Арабский географ из Ширвана второй половины XIV — начала XV в. Абд ар-Рашид ал-Бакуви оставил описание некоего славянского храма, который кандидат исторических наук Всеволод Игоревич Меркулов (р. 1978) отождествляет с храмом Свентовита в Арконе:

«Остров Рюген занимал особое место на Балтике. Вне сомнения, это был значительнейший религиозный и политический центр, о котором сохранилось множество свидетельств. Известность острова была столь велика, что о языческом святилище на рюгенском мысе Аркона писали даже арабские авторы: „У них [русоволосых варваров] есть храм на высокой горе. Он очень удивителен своей постройкой, кладкой, разнообразием красок, помещёнными в нём драгоценными камнями и изображениями восходов солнца, устроенных в окнах, сделанных в этом храме“ (Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асар ва 'аджа' иб ал-малик ал-каххар. М., 1971. С. 108)» (цит. по изд.: Меркулов В.И. Историческое единство Руси // Международный исторический журнал «Русин». № 1 (1). Кишинёв, 2005. С. 61–71).

Арабские авторы, начиная с Ибн Русте (IX — первая треть X в.), говорят о некоем «острове русов» (Рюгене?), споры о местонахождении которого не умолкают в научном мире и по сей день. Ал-Масуди (X в.) в трактате «Промывальни золота и копи драгоценных камней», похожее скорее на сильно приукрашенное литературное описание «чудес и диковинок» мира, нежели на документальное свидетельство, приводит также описание нескольких «домов» (храмов?) у славян, расположенных на «горах» (вспомним отвесные белые скалы Рюгена и мыс, на котором располагалась Аркона):

«У славян есть дома, которые они почитают. Среди них есть один (что стоит) на тех горах, о которых говорят философы, что они принадлежат к высоким горам мира. Есть известия о том, каким образом построен этот дом, о размещении разных сортов камня в нем и разнообразии их цветов, об отверстиях, проделанных в нем в самой высокой его части, и что в этих проделанных отверстиях происходило с восхода солнца; и какие в нем были положены (на сохранение) драгоценные камни, и о начертанных в нем знаках, что указывали на будущие явления; и от каких событий, до того, как они произойдут, предостерегают эти драгоценные камни; и о появлении звуков к ним с высот его (дома), и что происходит с ними во время слушания этого. <...> У них есть еще иной дом на горе, которую окружает залив моря, (дом), сооруженный из камней красного мрамора и камней зеленого изумруда. В середине его огромный купол, а под ним идол, части тела которого (сделаны) из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его — из червонного золота» (цит. по изд.: Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон / Предисл., словарные статьи, глоссарий и коммент. Д. Дудко. М.: Эксмо, 2004. С. 344–345).

Как можно видеть, описание ал-Бакуви в сокращённом виде повторяет более ранний рассказ ал-Масуди, который некоторыми чертами действительно напоминает нам об Арконе (а, возможно, и других святилищах балтийских славян), однако представляется слишком фантастичным и литературным, чтобы быть признанным непосредственным свидетельством очевидца, однозначно указывающим именно на Аркону, а не какое-то другое место в славянских или иных землях.

Поиск

Журнал Родноверие