Мы побывали на Усть-Шексне – там, где почти тысячелетие назад начался Рыбинск, а сегодня здесь ведутся археологические раскопки

— Кисточки и лопаточки будут на полтора метра глубже, а пока – ломики и камушки килограммов по пятьсот, – показывая на раскоп, улыбается руководитель рыбинской археологической экспедиции, профессор РГАТУ Александр Рыкунов.

На часах еще восемь утра, а работа на Усть-Шексне в самом разгаре.

Сначала археологи снимают почти метр земли, бойко цокая инвентарем. Пока риска повредить что-то ценное нет. Но чем глубже слой, тем аккуратнее нужно действовать. Еще два метра вниз, и ученым откроется древность.

Это лето для археологов – юбилейное, тридцатое по счету. Обычно в лагере яблоку негде упасть, а нынче состав невелик. Из-за пандемии на практику не смогли приехать студенты нескольких вузов. Но работы еще хватит на долгие годы, а точнее, лет на пятьсот. За 30 лет историки исследовали лишь три процента от общей площади Усть-Шексны, но и их достаточно, чтобы утверждать: наш город на Волге – почтенный старец.

О почти тысячелетнем возрасте Рыбинска ученые заговорили еще в далеких девяностых. В 1993 году в свет вышла первая брошюра Рыкунова «Сколько лет Рыбинску?». Возраст то признавали, то отклоняли. И только спустя тридцать лет академики российской академии наук, ученые высшей степени квалификации подтвердили статус древнего города Рыбинска и поставили жирную точку. Но скептикам, кажется, и этого недостаточно. Они идут против фактов, против тысяч находок, датируемых X-XI веками и позднее.

Сотрясание воздуха обижает рыбинских археологов, которые из года в год своими руками достают из глубин наших земель артефакты, порой единственные на всю Ярославщину.

— Мы здесь занимаемся настоящей чистой наукой, реконструкцией древнейших страниц нашего родного города. Есть комплекс источников, которые вкупе дают некое представление о том, что здесь было. На их основании написано 80 научных статей, 30 статей в публицистических журналах, 4 книги. Что мешает всем несогласным изучить материал и выдвинуть свою гипотезу? Мы готовы спорить в рамках академической дискуссии, а политизация вопроса нам совершенно не интересна, – говорит участник экспедиции, кандидат исторических наук, учитель истории ярославского «Провинциального колледжа» Денис Уткин.

ust sheksna istorik Denis Utkin

Сам он – коренной рыбинец, и это его одиннадцатая экспедиция. На его счету – десятки уникальных находок, значительно более ранних, чем первое упоминание о Рыбной слободе. Известный факт, что дата основания большинства городов – цифра плавающая. Вся истина – в земле.

— У нас тут есть все. Вот под Васильевским кладбищем памятник эпохи мезолита. Здесь существовала мастерская по изготовлению кремневых орудий. Она работала за 50 столетий до появления первых пирамид Египта. Есть ранний железный век, бронзовый, палеолит – три года назад мы нашли кремневую стрелу, изготовленную 12 тысяч лет назад. Но прямого отношения к Рыбинску это, конечно же, не имеет. Тем не менее за это цепляются «знатоки» и предлагают отсчитывать историю Рыбинска с того момента, когда на его территорию пришел первый человек. Другой крайностью является утверждение, что Рыбинску 200 лет. И точка! Аргументы, предложенные два десятилетия назад известным историком В.А. Кучкиным, вновь и вновь пересказываются «знатоками» другой крайности. Десятки раз отвечали в публикациях, на международных конференциях, академических семинарах и т.д. Надоело! Но пару наиболее расхожих аргументов приведу, – соглашается вступить в спор профессор Рыкунов.

Дескать, какой же город без фортификации? Да, крепости на Усть-Шексне не нашли, но ее не было и у ряда других древних городов. Столица северо-восточной Руси Ростов Великий долгое время жил без крепости. В Старой Руссе она появилась значительно позже, чем сам город, такая же история с Белоозером – крупным торговым центром, одним из трех древнейших городов, с которых пошла «Русская Земля». Даже Любек – столица Ганзейского союза – первые десятилетия не имел никаких укреплений. В Вологде первая крепость появилась лишь в XVI веке и т.д.

37

Зачем строить и обслуживать весьма дорогостоящие сооружения, если не было серьезной внешней угрозы? А воины требовались, причем профессиональные. И их присутствие мы обнаруживаем, ежегодно находя многочисленные предметы вооружения: боевые топоры, булавы, копья, стрелы…

Вообще смысл именно в комплексе археологических признаков города. Всего их существует 18. И редкий город может похвастаться всеми. Один отсутствующий признак меркнет на фоне остального комплекса существующих: развитая экономика (ремесло, торговля, промыслы), особенности внутренней топографии (двухчастная структура, дифференциация построек, усадебная застройка), предметы вооружения (фрагменты оружия, снаряжения коня и всадника), признаки административного деления (вислая актовая печать, пломбы).

Самое наглядное, но далеко не единственное свидетельство торгово-экономических признаков – монеты. Например, на Усть-Шексне обнаружено два клада серебряных арабских дирхемов. Самая поздняя монета датирована 976 годом. Вместе с отдельными находками их насчитывается более ста, изготовленных в Ашхабаде, Самарканде, Бухаре и Дамаске.

Ярчайшим признаком города являются актовые печати. В Ярославской области их найдено 18, из них 12 – в Рыбинске

Ярчайшим признаком города являются актовые печати. В Ярославской области их найдено 18, из них 12 – в Рыбинске.

В Древней Руси любой документ должен был скрепляться. Для этого использовались свинцовые печати с изображением святого покровителя того, кто эту печать ставит – князя или посадника. Открыть письмо, не повредив пломбу, было невозможно. Поэтому местом находки печати считается место, куда пришло письмо.

— По северо-восточной Руси таких находок известно не так немного, – говорит Александр Рыкунов. – У нас – внушительная часть. Причем интересные абсолютно все.

Последние две яркие находки рыбинцы сделали в 2015 году. Они лежали рядышком в земле под молодой сосенкой. Необычно то, что изображения на них отпечатаны на разных матрицах, хотя печати от одного правителя – Мстислава Великого. Того самого, который в 1132 году умер будучи Киевском князем, после чего началась политическая раздробленность Руси.

— Печати принадлежали ближайшему помощнику Мстислава – протопроедру (византийский термин) Евстафию. Он так долго был советником при нескольких будущих князьях, что первая матрица полностью истерлась, и потребовалось заказывать вторую – редчайший случай, — поясняет Уткин. – Согласитесь, в простое село такие важные документы слать не будут. Более того, одна из печатей XII века венчала документ, присланный из самой Византии.

ust shek2sna

Да и площадь в 20 га – многовато для села. А ведь это только сохранившаяся до наших дней территория. По словам Александра Рыкунова, минимум еще 10 ушли под воду.

В Усть-Шексне жили люди рукастые, грамотные и обеспеченные. На это указывают актовые печати, писала, книжные застежки, богатые украшения.

— Каждый год мы предвкушаем найти берестяную грамоту, стать первыми в области, но дерево сильно гниет, – говорит Денис Уткин.

Зато хорошо сохранились признаки ремесленного производства, а это еще один важный пункт для статуса города. Археологи часто находят заготовки и инструменты для косторезного ремесла. Часть здешней территории занимали черная и цветная металлургия, ювелирное производство, гончарство.

Предприимчивые провинциалы подхватили киевскую моду на колты – крупные подвески из серебра. Правда, за недостатком материала умудрялись иногда делать их из сплавов, лишь похожих цветом на серебро. В Киеве и Новгороде колты создавались в технике филиграни с использованием зерни, у нас же их просто отливали в формах, высеченных в камне.

