Кто о чем мечтал в детстве, а жительница Усмани Оксана Макагонова хотела себе ткацкий станок. Игрушечный аналог в «Детском мире» стоил тогда баснословно дорого — пятнадцать рублей. Просить такую игрушку у родителей она постеснялась.

Зато нашла способ плести пояса, используя вместо специального устройства подручные материалы: расческу, линейку, папку для бумаг и стул.

Мастер-класс по мечте

Как это ни странно, но история знакомства с исконно русским ремеслом — ткачеством, у Оксаны Макагоновой тесно связана с ее учебой на биолого-почвенном факультете Воронежского госуниверситета. Правда, не напрямую. Именно там Оксана Борисовна подружилась с сокурсницей, увлеченной народными традициями, и в особенности этническим костюмом. И заинтересовалась по-серьезному.

Позже, уже в Усмани работая сначала библиотекарем, а потом журналистом, Оксана Макагонова особое внимание уделяла изучению старинных техник изготовления отдельных элементов одежды. Оказывается, еще в середине прошлого века ткачество у здешних мастериц было чуть ли не самым распространенным видом рукоделия. Только популярность его вскоре сошла на нет. А все сохранившиеся ткацкие станки «разошлись» по местным музеям и стали совсем не приспособленными для работы.

Но оказалось, что ткать можно и без них. На одном из воронежских фестивалей наша героиня попала на мастер-класс по изготовлению поясов на дощечках. Занятие длилось три часа. Технология, как выяснилось, не из самых легких. Из плюсов — смастерить вспомогательное устройство можно без посторонней помощи.

Расческа, линейка и стул

Несмотря на то, что станок для этого способа не нужен, интерьер «мастерской» должен быть своеобразным. Во-первых, требуется длинное чистое пространство для раскладки ниток — что-то типа трехметрового стола. (На полу делать это Оксана Макагонова настоятельно не рекомендует тем, у кого дома есть домашние животные. Особенно в «восторг» от обилия ниток приходят кошки.)

Также необходимо най­ти две очень прочные и устойчивые перекладины для закрепления заготовки с двух концов. Мы с Оксаной Борисовной встречались в ДК, там она приспособила для этого мраморные перила.

— Дома у меня есть очень тяжелый стул, который с места сдвинуть не так-то просто, — поделилась мастерица. — Я его купила специально для ткачества.

В числе остальных ком­плектующих станка —деревянный гребень для разделения ниток и линейка, которая заменяет уток (или челнок). Собственно, для плетения однотонного пояса этого набора будет достаточно. Но для получения узора не хватает самого главного — тех самых дощечек.

Магия узоров

В зависимости от ширины пояса их понадобится от десяти до сорока штук. Каждые десять дощечек добавляют изделию примерно 1,5 сантиметра в поперечнике. Сами дощечки не обязательно выстругивать из дерева, для этого подойдет и пластик (например, папка для бумаг из плотного полиэтилена), и картон (в том числе пакет из-под сока или молока).

Из этого материла нужно вырезать квадраты со стороной примерно шесть сантиметров и в каждом сделать по четыре дырки — около каждого угла. Через эти отверстия продевают нитки. (Как это сделать, мы не беремся объяснить. Для этого нужна специальная схема. Она-то и отвечает за набор цветов и рисунок. — Прим.авт.) После каждого ряда дощечки проворачивают в определенном направлении, нитки сменяются, и — о, магия! — рисунок получается сам собой.

Кстати, пояс на Руси считался мощным оберегом. Значение и смысл имели как используемые цвета, так и узоры. Да и сам пояс, повязанный вокруг туловища, приобретал форму круга — сакрального символа у славян.

— Схемы плетения не сложнее чем для вязания узоров, но в них нужно уметь разбираться, — отмечает Оксана Макагонова. — В принципе, при желании можно понять, что к чему с первого раза.

Хобби-антистресс

Ткачеству Оксана Макагонова уделяет не больше двух часов в день. Говорит, после рабочего дня это успокаивает и приводит нервы в порядок. В таком темпе на изготовление одного пояса у нее уходит не меньше недели. Однажды, правда, за два дня изготовила два пояса по спецзаказу для свадьбы. Работать пришлось практически не покладая рук.

— Я этим занимаюсь не ради денег, — поясняет Оксана Борисовна. — Это же не работа, а хобби.

Тем не менее, заказы мастерица иногда принимает — в основном, от своей подруги из Воронежа. Та знает, к кому обратиться, если понадобится к очередному историческому наряду правильный поясок.

— За десять лет столько уже сплетено было, но коллекции своей я так и не собрала, — говорит Оксана Борисовна. — Что-то подарила, что-то в музеях хранится или на выставках.

Кстати, наша собеседница так ни разу в жизни и не попробовала ткать на настоящем станке. Но для нее это уже не так и важно.

Поиск

Журнал Родноверие