Перед вдумчивыми поисками «казачества» в тюркском мире, где многие любопытные вещи подробно документированы с XV века — предлагаю заехать всё же к «бродникам» накоротке. Загадочным и легендарным. Осилить тему не сможем зараз, но какие-то версии подумкаем. Поскольку корни южного казачества только там искать можно. Сразу сносим в корзину утверждение, что это мирный трудолюбивый персонал, обслуживающий переправы, броды.

Трудно представить в XIII веке в Половецкой Степи таких трудяг, поголовно промышляющих лодочным извозом за малую деньгу. Тем более, они упоминаются некой серьезной военной силой постоянно. Хорошо знакомы (документально) половцам, венграм, болгарам, аланам, папскому престолу, русским… и монголам Чингисхана.

Бродников сформировали беглые люди? Тоже не беру в анализ. Почти невозможно представить факта, чтобы в опасной Степи они смогли сколь долго бы выжить. Малым числом и с радушными рынками рабов по Черноморью. Это просто легкая добыча для степняков-кочевников. Первой же зимой вся такая вольница сидела бы… по загонам Кафы и Сугдеи.

Бродников видели в Подонье, описали подробно европцы: Рубрук, посол французского короля Людовика Святого и папский легат Плано Карпини, посетивший Батыя в 1246 году. На глазок прикинули, посчитали солянкой славяно-русского, алано-ясского населения. Христианской веры, в том числе. А их духовенство, нужно понимать, окопалось при дворе Бату-хана, совершенно свободно отправляла богослужения рядом с шатром Самого. Ариане, несториане, греки? Не с Руси же так споро завезли их. Хотя, кто знает.

Рубрук, более подготовленный наблюдатель, называет бродников — «особенным народом». Если Читателю не лень — поройтесь в закромах канала, в цикле статей «Калки окаянной». Помимо аффторского полета мысли, полистайте комментарии «Артема Антонова», рекомендую. Вопросы «бродничества» пережевывали мы всяко. Не сказать, что истину нашли. Но что-то нащупали для более вдумчивого дальнейшего спора, имхо.

19

Есть версии, в основном последователей Льва Гумилева: бродники появились в хазарские времена. Из славян пошли, приходящих в поселения крещенных хазар. Были такие, да. Числом должно быть немалым, раз суд в Каганате отправляли семь ученых мужей: двое мусульман, двое иудеев, язычник и два судьи христианского вероисповедания. Значит многочисленная паства имелась. Некоторых исследователей заносит. Мол, бродники — это дружинники княжеские, назначенные охранять броды и переправы, сопровождать купеческие караваны. Под себя людишек собирали, обживали ключевые точки Степи.

Идея так себе. В Подонье, на Таврике охранять переправы? Зимой, весной и поздней осенью… как это? От кого? Там жить надо круглогодично, крепкими тынами огородившись от Степи. Голодом уморить кочевой вражине такой форпост — пара пустых. Если были сторожи, то во время Владимира Красно Солнышко, вдоль Змиевых Валов. Могли на несколько переходов вглубь Степи богатырские заставы уходить. Теоретически. Папский легат один, печенегов пять дён искал в те времена, из Киева выехав. Но никого не видывал. Не столь княжеские дружины были людными, чтобы их в голую степь рассаживать. Не бьется версия, в топку…

20

Как могло быть тогда?

Бродники, по русским летописям, известны раньше нашествия монголов. Нанимались в дружины к южным князьям, черниговским да галицким. Род их занятий очевиден. В междоусобице какой поучаствовать, с половцами кого клюнуть и пограбить. Против кипчаков с князюшкой в набег сходить… Держать реки под полным контролем «судовой ратью», со времен еще варяжских.

Подпитка бродников шла отовсюду. Что с Востока, что от аланов и черкесов кавказских. Археология именно это говорит, вплоть до Белгородской и Воронежских областей… Не пойми кто жил в многочисленных городищах. Вроде булгары, но странные. Венгры есть, да неправильные какие-то захоронения. Славяне да аланы …но какие-то дальние родственники своих народов.

Понятно лишь одно: по Дону, нижней Кубани, Днепру — постоянно гуляли вооруженные люди. Никому не подчинявшиеся, жившие полу-оседлым хозяйством. Управлялись выборными (может потомственными) воеводами-боеводами. Самое очевидное место их «центра» — где Дон сближается с Волгой. Переволоки, как Рубрук говорил. Цементировать бродников в какой-то единый народ было некому. К вопросам веры там — полное безразличие. Без зазрения совести нанимались в войска «безбожных моавитян» — монголо-татар. К обитателям Киевской Руси вряд ли испытывали пылкие родственных чувства. С половцами и против оных ходили тоже.

