Здравствуйте, друзья. Мы с вами сегодня опять будем изучать историю Древней Руси. В нашей стране это больная тема. Спор двух наших знатоков истории может запросто перейти в драку. Поэтому я стараюсь передавать точку зрения авторитетных экспертов в этой области.

Признаюсь, мне всегда более нравилось обращаться к историкам прошлого—в конце XX века появилось много альтернативщины, в погоне за сенсациями современные фолк-историки совершенно пренебрегают чувством реальности. Конечно, это неправильно (я про то, что обращаюсь только к историкам прошлого). Историки XIX века не имели такой исследовательской базы, большинство археологических открытий произошло много позже. Тем более, есть люди, пренебрегать которыми никак нельзя.

Если говорить о специалистах по истории языческой Руси, то это в первую очередь он—Борис Александрович Рыбаков. Герой Социалистического Труда, лауреат, двух Сталинских и Лениской премии, кавалер многочисленных медалей и орденов СССР, РФ и некоторых иностранных государств, доктор исторических наук, академик РАН. Всю жизнь посвятил изучению истории Древней Руси. Славянофил, антинорманист. Авторитетней специалиста, пожалуй, нет.

Так кто, всё-таки, по его мнению, предки славян? Советский историк обращает взор на Скифию.

"Историки XVII — XVIII вв. иногда излишне прямолинейно связывали скифов со славянами, но лингвисты XIX — XX вв. (В. Ф. Миллер, В. И. Абаев) внесли серьезный корректив: скифы были по языку иранцы, как сарматы и аланы. "

Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси.

Но дело в том, что сам Геродот называл настоящими скифами кочевников и степняков, не имеющих ни пашен, ни городов, ни поселений, говорящих на своём, особенном языке. А говоря про народы земледельцев, Геродот, хоть и называл их скифами, всё же обособлял от ираноязычных скифов, называя их скифами-пахарями и скифами-земледельцами. Или, по месту проживания, борисфенитами (Борисфен—древнегреческое название Днепра). Эти так называемые борисфениты-пахари вели торговлю хлебом с милетской колонией Ольвией, отчего Ольвия, хоть и была удалена от Днепра, стала называться "торжищем борисфенитов", а позже просто Борисфеном. Ольвийских горожан поэтому тоже стали называть борисфенитами, хоть они сами себя называли ольвионитами. Геродот же сообщил самоназвание скифов-пахарей. Сами себя они называли "сколоты".

Чешский историк-славист, археолог, этнограф и лингвист Любор Нидерле высказывался в начале XX века:

"Я не колеблясь утверждаю, что среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры"

9
Любор Нидерле (1865—1944)—чешский историк-славист.

Советский лингвист-славист Олег Николаевич Трубачёв определил местность с архаическими славянскими гидронимами (названиями рек), которая чудесным образом совпала с чернолесской археологической культурой X—VIII вв. до Р.Х.

10
Чернолесская археологическая культура. Карта.

Академик Борис Александрович Рыбаков вспомнил общеизвестный рассказ , рассказанный Геродотом о земледельческом празднике скифов:

"У него (Таргитая, сына Зевса и дочери Борисфена) родились три сына: Липоксай и Арпоксай и самый младший Колаксай. Во время их правления на скифскую землю упали сброшенные с неба золотые предметы: Плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Старший, увидев первым, подошел, желая их взять, но при его приближении золото загорелось. После того как он удалился, подошел второй, и с золотом снова произошло то же самое. Этих [старших братьев] золото отвергло, при приближении же третьего, самого младшего, оно погасло, и он унес его к себе. И старшие братья после этого, по взаимному соглашению, передали всю царскую власть младшему" ...

Так как страна [этих земледельцев] очень велика, Колаксай разделил её на три царства между своими сыновьями и одно из них сделал наибольшим — то, в котором хранится золото"

"От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов. От среднего Арпоксая произошли именуемые катиарами и траспиями. От самого же младшего из них — цари, которые именуются паралатами. Все вместе они называются "сколоты" по имени царя; скифами же назвали их греки"
Рыбаков на основании этого рассказа предполагает наличие у скифов-пахарей земледельческого праздника с принесением в жертву псевдоцаря или псевдожреца для плодородия. Этому человеку дается огромный надел земли, на котором он не может ничего сажать или пасти скот, эта земля имеет символическое значение.

Борис Александрович подводит итог:

1. Скифов-пахарей" и "скифов-земледельцев", а равно и "борисфенитов" следует считать за один земледельческий народ, торгующий хлебом через Ольвийский порт,—"эмпорий борисфенитов".

2. Главная река борисфенитов — Борисфен-Днепр, вдоль берегов (главным образом правого) которой их земля тянется от Пантикапы—Ворсклы на 11 дней плавания вверх, т. е. примерно до устья Ирпеня или Тетерева.

3. Соседями борисфенитов являются: на северо-западе — невры (тоже протославяне, но более первобытные), на востоке — гелоно-будины (тоже земледельцы) Левобережья и на юге — настоящие скифы-кочевники.

4.Легенда о происхождении "скифов" — почитателей плуга и ярма совершенно отлична от легенды о происхождении скифов кочевников Нижнего Днепра, где фигурируют Геракл и Ехидна (родители) и трое братьев: Скиф, Агафирс и Гелон.

5.Причисление почитателей плуга к настоящим степным скифам (о которых Геродот очень твердо заявляет, что у них нет ни посевов, ни поселений) греческий путешественник считает ошибочным, как бы разговорным, и указывает на самоназвание "сколоты" по имени общего царя всех племен — Колаксая.

11
Керамика Чернолесской культуры.

6. Сколоты по местным мифам — потомки Зевса и дочери божества реки Борисфена; в силу этого термины сколоты и борисфениты равнозначны.

7. Археологи-скифоведы выявили, в лесостепной зоне Правобережья Днепра четыре земледельческих археологическихгруппы. Наиболее обширная из них — Киевская — простирается по Днепру, от Ворсклы до Тетерева "на 11 дней плавания"

8. Земледельческие племена испытывали сильное влияние скифской культуры, что делало их внешне похожими на скифов.

9. Во-первых, по лингво-ботаническим определениям Среднее Поднепровье должно входить в границы славянской прародины. Это подтверждено для начала I тысячелетия до н. э. архаичными гидронимами. Во-вторых, в восточнославянских языках ощущается давнее соседство славян с иранскими племенами (скифами, сарматами).

10. Установлено сходство внешнего облика населения скифского времени, черняховской культуры и средневековой Руси.

11. Только допущением, что праславяне обитали в Среднем Поднепровье как в предскифское, так и скифское время можно объяснитьжно объяснить обилие мифо-эпических параллелей между записями Геродота и украинско-русско-белорусским фольклором: царь Колаксай (Солнце-царь) исказочный герой царевич Световик, Светозар, Зоревик, а также былинный эпитет киевского князя Красное Солнышко. Затем — сказки о трех царствах, из которых солнечный герой получает золото, сохранность именимифического родоначальника сколотов (Тарх Тарахович), сказания оволшебном плуге и др.

Угадать предков славян в народах, описанных Геродотом Галикарнасским в своей Истории пытались ещё В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин, но Б.А. Рыбаков обстоятельно доказал, что сколоты—предки славян.

Поиск

Журнал Родноверие