Жестокие пытки, арктический Киев и Козловский на кресте: чем закончились «Викинги».

Финальный сезон исторической драмы «Викинги» от телеканала History столкнул скандинавских завоевателей с Киевской Русью, при этом изображение быта славян (а также решение взять на роль князя Олега российского актера Данилу Козловского) вызвало у многих зрителей вопросы. О том, как кровавый сериал без эпичных бюджетов и постоянной обнаженки в кадре составил достойную конкуренцию «Игре престолов», скатилось ли шоу к финалу и ждать ли продолжения, — в материале «Ленты.ру».

Драккаровские меры

«Викинги» стартовали в марте 2013 года, и лучшее время для премьеры едва ли можно было найти: телезрители тогда считали дни до выхода четвертого сезона «Игры престолов», поэтому еще одно шоу с масштабными баталиями, завоевательными походами и битвами на мечах (ну или топорах) вызвало у многих ожидаемый интерес. Более того, сериал без драконов и назойливой обнаженки в кадре во многих моментах даже обошел фэнтезийную сагу. «Викинги» начинаются с 793 года нашей эры, с разграбления северными моряками монастыря святого Кутберта на английском острове Линдисфарн. Успешный рейд организует Рагнар Лодброк (Трэвис Фиммел), подгоняемый не столько жаждой легкой наживы, сколько желанием узнать больше о жизни других народов. Открывший собратьям новые богатые земли Рагнар быстро набирает популярность, становится ярлом поселения Каттегат, а затем и конунгом, попутно проводя разорительные рейды и масштабные завоевательные кампании в землях Северной Европы.

При том что исторически задокументированные события в первых частях сериала изображены весьма вольно, в нем достаточно реверансов медиевистам, трактовок археологических находок и разнообразных отсылок к скандинавской мифологии. Сам главный герой — не кто иной, как персонаж саг Рагнар Кожаные Штаны, и сыновья его в североевропейских легендах предстают личностями не менее легендарными. Удачным оказалось решение взять на эту роль бывшую модель Трэвиса Фиммела: его хитрый и эмоционально закрытый Рагнар прославил австралийского актера ни много ни мало на весь мир, а персонаж и вовсе, кажется, стал доминирующим образом викинга в массовой культуре — на счастье шоураннера сериала Майкла Херста, желавшего, по его собственным словам, через Рагнара разрушить стереотипный образ викинга-варвара в рогатом шлеме.

pic 826ec4231b37cece12f41c76895f4cb1
pic bc78806a00644b0f1235ac8b866800a9
pic 12004399e022517f4d7b4bc56cd26b0a
pic 5fa1e66154aee353620774ae231973f8
pic 06af1532c772d8567f0bc6d40dcfc84a
pic 8cce8f69b0942729d9bd275bdab75609
pic dc49355d5a74ce34ff4281785d8d9487

Задумывая «Викингов», я хотел показать через образ Рагнара Лодброка, что викингами двигало любопытство, и у них были современные для той эпохи технологии в виде лодок и «солнечного камня» для навигации — то есть была возможность это любопытство удовлетворить, пересекая моря. Жажда приключений и любопытство — это еще не все. Викинги были просвещеннее врагов из Англии, Франции, Испании, в том числе и по части прав, статуса, возможностей женщин в обществе, которое было вполне демократичным

Майкл Херст, шоураннер «Викингов» в интервью «Ленте.ру»

Эпопея Рагнара завершается в четвертом сезоне, далее главными героями «Викингов» становятся ближайшие родственники героя: бывшая жена Лагерта (Кэтрин Винник) и сыновья конунга Бьорн Железнобокий (Александр Людвиг), Ивар Бескостный (Алекс Хег), Убба (Джордан Патрик Смит) и Хвитсерк (Марко Ильсе). Их деяния не слишком отличаются от пути Рагнара: те же завоевательные походы, интриги в борьбе за трон, братание с врагами и предательства, любовные распри и обязательные тактические хитрости, позволяющие одержать победу в неравных боях. «Викинги», за шесть сезонов охватившие временной промежуток в 30 лет, к финалу почти полностью сменили актерский состав, однако уже не удивляют разнообразием сюжетных поворотов. Забавно, что это в итоге осознают оставшиеся в живых персонажи, напрямую заявляющие, что им попросту не остается ничего, кроме бесконечных сражений.

Зловещий Олег

Введение в сериал нового опасного противника с востока должно было оживить сюжет, а также — ну вдруг! — привлечь внимание именно русскоязычной аудитории. Какой зритель устоит при таких ухаживаниях? Мало того, что в и без того популярный в России сериал решили ввести Киевскую Русь, так еще и на роль Вещего Олега шоураннеры пригласили главного отечественного викинга Данилу Козловского. Первая половина шестого сезона посвящена приключениям бежавшего на Русь Ивара Бескостного, которого русский князь задумывает посадить королем-марионеткой на престол в Скандинавии. Эта сюжетная линия заключается не только в штурме русами городов викингов — немало времени уделяется и дворцовым интригам на самой Руси, где князь Олег плетет паутину заговора в борьбе за абсолютную власть со своими братьями Аскольдом и Диром (Блейк Кубена и Ленн Кудрявицки).

pic b9695f83ba5d4ac7052f5e1048ba62ec
pic adc9ecdd687cb0584fb4b7be8b978946
pic 7428332a5d7b4dcba86c8eb67271382f
pic 146ad6220928047fad7adb40e6601e44
pic 3103bdc45293e273cb69e6286e6d2e64
pic fb3564c0b462adb6b17a99d0496a5613
pic 0a1e08a279a4c903dfa7afd57006ef03

Нельзя не упомянуть явные оммажи сериала отечественной культуре: от почти покадрово реконструированной из «Викинга» сцены с выскакивающими из заснеженных елей всадниками до полета персонажей над городом (очень хочется верить, что российский «Викинг» стал не единственным источником вдохновения для создателей сериала и что они смотрели, к примеру, «Андрея Рублева»). При этом то, как Киев и его жители изображены в «Викингах», у русскоязычных зрителей может вызвать весьма очевидные вопросы: мало того, что при Олеге Русь уже была крещеной, а дружина князя почему-то напоминает монголо-татарских наездников, так еще и в Киеве большую часть времени царит лютая зима, даже тогда, когда в параллельной сюжетной линии в северном Каттегате начинается весна, из-за чего можно предположить, что мать городов русских находится где-то в Арктике. Да и решение князя Олега завоевать Скандинавию попросту абсурдно: едва ли скудные земли викингов заинтересовали бы русов, которые, наоборот, ушли из этих неприветливых мест в более плодородные края.

После всего вышеупомянутого легко обвинить шоу в создании «клюквы», заклеймить шоураннеров русофобами и даже назвать эту фантасмагорию ярким примером мягкой силы и западной пропаганды.

Но правда в том, что ровно к таким же инсинуациям и расхождениям с источниками «Викинги» прибегали на протяжении всех предыдущих сезонов: достаточно вспомнить солдат из Англии, одетых в бургиньоты времен эпохи Возрождения, и даже самих викингов, воюющих без шлемов вообще (да еще и с прическами и тату под стать металлистам XXI века; викинги Херста, должно быть, были самыми стильными людьми своего времени).

Поиск подобных нестыковок — занятие, безусловно, увлекательное, но бессмысленное, поскольку речь идет об игровом сериале, и едва ли для кого-то станет открытием, что если таковой выходит на канале под названием History, то никакой исторической достоверности это вовсе не гарантирует. Мстительный, жестокий и параноидальный Олег, главный антагонист финала, нужен был Херсту для реабилитации вышедшего слишком уж злобным в пятом сезоне Ивара Бескостного, а его поход на Скандинавию — ради героической смерти ключевых персонажей в бою. Личность Олега вроде бы пытаются представить неоднозначной, давя на его религиозность (в своих фантазиях персонаж представляет себя Христом, которого распинают на кресте, — эта неожиданная сцена настолько же пафосна, насколько смешна), но все приключения «Викингов» в Киевской Руси необходимы лишь для того, чтобы поставить точки в ряде затянувшихся сюжетных линий, и до того не вызывавших особого эмоционального отклика.