Как звали народец? Тоже по-разному. Уверен, прозвищ было много. Впервые их (на Руси) упомянули «черкасами». В Московском летописном своде XV века, под 1152 годом:

«Изяслав же то слышав, скопя свою дружину, поиде, поима с собою Вячеслав весь полк, и все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы».

21

В ту же копилку можно сложить, помимо «черных клобуков» и «черкасов», другие тюркские племена: торков, берендеев, ковуев и т.д. Удивительное для аффтора дело, но готов согласиться даже с придворным историческим баснописцем Карамзиным. Где он подметил, что летописи времен Василия Темного в 1444 году упоминают о «козаках рязанских». В качестве «легкого особенного войска, славного в новейшие времена»:

«Козаки были не в одной Украйне, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало торкам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище малороссийских козаков. Торки и берендеи назывались черкасами: козаки также.
Вспомним касогов, обитавших, по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что оссетинцы и ныне именуют черкесов касахами».

По Карамзину торки и берендеи назывались «черкасами». Но так же — и «козаками». Пережили как-то Орду и Литву, плотно засев на островах Днепра. Связываться с ними было дороже. Проще договориться, жить спокойно, торговлишку под охрану отдав. Союзника сильного иметь, сверх всякой меры мобилизованного, в любое время года. Туда приманивала вольготная жизнь изгоев и авантюристов (и беглых крепостных) отовсюду.

Были «бродники-черкесы-козаки» русскими? Тоже нет. Ни два, ни полтора, слишком много народа стекалось туда. Грубо говоря, по «куреням национальным» стараясь рассаживаться. Главным был: дух независимости и воинского братства только. Справедливый дележ добычи и платы наемнической. Перед Батыем количество христиан возобладало. Стали появляться поселения, где верховодить могло религиозное начало. Наверняка прибились беглые монахи-иноки, с самыми различными ересями проповедники.

Это никак не мешало «лыцарям» наниматься к русским, Литве, ордынцам и крымцам, астраханцам, даже туркам… Закончилось всё первым особым покровительством Сигизмунда I, давшего «козакам» гражданские вольности. И признав за ними земли выше днепровских порогов. А город Черкасы назвали их древним, неким легендарным и объединяющим именем. Дальше были времена Стефана Батория, «клейдоны», реестр, гетманы, полковники, куреня… Уход в Москву, как Польша взбесилась в своих кровавых «рокошах» и презрении к «хлопам»…

22

Осколок тюркского мира?

После Золотой Орды? Нет и да. Один из немаловажных элементов — точно. Немного неловко становится… но даже далёкий Вольтер считал казаков — потомками татар. Простым логическим конструктом обосновал: слишком уж внезапно они появились. В тот же миг, как рухнула Золотая Орда. Природа пустоты не терпит, времени долгого на формирование вооруженной силы, с которыми стали считаться в Московии, — не было. А тут… раз. Из ниоткуда чубатые вылупились? Так не бывает. В русских летописях уже были «ордынские казаки» замечены. Татищев написал об их шалостях в 1493 году:

«Того же лета приходили татарове, ординские казаки, изгоном на рязанские места, и взяша три села, и поидоша вскоре назад».

Источник из Татищева… так себе. Но в том же 1493 году польские хроники пишут о потомке Мамая, черкасском воеводе Богдане Федоровиче Глинском. С родовым прозвищем «Мамай». Он собрал «пограничные казачьи отряды», захватил турецкую крепость Азов. Стал в казачьих легендах — героем фольклора, его образ сохранился до наших дней. Благодаря песням, лубочным картинкам царских времен. О «казаке Мамае».

Двумя годами ранее, в 1491 году… упомянуты мещёрские (городецкие) казаки в документах. Жили на порубежье с ногайскими татарами, опять же — в рязанской земле, верховьях Дона. Именно они ходили с «казаком Мамаем» воевать с турками? Например, свой род веду, по семейным легендам, из касимовских татар.

