Рюриковичи, первая великокняжеская и царская династия на Руси, вели род от Рюрика. Согласно "Повести временных лет", Рюрик был призван федерацией славянских и финно-угорских племен в 862 году (6370-м по старому летоисчислению).
Рюриковичи, первая великокняжеская и царская династия на Руси, вели род от Рюрика, призванного на Русь, согласно "Повести временных лет", в 862 году.
Но в первой четверти XVI в. пишется новая родословная великих князей. Эта родословная изложена в литературно-философском произведении "Сказание о князьях Владимирских".
Обратимся к "Словарю книжников и книжности Древней Руси" под редакцией академика Д. С. Лихачева: "В основе С. лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой же – якобы был родственником Рюрика".
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV- XVI в.) / Часть 1. А-К. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, 1988. – 516 с. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI – первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, 1987.
То есть, московские князья происходят от некоего Пруса, родственника (брата) римского императора Августа.
Император Август. Статуя из Прима-Порта и датируется I в. н.э.
В основе "Сказания о князьях Владимирских" лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного брата Августа — Пруса.
...Август после смерти Юлия Цезаря решил разделить бремя власти с братьями и поделил свои владения. Вот и поставил он одного из братьев, Пруса, править на берегах рек Вислы и Немана, и потому эта земля стала называться Прусской. А Рюрик, положивший начало княжеской династии на Руси, — это потомок Пруса в четырнадцатом колене.
Рюрик на памятнике "Тысячелетие России", скульпторы М. Микешин, И. Шредер, архитектор В. Гартман. 1862 г.
Трудно установить точное время появления этих легендарных версий. Есть мнение, что они появились в конце XV века в правление Ивана III (историки А.А.Зимин, П.В. Романов). Но все-таки известно о них становится не ранее 1510-х гг., когда они были изложены в "Послании" церковного писателя Спиридона-Саввы. Около 1527 г. появилась первая редакция "Сказания...", потом рассказ о происхождении московских князей от императора Августа был включен в Воскресенскую летопись, в "Государев родословец" 1555 г., в "Степенную книгу".
Интересно другое. Зачем вообще была нужна эта странная родословная? Впрочем, зачем она была написана, особых сомнений нет — шла политическая борьба за укрепление власти московских князей, сначала великокняжеской, а затем царской. Государя всея Руси, Великого князя Ивана III уже нет-нет да и называли царем. Сын Ивана III и Софьи Палеолог Василий III был официально назван царем в договоре 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I. Ну, а Иван IV в 1547 году уже венчался на царство как царь; к слову, перед его венчанием появилась вторая редакция "Сказания о князьях Владимирских".
"Сказание о князьях Владимирских" укрепляло авторитет московских князей в ходе процесса централизации власти.
Современный историк, писатель П.В. Романов видит в развитии данной родословной своеобразную политтехнологию того времени. Он считает, что родословная, ведущая отсчет от (его выражение) "бродяг"для царской династии ну как-то не подходила, вот и пришлось подумать о преемничестве. Не в том плане, кому передать власть (об этом тоже много думали, интриг было немеряно), а в том — чьими преемниками можно считать московских царей.
Но почему не Византия? К слову, в"Сказании..." ведь изложена еще одна легенда — о том, как Владимир Мономах получил царские регалии (венец, бармы, золотую цепь, и др.) от своего деда, византийского императора Константина Мономаха...
Мономахов трон: барельеф с изображением князя Владимира в шапке Мономаха.
Регалии царя Михаила Фёдоровича из собрания Оружейной палаты: венец, скипетр и держава.
Да и с византийской императорской семьей породнились князья благодаря женитьбе Ивана III на Софье Палеолог... Впрочем, происхождение регалий снова ведет к римским императорам — принадлежали они Августу, а через Константина и Владимира Мономаха достались московским князьям.
П.В. Романов: "При всем уважении к Византии, Москва и Иван III сочли необходимым связать себя пуповиной не с Константинополем, а с Римом. Думается, причина кроется не только в желании добавить несколько веков к родословной. Можно было сколько угодно рассуждать о превосходстве православия над католицизмом, но при этом отдавать себе отчёт в том, что Запад во многом ушел вперед по сравнению с Русью. Не способная пока ещё перебросить мостик в будущее, чтобы догнать Европу (это произошло только в эпоху Петра Великого), Москва выстроила мостик в прошлое. Чтобы хотя бы породниться с Западом" (цит.: https://aif.ru/society/opinion/ryurikovichi_nachalo_i_konec_dinastii).
"Не способная пока ещё перебросить мостик в будущее, чтобы догнать Европу (это произошло только в эпоху Петра Великого), Москва выстроила мостик в прошлое. Чтобы хотя бы породниться с Западом" (П.В. Романов).
Да, интересно... В те же годы развивается еще одна идея — "Москва-Третий Рим". В 1523-1524 гг. Филофей, монах псковского Елеазарова монастыря, пишет Великому князю Василию III послания, в которых содержится мысль о "Риме земном", роль которого теперь должна принять Москва.