Центральная библиотека им. А.П. Чехова рекомендует к прочтению книги из серии исторических романов «У истоков Руси».

В статье исследуется использование термина «язычество» в рамках академических исследований на тему религии древних славян и современного неоязычества. Кратко прослеживается история термина. Проанализированы три основные концептуализации язычества.

Феноменологическая концептуализация основана на представлениях самих неоязычников и христиан о том, что такое язычество. Функционалистская концептуализация абстрагируется от представлений людей и редуцирует язычество к его социальным функциям как религиозного института, сплачивающего сообщество.

Писатель Эд Саймон пишет в журнале Aeon о язычестве, которое обладает более положительным интеллектуальным потенциалом для восстановления связи человека с природой в период Антропоцена, чем христианство или агностицизм:

«Что наиболее важно, так это то, что христианство делало акцент на отделенности человечества от материальной природы, которая в данной оптике считалась падшей. Более того, человек был наделён властью “царствовать над рыбами морскими, над скотом и всей землёй”

Вот уже больше года снаряды орошают просторы Восточноевропейской равнины, Ярый Бог даёт приплод Матери-Сырой земле снарядами, а Княжна-Смерть своими нежными холодными руками уносит своих Сыновей обратно в дом, где горит множество свечей.

В индоевропейской мифологии присутствует образ парного божества – братьев близнецов, которые являются сыновьями верховного Бога неба. В Индии – это Ашвины, в Греции – Диоскуры, в Латвии – Диева Дели. Этот образ можно узнать по некоторым параметрам:

  1. Они связаны с конями.
  2. Они всегда появляются только вдвоем.
  3. Они связаны с зарей, солнцем и сменой времени суток.
  4. Они являются потомками Неба.

А что в славянской мифологии? Так как не сохранилось ни одного мифологического сюжета, приходится обращаться к фольклору или искать «родимые пятна» языческой религии в образах христианских святых. Самые подходящие для этой цели близнецы – это святые Флор и Лавр, день почитания которых, приходится на 18 (31 августа по григорианскому календарю) и в народе зовется: «лошадиным праздником». Не менее любопытны изображения святых на иконах. Самые древние из сохранившихся икон относятся к XV веку. Рассмотрим новгородский Иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

10052023xbd4e0634
Фото Даниила Зинченко

Вологодская область считается сокровищницей, в которой хранятся промыслы, памятники культуры. В апреле в регионе прошел областной финал всероссийского фестиваля «Наследники традиций». В июле в Вытегре состоится подведение итогов фестиваля. Почему тема народных традиций набирает все большую популярность?

Вопросы к сказке Крошечка Хаврошечка. Кто такая Крошечка, Коровушка, мачеха и сестры?

Идейно-тематический и психологический анализ сказки, воспитательный и сакральный смысл.


Фото: freepik.com

Потомственный шаман Елена Батыр рассказала о простых ритуалах, которые помогают избавиться от стресса и неврозов. Как отмечает Елена, люди делятся на стрессовых по рождению и тех, кого к этим проблемам привели жизненные ситуации.

Согласно преданиям, в Рим стягивались местные скотоводы, а позднее в нем нашли убежище беглые рабы и бродяги. Чтобы привлечь в город женщин, Ромул прибегнул к хитрости: во время празднества, собравшего в городе семейства из соседних городов, его дружинники умыкали молодых сабинянок и прятали их в своих домах.

Между Римом и сабинянами завязалась длительная и безрезультатная война, завершившаяся тем, что сабинянки вышли и встали между своими родителями и своими похитителями. После примирения сторон многие женщины остались в Риме на всю жизнь. Ромул создал городскую политическую структуру, сформировал сенат и народное собрание и однажды исчез навсегда во время сильнейшей грозы. Народ провозгласил его богом.

Поиск

Журнал Родноверие