Кто они были такие? Татары-мишари, мордва, мещера, башкиры, буртасы, русаки, ногайцы… Беглецы всякие из всех осколков Золотой орды, мелких улусов и Ханств. Казанского, Крымского, Сибирского, Астраханского. Татары? Угу… три раза. А почему подданство казанских ханов не приняли Темниковское княжество, Наровчатское, Кадом, Сарыклыч? На Москву быстро сориентировались…

«Касимовским татарам» не помешало свое Ханство основать, с городом Касимовым (Мещерский городок). Начать устойчивую миграцию на Дон и Волгу, немало острожков основать. Им письма на татарском воеводы московские писали. Но «казаками» уважительно звали, поклон и привет передавая. Как быть с княжеством Мансура, в землях Литвы, сейчас северо-восток Украины? С его воинской кастой «служилых татар», которых если поскрести … так православные через одного оказывались. Ох, не будем сегодня пока, отложим на отдельные статьи. Нас пока бродники интересуют…

23

До времен половцев

это смешение началось, чую. Многое «тюркское» и «русское» уже тогда приходить стало. В быт и обычаи будущих казаков. Во времена кипчаков процесс быстрее поскакал, как присмирели вольные кочевники, жить в соседстве приучились. Русские князья совершенно спокойно династические браки с Ханами половецкими устраивали, что мешало подданным так поступать. Особенно в воинском сословии, дружинном? Для упрочения связей… так сказать.

А купеческому сословию так сам бог велел. С бродниками семьями дружить. Торговлишку свою всяко удобнее родней прикрывать-охранять… от жадных половцев. Вот еще один маршрут постоянной подпитки сословия вольного. Желающих на «вольные хлеба» доставлялись торговыми караванами. Не в пустоту ковыльную. В острожки, городки, поселения бродников. Не?

Завелось явление еще со времен тиверцев и уличей, подозреваю. Не сдюжив печенегов, в каком-то подчиненном положении стали жить в их землях. На тех же бродах-переправах. Какие-то загадочные «дремелы» еще есть в «Слово о полку Игореве». С некоторых тюрских наречий — «люди с брода». Их встретили русские дружины… раньше половцев. Перед причерноморскими степями.

24

Византийский хронист Никита Хониат (1190 г.) считает бродников — ветвью «тавро-скифов». Как и славян, на минуточку. Другие видят в них аланов, касогов (лампасы, кстати — они уже носили на штанах, бают)… Собирая всё в кучу, резюмируем: народ, этнос с четко понимаемыми признаками — бродники не сформировали. Запутали весь мир своим полиэтносом и привычками.

Социальное сословие, этнически перемешанное, занятое специфическим военно-торговым занятием… Выживальщики. Промеж ордами печенегов, потом — половцев. Речную сеть крышевали на огромных водоразделах Дуная, Днепра, Дона, Волги. Соляными промыслами пробавлялись тоже. От звенигородского и галицкого Ивана Ростиславовича Бердланника — грамоту получали не бродники ли? Которые «бердланики», якобы беглые люди из Юго-Западной Руси. С беглыми таких бумаг не подписывают. Это уже самостоятельная военная сила, на минуточку. С которой считаются.

Осколки Тмутараканского княжества возьмем, еще одно пополнение стройных рядов бродников. Очевидный их крен… против некоторых половецких орд. Обозначение военного нейтралитета. С черниговским Владимиром Давыдычем они воюют в междоусобице, рядом с половцами нанятыми. В других документах тоже наемничают. Венгерский король Андраш II даже землицу назначил в 1223 году где-то в степи специальную. Называл «terra Brodnia» — «земля Бродников», не указанную в картах.

25

Об этой «земле» знает Папа Римский Григорий IX в 1227 году. Географически определяя ее своей буллой — в Придунавье, территории современной Молдавии, западной Румынии. Многие исследователи считают этих «западных бродников» военной силой, формировавшей Молдавское княжество. В нижнем междуречье Прута и Сирета, помогая валахам и некоторым славянским племенам. С князем Иваном Бердлаником эти бродники взяли порт Олешье в устье Днепра, перехватили всю торговлишку…

Дунайские бродники еще отметились, в 1217 году. Помогая болгарскому царевичу Ивану Арсеню II взойти на престол. Нашли его у половцев, в изгнании, в Галицко-Волынском княжестве похлопотали о нейтралитете — вернули того в Болгарию. Взяли долгой осадой Тырново. Короновали в 1218 году изгоя. Потом подоспели монголы… Вместе с ними они громили Венгерское королевство Бэлы IV в 1242 году, потом долго ему угрожали. Жалился венценосец на них Папе Римскому…

Тонкий момент один…

Население Приазовья и Дона стало терпеть притеснения от Золотой Орды когда? Правильно, в ходе принятия «татарами» ислама. До этого момента никаких проблем не было в этом вопросе, данных не припоминаю. Кого упорно гоняли нукеры чингизидов? Половцев. Тактично обходя поселения бродников. Подчинились те добровольно, как некоторые народы Кавказа? Или тоже к половецким ханам претензии имели? Союз сходу заключили с пришельцами. Интересно, кто же были те загадочные посредники? Не те ли торговые люди, старательно расчищающие себе спокойные дорожки к городам Крыма и Кавказа?