Викинги-нацисты

«Викинги» хороши, когда отвлекаются от поднадоевших сражений и борьбы за трон, сбавляют в эпичности и обращаются к более реалистичным жизненным ситуациям. Захватывающими вышли истории колонизации Исландии и Гренландии, не менее интересны сюжеты, описывающие отношения северян с их богами (тема религии, суеверий и верований в жизни средневекового человека, пронизывающая все шоу, получилась чуть ли не самой завораживающей, особенно когда религиозным откровениям героев сопутствует сумасшествие или употребление псилоцибиновых грибов). Все это, опять же, домыслы на потеху историкам, цель которых, по словам шоураннера, — разрушение стереотипов. Цель, безусловно, благая, но только при условии, что их не замещают другие стереотипы.

Но именно такая судьба преследует викингов на протяжении всей письменной истории человечества.

Образ северных мореходов в мировой культуре неоднократно претерпевал радикальные изменения, причем от археологических находок это, как правило, вовсе не зависело. Книжная культура в Скандинавии стала активно развиваться только с приходом христианства, римляне и греки едва ли интересовались бытом варварских народов далекого Севера, а потому все найденные артефакты трактуются совершенно по-разному (среди историков до сих пор нет единства по поводу того, воевали ли в рядах викингов женщины и принимали ли северяне ислам). Сошлись хотя бы на том, что шлемов с рогами викинги не носили — и то славно.

pic edbb615b726215f21afbee2705ba897f
pic f07745f748fc6c5f375af36d5fbf41c7
pic bd6594fa962a2f51c41ba56f46d788e6
pic e5b743dfda866dd49fe4caebccc303d8
pic be07d7a1d0fd66ac40897b0b3bfb3629
pic cab088176af00f3e822dbb275a98799d

Раннехристианские летописцы были заинтересованы в изображении язычников-викингов жестокими дикарями, противопоставляя им правоверных современников (которые, к слову, вряд ли отличались от северных соседей по уровню жестокости при разграблении подконтрольных врагу поселений). Нацисты в гитлеровской Германии, напротив, стремились романтизировать и мистифицировать образ «благородных» викингов, эксплуатируя их мифологию и символику. Эта немецкая пропаганда, в частности, была направлена на граждан оккупированной Норвегии — в ней упор делался в том числе на воинственное прошлое Скандинавии, а солдаты войск СС и вовсе представлялись современными викингами.

Сериал «Викинги», стремящийся «разрушить стереотипы» о скандинавских мореходах, изображает главных героев мудрыми философами, профеминистами, атеистами и даже пацифистами, — все это имеет отношение, конечно же, не к исторической правде, а к духу времени, в которое выходил сериал. Поэтому шоу о полумифических конунгах на деле гораздо больше рассказывает о современном мире, нежели о той эпохе, в которой разворачивается его действие.

Финал «Викингов» вышел на Amazon Prime и в «Амедиатеке». Стриминговый сервис Netflix уже анонсировал спин-офф «Викинги: Вальгалла», действие которого разворачивается через сто лет после событий оригинального телешоу. В продолжении появятся такие исторические персонажи, как скандинавский мореплаватель Лейф Эрикссон и его сестра Фрейдис Эриксдоттир, предводитель последних вооруженных кампаний викингов в Европе Харальд III, а также руководитель нормандского завоевания Англии Вильгельм Бастард. Дата релиза шоу еще неизвестна, предположительно оно увидит свет уже в 2021 году

Видео

[видео]

Практика от 8-9 июля 2009

Славянское траволечение. Практика

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие