Нартский эпос является не только источником для формирования представлений о социальном устройстве общества, но и позволяет взглянуть в замочную скважину двери, скрывающую теологические воззрения наших предков.

Весьма подробно описан пантеон божеств, представлявший из себя ни нечто трансцендентное, (Трансцендентность от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте) а весьма близкое, осязаемое, родное, имманентное (Имманентность от лат. immanentis — пребывающий внутри — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь). Горы, реки, долины, леса, небеса и подземное царство населены божествами, они вступают с нартами в тесные отношения, принимая в их жизни активное, непосредственное участие.

Так Лъэпщ, Тхьэгъэлэдж и Амыш присутствуют на хасэ; ежегодно боги приглашают на свой пир одного из нартов; Тхьэгъэлэдж и Амыш помогает нартам советами; Тхьэгъэлэдж оказывает нартам непосредственную помощь, даруя им семена проса; Лъэпщ изготавливает нартам боевые доспехи, снаряжение, орудия труда, чинит повреждённые бёдра и черепа (ту же роль в абхазском эпосе играет чудесный кузнец Айнар-ижьи). Некоторые нарты находятся в родственных отношениях с богами: Дзахуш — сын Лъэпщ; Уэзырмэс — сын дочери морской богини; жена Сосрыкъуэ — дочь Лъэпщ. Боги рядом и крепка рука помощи, подаваемая ими в благосклонности нартам. Но между тем, всесилие богов не лишает нартов воли, что проявляется в неуемной дерзости героев эпоса каждый раз, как они взаимодействуют с тем или иным божеством, что доходит в отдельных случаях до крайности – теоцида (греч. theos — Бог, лат. caedo — убиваю). Так Пакъуэ убит Батэрэзом, а Амыш убит Ахумыдой. И возглавляет все данное метафизическое разнообразие трансцендентный бог – Тхьэ, он не имеет образа, он вездесущ и безучастен. В описании Тхьэ прослеживаются идеи деизма (Деизм от лат. deus — Бог— религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее сверхъестественное и мистическое проявления Бога, полагая, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий) и пантеизма (Пантеизм от греч. ??? — всё, всякий, греч. theos — Бог — религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир).

Однако возвращаясь к теме теоцида обращает на себя внимание убийство бога пастухов, покровителя овцеводства Амыш (ему соответствуют абхазский Джабран). В отличии от Пакъуэ, убитого доблестным Батэрэзом в героической битве, Амыш убит девушкой Ахумыдой, его постигла поражающая своей нелепостью смерть (был он заперт в сундуке со словами Ахумыдэ: «раньше нарты поклонялись тебе, теперь ты будешь покланяется нартам»; где и скончался). В последующем Ахумыда, смешав кровь Амыша с водой, окропила стадо отца, после чего оно преумножилось. В сюжете нет и намека как оказался Амыш в руках Ахумыдэ, что наталкивает на мысль, что данный эпизод претерпел деградацию и был включен в сказание как атавистический элемент. Можно предположить, что мы имеем закамуфлированное описание человеческого жертвоприношения (кровью убитой жертвы окроплялось стадо), однако остается загадкой почему в последующем жертвой стал Амыш (бог, которому предназначалась жертва, сам стал жертвой). На ум приходит греческий двойник Амыша, бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы Пан (греч. ???) – сын Гермеса. «Умер великий Пан» — фраза ставшая крылатой из легенды, изложенной древнегреческим историком Плутархом (ок. 45—127 г. н. э.) в его сочинении «Об упадке оракулов»: «Однажды в царствование императора Тиберия из Пелопоннеса (Греция) в Италию шел корабль с грузом и людьми. Когда он проходил мимо острова Паксос, с берега кто-то окликнул египтянина Фармуза, кормчего корабля. Тот отозвался, и неизвестный голос велел ему, чтобы тот, когда корабль будет проходить другой остров — Палодес, возвестил там, что «умер великий Пан». Кормчий так и сделал, и со стороны Палодеса до него тут же донеслись плач и стенания». Эпоха царствования Тиберия стала временем, когда христианство вытесняло в Риме язычество, смерть языческого бога, в частности Пана, была необходимой, его останки стали постаментом, за счет которого возвысилось христианство. Быть может, смерть Амыша стала следствием экспансии авраамических религий, в частности, православие и ислам.

Касаясь темы «смерть бога», нельзя обойти стороной Фридриха Ницше (немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения), который является автором высказывания «Бог умер» появившееся в написанной в 1881—1882 годах книге «Весёлая наука». Данная фраза связана с разрушением представлений о наличии гаранта существования человечества, лежащего за пределами непосредственной эмпирической жизни, содержащего в себе план истории, придающего смысл существованию мира. Но подобная смерть возможна лишь для Бога, необходимость существования которого обусловлена процессом глобализации, в которой теряется самобытность.

Рассматривая эволюцию теологических концепций несложно проследить источник, которым является «культ предков». Осознания смерти, конечности жизни, стало началом зарождения обрядов «заботы об умерших» (различного рода захоронения) и обрядов поклонения мертвым, что можно наблюдать и в настоящее время у представителей различных племен индейцев, африканцев, папуасов и австралийских аборигенов. Прародители племени трансформировались в различных божеств, претерпевая влияния проекций архетипов из бессознательного. Боги уже мертвы, умереть во второй раз им не суждено. Боги бессмертны.

Поиск

Журнал Родноверие