернуться, а солдатам — выложить шапки на траве. И каждая выбирала шапку, а с ней и наречённого.

«В Крыму свадебные традиции вобрали обычаи из культур разных народов, — рассказал директор Крымского этнографического музея Юрий Лаптев. — А чисто национальные черты свадебные обряды имели только в селах с компактным проживанием украинцев или белорусов, переселившихся в Крым уже в 30-50-е годы прошлого столетия».

В Курской, Смоленской, Псковской и многих других областях России издавна бытовал обычай загораживать проезд «свадебному поезду», в котором везли невесту. И он долго сохранялся на полуострове. По дороге к дому невесты «поезд» обязательно останавливали: перекрывали путь веревкой, лентами, бревном. Достаточно было положить на дорогу шапку или горсть соломы, чтобы остановить процессию. Поезжане должны были заплатить выкуп — деньгами и водкой.

Отличалось на тех свадьбах и застолье: сказывалось соседство с другими народами. Как рассказал Юрий Лаптев, с русскими пельменями и украинскими варениками на свадебном столе соседствовать могли греческие голубцы в виноградных листьях, татарский плов, белорусские драники, караимские пирожки.

А вот свадебный каравай должен быть обязательно. Его выпекали в виде чаши, и вкладывали в середину две ложки, связанные красной лентой. Ложки молодым полагалось хранить год. Этот обычай, характерный для Белгородской области, прижился на полуострове. А вот традиция гуляний по селу и «ловля кур на лапшу» — вероятно, с Кубани. Там этот день так и назывался — «Куры». Молодёжь ловила чужую птицу, готовила из них разные блюда для молодой семьи.

В сёлах южных регионов России и на Украине по сей день катают тёщу на тачке. Это — отзвук давнего обычая, который ещё в XVIII веке «встроился» в традицию русской свадьбы в Крыму.

«Если родители невесты отдавали замуж последнюю дочь, то их сажали в коляску или корыто и везли на реку купать. Если же им удавалось откупиться, то только брызгали водой», — пояснил смысл такой «поездки» Юрий Лаптев.

Оттуда же, с юга — обычай угощать гостей на свадьбе «шишками»: сдобными булочками, чей верх «распускался» лепестками, похожими на чешуйки шишек. Это был подарок от молодых, благодарность гостям.

Видео

[видео]

Часть 1

Перун Громовержец. Князь Богов

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие