Последователи современного язычества («неоязычества») довольно регулярно сталкиваются с несправедливыми, навязанными негативными обобщениями и отождествлениями в СМИ и публицистике. А порой и в сознательной демонизации образа со стороны РПЦ или рубрики «ЧП» тех же средствах массовой информации.

В языческой среде есть расхожее мнение о том, что РПЦ, заручившись поддержкой Кремля, готово либо уже осуществляет зачистку религиозного поля в стране.

При этом, по оценкам религиоведов, неоязычников в России от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч человек.

На этом фоне мы решили изучить настроения последователей современного язычества: насколько вероятным они оценивают возможность полномасштабных гонений со стороны государства на их веру, и как они планируют реагировать на такие события.

В опросе приняло участие 420 респондентов, итоговую выборку составил 401 человек.

hmcksDWGsAc
Диаграмма №1

Среди опрошенных доминируют две крупные группы славяно-русских и германо-скандинавских язычников.

Менее представлены другие традиции и течения: греческая (включая платонизм/неоплатонизм), римский политеизм, тенгри, друидизм, зороастризм, пантеизм, навославие/шуйный путь, шаманизм, язычество и др.

Распределение респондентов по возрасту следующее:

До 18 лет: 7 человек — 1,7% от всех опрошенных.

До 35 лет включительно: 251 человек.

Старше 35 лет: 143 человека.

Оценка возможности запрета и гонений на язычество

Респондентам было предложено выбрать один из пяти вариантов на возрастающей шкале от самой мирной до самой негативной оценки:

Язычеству в России ничего не угрожает: 11%;

Есть некоторые эксцессы, но далекие от запретов: 33,17%;

Есть предпосылки и негативный информационный фон: 40,15%;

Запрет язычества в России весьма вероятен в будущем: 12%;

Ожидаю запрета язычества в РФ в самое ближайшее время, закладываю это событие в планирование: 3,74%.

qHrxLR1D7hU
Гистограмма №1

Как видно, подавляющее большинство язычников, — в сумме 73,32%, — считает, что ситуация с неоязычеством в России далека от запрета, но развивается на определенно негативном фоне и при наличии эксцессов, например, разрушениях святилищ и алтарей.

Очень малое количество язычников, — 3, 74% [15 человек], — ожидают, что юридическое запрещение и гонения по типу преследований запрещенных «Свидетелей Иеговы», начнутся в самое ближайшее время, и выстраивают своё планирование и поведение исходя из этого.

Стратегия поведения при запрете язычества

При гипотетическом запрете неоязыческих традиций и организаций в России, варианты доминирующих реакций и стратегий поведения самих последователей язычества распределяются следующим образом.

HhCXPeE5Ul0
Гистограмма №2

Минимальное количество язычников затруднилось ответить на этот вопрос: 1,8%.

Ноль язычников выбрало вариант полного отказа от традиции и превращение в светского (атеистического) человека.

Сменить веру и перейти в одну из «традиционных» больших конфессий (христианство, ислам, буддизм) согласны лишь 0,5% из числа опрошенных.

Абсолютное большинство язычников сохранили бы верность своим Богам и продолжили бы отправление культа. Все варианты в сумме дают 97,7% опрошенных.

Внутри общей суммы распределение по отдельным стратегиям поведения следующие.

Предпочли бы покинуть страну, в том числе в поиске политического убежища — 8,2% опрошенных.

Ещё 12,2% предпочли бы отстаивать право на своё вероисповедание, доказывать неправомерность запрета в судах.

Вариант «Остались бы в традиции и продолжили бы посещать подпольные собрания под угрозой гонений и ареста» выбрали 50,9% язычников.

За близкий «Остались бы верны Богам в душе, полностью исключив все внешние проявления (социальная мимикрия)» — 26,4% ответивших.

Некоторые выводы

Ситуация запрета неоязыческих традиций и разворачивание преследований и гонений на последователей современного язычества в России, на данном этапе носит весьма гипотетический характер.

Большинство язычников признают наличие негативного фона в СМИ, враждебной настроенности органов власти, включая правоохранительные. Вандализм и разрушение капищ так же случаются. Тем не менее, сами язычники считают, что запрет очень маловероятен.

Не выявлено связи между более пессимистичными настроениями и возрастной группой. Также нельзя сказать, что последователи, например, славяно-русского язычества, настроены более тревожно, чем другие. Все оценки равно свойственны и молодежи, и людям более старшего возраста, представителям разных традиций.

Если государство пойдет на запрет неоязычества, — то сами язычники никуда не денутся. Не будет массового перехода в православие, как и в ислам, чем постоянно пугают некомпетентные эксперты от РПЦ.

Пойдя на такую репрессивную меру, государство только создаст новый, многотысячный слой возмущенных нарушением своих прав граждан. Не говоря уже о готовности определенного процента людей судиться, что будет конвертироваться в публичные дела и новостную повестку все тех же СМИ.

Наконец, не представляется возможным хоть как-то учитывать и контролировать тех язычников, которые продолжат чтить Богов, не проявляя символов и атрибутов своей веры в обществе. Невозможно взять под надзор тысячи алтарей, разбросанных по всей стране. А с учетом того, что для подавляющего количества язычников в качестве алтаря либо одного из ликов священного, выступает просто сама природа и жизнь, то такая гипотетическая инициатива просто нереализуема ни в каком виде.

Поиск

Журнал Родноверие