Кто там такой страшный сидел?

Запускаем на канале регулярный цикл статей «Русь изначальная», как бы банально не звучало. Кто, откуда, зачем и почему собрал в единое целое огромное число разных этносов и народов. И первым субъектом исследования назначены… Племена Вятичей. Поскольку занимают исключительное (на мой взгляд) место в истории древней Руси.

В материале канала, отличающемся известной долей провокационности — уже поминался этот малоизученный славянский этнос. В свете арабского вторжения и разгрома старого Хазарского Каганата.

Канал благодарит постоянного читателя «Артёма Антонова» за идею написания этого и последующих материалов по истории вятичей!

Вятичи. У абсолютного большинства читателей палец потянется к географической карте и упрется в город Вятку. Вполне правильное действие с исторической точки зрения. Но это лишь конечная точка долгого и заслуживающего уважения пути, что прошли эти племена из центральной России и Верхней Волги. По порядку…

Истоки

Первые прото-люди в верховьях Дона появились несколько миллионов лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Жившие здесь охотники умели изготавливать не только орудия труда, но и прекрасные поделки из камня. Эти статуэтки прославили палеолитических скульпторов Верхнедонья. В течение многих тысячелетий здесь жили различные народы, дольше всех обосновались — аланы, что дали название реке Дон («река»). Немалые территории занимали финские племена, откочевавшие потом на север и северо-запад. Они оставили нам в наследство многие географические названия: реки Ока, Протва, Москва, Сылва.

В V веке, заканчивая «великое переселение народов», здесь появились и прото-славяне. Пришли они из Восточной Европы. Смешавшись с готами и гуннами, и бог весть с кем еще, — в VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхнем Дону объявился неведомый здесь прежде союз племен во главе со старейшиной Вятко. Как считалось до недавних пор, именно этот лидер дал народу название «вятичи». Откуда они пришли? Повесть временных лет о происхождении пришельцев сообщает:

«...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, — Радим, а другой Вятко, — и пришедша Радим на Сежу, и прозвавшася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Отце, от него же прозвашася же вятичи».

0 2

Летописное упоминание «от ляхов» вызвало жуткое бурление субстанций обширную исследовательскую литературу. Особым усердием отличились ляхи-поляки, само собой. Однако возможность именно такого происхождения вятичей не была подтверждена массовой археологией. И трезвые ученые, не потреблявшие в товарных количествах национальные напитки определенных стран, все же решили: речь идет об общем направлении продвижения вятичей, то есть «с запада», «от ляхов».

Правда, у вашего покорного слуги зудит вполне обоснованный скепсис. Назваться именем своего старейшины? И мириться с этим прозвищем, что дали тебе чужаки? А раньше как самоназывались? Именем другого старейшины? И так каждые 30-40 лет? Бред какой-то….

Если честно, вообще сомневаюсь — был ли у переселенцев предводитель Вятко. Слово вятичи вполне могло произойти от их искаженного самоназвания — вентичи или вантичи. Поскольку первоисточники о Вятко — явно новгородские. А за этими пронырливыми путешественниками и торгашами не заржавеет: как только они не коверкали имена и названия всего чего угодно. Карелы у них — онежичи; псковичи и смоляне — кривичи. Более доверяю арабским источникам. Историк IX века Аль Гардизи, скорее всего, — пишет так о вятичах: «И на крайних пределах славянских лежит земля называемая Вантит».

По географии вроде совпадает — пришлые племена расселились и на территории нынешней Калужской области. Т.е, на границе славянских земель, известных тогда арабам. Столицей был город Горьдно. Это потом, во времена Владимира Мономаха тугой на ухо и подслеповатый переписчик переиначил его — в Корьдно. Стоял сей град на пересечении двух древних торговых путей: по Угре — из Прибалтики, и по верхней Оке — к Киеву. Там арабы и проведали о неком государственном образовании вятичей — земле Вантит.

0 3

Европейцы-вятичи

Если внимательно посмотреть на археологию — анализ вятичских древностей указывает на верховья Днестра. Скорее всего, вятичи пришли оттуда. Кстати, на северо-восток вместе с ними шла другая большая группа славян: будущие радимичи. Северяне. И еще один обособленный племенной союз, дошедший до верховьев Дона. Эти прото-славяне через два века были вытеснена половцами или ассимилированы. Название народа не сохранилось. Но. в одном хазарском документе упоминается славянское племя «сльюин». Если это про них — тогда они ушли на север, в Рязань. И слились с вятичами.

Теперь к легендарному Вятко. Это имя является уменьшительной формой от имени Вячеслав. «Вяче» — древнерусское слово, означающее «больше», «более». Популярно по сей день южно-славянских языках. Вячеслав, Болеслав — «более славный». Так что «днестровский исход» кажется наиболее правдоподобным, эти имена широко распространены у чехов, словаков, поляков. Еще в копилку «западного маршрута» говорят названия рек, по которым ванты-вятичи двигались. По Десне и Сейму на восток. Десна — правая рука или рукав, если подниматься по Днепру. А Сейм — «общая река».