Пока Денис рассказывал о находках, один из участников раскопок принес кусочек стеклянного ложновитого браслета – привет из XII века. Эти излюбленные украшения девушек попадали на Рыбинскую землю из Ростова, Новгорода, Киева. Кстати, производство стекла прекратилось в 1238 году с пришествием монголов. Так что и тут все факты в пользу древности Рыбинска.

Было ли здесь каменное строительство – до конца неясно. Храмы из камня начали строить в XII– XIII веках. На северо-востоке Руси использовался белый камень. И пока у нас его не находили. Зато ежегодно на одном из раскопов участники экспедиции находят фрагменты плинфы – древнерусского плоского кирпича – и напольную плитку. То есть гипотетически церковь могла существовать, иначе зачем был нужен этот стройматериал. Не исключено, что она просто погибла под водами Шексны в результате работы ГЭС.

Характерная черта города – усадебно-дворовая застройка. В последние 15 лет археологи обнаружили остатки ряда усадеб, в некоторых из них, судя по находкам, жили представители администрации. В южной части памятника представляют интерес фрагменты трех строительных комплексов: 5 срубных строений, частоколы, дощатая вымостка двора. Удовлетворительная сохранность дерева позволила получить дендродаты: 1220, 1125 и 1062–1068 годы.

Металлическая и стеклянная посуда, котлы и сковородки в то время считались роскошью. Вкупе с элитным вооружением и ювелирными изделиями это говорит о том, что здесь жила знать, аристократия.

ust sheksna arheologiya1

Жизнь кипела в Усть-Шексне до 1238 года. Все изменилось, когда пришли монголы.

Половина поселения выгорает, территория значительно уменьшается. Северная часть, где сосредотачивались металлургические комплексы, перестает действовать. Часть населения погибла, часть уехала с левого берега, а кто-то ушел сражаться на Сить. Поселение утрачивает большинство городских функций и превращается, по источникам XV века, в административный центр удела Шехонских князей с промысловыми и таможенными функциями.

Однако в связи с политической ситуацией конца XV века, волею Ивана III на правом берегу возникает поселение, где находится современный Рыбинск. Создается Слобода – поселение с облегченной системой налогообложения. Такой вот, говоря современным языком, маркетинговый ход. Только эта «оффшорная зона» переманивала не деньги, а людей. Иллюстрацией может служить запись в писцовой книге с именем рыбака, приплывшего с левого берега, чтобы служить великому князю Московскому.

О процессе «переноса» свидетельствует и тот факт, что наиболее ранние слои на правом берегу Волги находятся не на стрелке при впадении Черемухи в Волгу, а непосредственно напротив средневекового поселения, куда течение Шексны выносит свои воды: между улицей Пушкина и Соборной площадью.

Преемственность поселений подтверждают и письменные источники: до XVI века встречаются лишь упоминания Усть-Шексны (нам известно 14), в середине века наблюдается как раздельное, так и совместное бытование топонимов, отождествляющее оба понятия: «…да оттоле на Усть-Шексны на Рыбную…», а уже начиная с духовной Ивана Грозного Усть-Шексна исчезает со страниц документов, зато все чаще упоминается Рыбная слобода, которой в середине XVI века были переданы Шекснинские рыбные ловли, таможенные и другие функции.

Аналогичный процесс наблюдался и в ряде других Поволжских городов (ближайший пример – современный Тутаев).

А Усть-Шексна к этому времени превратилась в обычное село Васильевское с помещичьими крестьянами. В XVIII веке это перевалочный пункт. Крестьяне производят барки, тут же их ремонтируют, ставят магазины, пекарни, маслобойни, создавая конкуренцию Рыбной слободе. Тогда купцы в своем наказе Екатерине II просят избавить их от конкурентов. Представлять интересы рыбинцев в законодательном собрании избирается самый богатый негоциант Алексей Попов. Его дом на Стоялой – самое старое гражданское здание в городе.

…Работы продолжатся в Усть-Шексне. Культурные слои города Рыбинска не спешат раскрывать все свои тайны.

ust sheksna arheologiya

Поиск

Журнал Родноверие