Воевода Плоскиня на «Калке окаянной» делает странный выбор вроде. Славянское имя, воевода… крест целует перед князьями. Но нашел какой-то общий язык с … кара-киданями тумена Джебе, урянхаями Субедея-багатура. И той солянкой, что они притащили с собой. Аланы, черкесы… кто за зипунами согласился сходить. Половецкого Хана Котяна до нитки обобрать, в землю вогнать. От самых Дербентских ворот многие шли. Русский Мстислав Удатный всей этой кампании — враг. Половецкий родственник… С союзниками своими.

Кара-кидани тумена Джебе — несториане и ариане. А не пойми какое духовенство бродников очень быстро занимает подобающее положение при дворе Батыя. Для всех христиан будущей Золотой Орды в 1261 году была основана особая епархия — Сарайская. Кого окормляла эта «Сарская и Подонская»? Явно не невольников. Как только появляется «иго окаянное» — бродников из летописей, как корова языком…

26

Ответ пока один просматривается. Воинское сословие, «тюрки-монголы», очень быстро притерлись к бродникам. Такому же воинскому сословию. Объединительный фактор: военный союз, контроль над неспокойным пока Дешт-и-Кипчаком, охрана речной торговли, общая религия со многими «ордынцами». Христианства в самых необременительных толкованиях. Вплоть до полу-язычества. Которое даже ханы монгольские демонстрировали. Трения и неустройства начались со времен хана Узбека, как государственной религией ислам объявили. Раскол бродничества произошел очевидный.

Одни в Литву и на Русь подались, поближе к тем границам. Другие в Ханства ордынские, после погрома Тамерлана. Не меняя рода занятий. Сохраняя признаки воинского сословия, военную выборную демократию. Безразличные к национальности, более щепетильными стали в вопросах веры. Так и потерялись…в летописях. Одни отюречились сильно, другие — более русские черты приобрели. По очевидным причинам, так миграционные потоки стали работать.

На Волге их «татарами» окликали сначала, потом явление стало более конкретным. Как глубокая трещина стала проходить между полу-мусульманами и ортодоксами ислама. Так этноним «татары» окончательно закрепился лишь за теми, кто ушел в Крымское и Казанское Ханства. Оставшиеся стали «казаками» — в переводе «свободными людьми». Безразличные к принципиальным религиозным вопросам, разделившим всю Евразию мракобесием и нетерпимостью. Как это в воинском сословии работает — другой статьей. А пока…

27

Выводы делаем.

Искать корни казачества (на юге) стоит в среде бродников, без вариантов. Исторические источники рыть бесполезно. Не имея централизации, это социальное и военное явление невозможно нащупать в какой-либо государственной конструкции. Оно не могло быть осознано окружающими государствами. Разбойники, наемники, союзники, беглые холопы, искатели удачи, изгои и прочая… Одни бродники были более — аланскими, черкескими, торкскими, берендейскими. Другие — чуть больше славянскими, варяжскими, «русью изначальной» отдает от их ухваток сильно.

Не потому ли их назвали на Руси — «свои поганые»? Не то христиане неправильные, не то — «нехристи». Но родные, плоть от плоти, заблудшие… Они и дальше чудили в этих тонких вопросах. Создавая в своей среде вообще невозможные конструкты религиозные. Какое там ромейство, несторианство или арианство… Элементы ислама даже замечались, подозреваю. Неспроста «погаными» — казаки были еще в XVI веке, о чем прямо писал Татищев.

Потом не против этого ли взбунтовал обитателей Дона Кондрат Булавин? Всеми силами противился вмешательству Москвы в вопросы веры. В 1707 году прямо прописал в своем воззвании:

«Зло на нас умышляют, жгут и казнят напрасно, вводят в эллинскую веру и от истинной отвращают. А вы ведаете, как наши деды и отцы на всем Поле жили и как оное тогда крепко держалось…чтобы нам его вовсе не потерять, должно защищать единодушно и в том бы все мне дали твердое слово и клятву».

«Истинная вера» — старообрядчество такое, до реформ Никона? Протест против насаждение Москвой «эллинской веры», никонианства? Только вот какой была та… «старая вера»? Очень толстые вопросы… Но об этом — в другой раз…

Поиск

Журнал Родноверие