Ванты-вятичи обосновались в верховьях Оки, там сразу исчезает археология «мощинской культуры» с балтскими корнями. Почему так произошло, внятного объяснения нет. Предполагается, что здесь прошло какое-то моровое поветрие и появились свободные земли. Финно-угорские племена: меря, мещера, мурома какого-либо сопротивления вятичам оказать не смогли. И постепенно были оттеснены на северо-восток. Но частью вполне уживались с пришлым народом и успешно влились в него. Вятичи вскоре лоб в лоб столкнулись с очень неприветливым соседом — Хазарским Каганатом, а позже — с Русью варяжского Киевского издания. Пожалуй, в этой статье не буду подробно разбирать эти очень увлекательные триллеры и летописные байки, позже устроим военно-политический обзор. Пока готов сказать только одно:

0 4

  • Вятичи по своей общественно-политической организации, способам ведения хозяйства и культуре являлись наиболее высокоорганизованным, с широкими внешними связями племенным союзом. В средние века на Оке и Верхнем Дону, по мнению хорезмийских и арабских купцов, существовало сильное вятическое государство — независимое от Киевской Руси. С центром — городом Горьдно (Кордно).
  • К XII–XIII векам вятичи в своём развитии опережали многие преуспевающие древнерусские земли. Обладали более высокой земледельческо-скотоводческой культурой, изделий из металла у них было на порядок больше, чем даже в богатейшем «гейропейском» Новгороде. Особой «фишкой» вятичей считалось ювелирное дело.
  • Монахи-христиане (читаем — греки-византийцы) чернят в летописях вятичей. Как только можно и где нельзя. В первую очередь — за то, что они «иноверцы» (было немало мусульман среди вятичей, да-да). И что они дохристианские «язычники», со своей самобытной славянской культурой. Кстати, язычество у вятичей сохранялось вплоть до XVII столетия. Когда даже само название народа исчезло из обихода и летописного употребления.
  • К концу XI века вятичи заметно расширили владения, а свою общность превратили в подобие княжества. Это было монархическое государство, располагавшееся на территориях нынешних Тульской, Калужской и Рязанской областей. К нему вскоре примкнули балтские племена, проживавшие на территории Московской области, и славяне жившие южнее: Курская, Орловская и Липецкая области.

Былинная память

Об этом подробнее будет в других статьях. Теперь вернемся к заголовку: почему дорога из Мурома в Киев была опасна… Ну что же, готов удивить. В летописной истории Руси есть огромные пробелы, касаются они исключительно вятичей. Например, после попыток Владимира (который яснее солнышка) их примучить и озарить земли ярким византийским христианством… Упоминания об этом народе почти на сто лет исчезают со страниц летописей. Если где монахи вскользь их упоминают, то, не жалея красок, — чернят.

Связано это с банальным вооруженным нейтралитетом вятичей. Они попросту перекрывали прямую дорогу из Киева к Ростову и Мурому. Поплевывая на всяких великих и не очень русских князей с их варягами. Связываться с ними считалось делом опасным, хотя народец был крайне мирный. И просил только одного — «оставьте нас в покое». Но судя по всему, мог это право отстоять доступным языком боевого железа. Вот и приходилось гордым киевлянам объезжать их земли через Смоленск, кружным путем.

Народная память… Она ехидная и едкая временами. Часто с официальной точкой зрения власти категорически не совпадает. Так случилось и с вятичами. Нам прекрасно известны богатырские былины. В них Илья Муромец, проехав из Мурома в Киев прямой дорогой, с гордостью рассказывает об этом князю Владимиру:

А проехал я дорогой прямоезжею,
Из стольного города из Мурома,
из того села Карачарова.
На что киевские богатыри говорят князю:
А ласково солнце Владимир князь,
В очах детина завирается:
А где ему проехать дорогу прямоезжую...

0 5

Вона оно как…Действительно, богатырский поступок — проехать живым через вятичей. Действие другой былины «о Соловье Разбойнике» также происходит на их земле. Балтское племя голядь обосновалось тогда в современных Смоленской и Калужской областях. Состояло в племенном союзе «вятичей». Было жуть как воинственно, частенько грабило купеческие обозы. Что пошлину в общую казну не заносили и на «авось» пытались проскочить подотчетные территории. Есть даже географическое место этой «контрабандной тропы» — «Брынские леса». Где и восседал на ветвях дуба легендарный Соловей-разбойник, словно птица Сирин. Таможенник имхо…

Итак. На речке Брынь, что впадает в приток Оки Жиздру, недалеко от вятичского города Козельска — и сегодня живо-живёхонько село Брынь. А плененный в тех краях Соловей Разбойник — не кто иной, как известный предводитель голяди Могута. Это его доставили (по сообщению одной из летописей) на пир к князю Владимиру в 1006 году. Вот так…

Продолжение следует…

Поиск

Журнал Родноверие