..В минувшие выходные в Алании отмечали один из общенациональных религиозных праздников – Уастырджыйы къохы дзуары бон, для простоты именуемый в народе Хетæджы Уастырджыйы дзуар. В отличие от прошлого года, когда из-за разыгравшейся пандемии, торжества прошли в заметно усеченном виде, в этот раз в священной роще собрались сотни паломников. Среди них уже традиционно и лидеры двух частей Осетии. Однако сегодня разговор не об этом. Уже не первый год, как на севере Алании, так и на юге, этот религиозный праздник не-верно трактуется, и многие, по недопониманию, поздравляют друг друга с… Днем Хетага.

Любопытно, что данный неверный постулат с лёгкостью подхватил и ряд средств массовой информации двух частей нашей Родины, причем некоторые даже умудрились назвать праздник Днем святого Хетага… Что тут скажешь? Работникам национальных масс-медиа давно уже пора различать грань между народной верой и христианством, поскольку идиома «святой» в принципе не может употребляться в контексте национальной веры. Как говорится, по умолчанию. Кроме того, в осетинском религиозном пантеоне нет «святого» с именем Хетаг. В священной роще почитают конкретно небожителя Уастырджы, который спас Хетага от смерти – именно такова семантика данного национального праздника. И никак иначе.

Вообще, в связи с празднованием Уас-тырджыйы къохы дзуары бон (и не только) прослеживается давнее желание переосмысления осетинских традиций в угоду христианству. На это, в частности, указывает и упорно навязываемая легенда, связанная с наименованием данного праздника. Почему-то считается, что он получил имя от легендарного Хетага, насельника Кабарды. В итоге, в сегодняшней интерпретации легенда звучит следующим образом. Мол, был этот Хетаг сыном кабардинского князя, придерживающегося христианства. И когда его отец и братьярешили отдать предпочтение исламу, Хетаг отказался это сделать. Родные обозлились на него и тогда он решил скрыться в Осетии. По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Укрыться в ближайшем лесу беглец уже не успевал. И тогда Хетаг взмолился к небу и масса леса сама окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли его найти. А Хетаг узрел своего спасителя – небожителя Уастырджы, покровителя Осетии, которого в легенде почему-то снова синхронизируют со святым Георгием...

Эту версию на сегодня многие считают основной, хотя на лицо очередное навязчивое наслоение двух религий. В таком случае, почему праздник проходит безучастия православного священника, и почему ежегодно, по древнему обычаю, проходит жертвоприношение животного, что категорически неприемлемо для христианства? Да и для чего «языческому» Уастырджы спасать «христианина» Хетага, который, к тому же еще и кабардинец, а не осетин? Надо сказать, что история с этой легендой довольно запутанная. К примеру, в «Очерках Осетии» (1850 г.),согласно повествованию исследователяНиколая Берзенова, Хетаг и вовсе был мусульманином, которого лес укрыл от врагов-христиан (!). Кроме того, есть еще одна легенда, которая вообще никак не связана с христианством. В ней Хетаг – отчаянный горец, похитивший девушку и укрывшийся от погони в лесу после обращения к Уастырджы… Эти две последние легенды более раннего периода, однако со временем тема христианства и страдания за него стала основной. Что неудивительно, ведь православные клирики в царский период ста-рались облекать осетинские традиции в православные одежды. Эта линия продолжается и сегодня, и вот пока праздник называли День Хетага, а теперь еще и «святого Хетага».

Свое мнение по этому поводу в одном из своих интервью нашей газете высказал и кандидат филологических наук Юрий Дзиццойты: «Если Хетаг бежал из верховий Зеленчука, то он не был кабардинцем, поскольку там жили аланы. А если это было так, то он, естественно, не был христианином. В верховьях Зеленчука в средние века утвердилось присутствие Аланской Епархии, и если бы Хетаг принял христианство, то остался бы там и служил христианской религии... Да и обосновавшись в новой местности, Хетаг воздвиг не христианский храм, а вел себя как представитель традиционной осетинской веры. Хетæджы къох – это святилище, не имеющее ничего общего с христианством. Потому что Хетаг был представителем дохристианской Алании».

Поиск

Журнал Родноверие