pinflix 300mbmovies profi-news.ru clipsage.com kashtanka.mobi javshare.pro sexyindians.mobi 1dom.info amateurporntrends.com zbporn.net xxx vedio justindianporn similarpornsites.net sakurajav.mobi myxxxbase.mobi

В последнее время в России наблюдается возрождение язычества. В немалой степени это связано с распадом Советского Союза и упразднением атеистической идеологии. Этот духовный вакуум начали активно заполнять различные оккультные и языческие системы. В связи с этим появляется насущная необходимость христианских апологетических трудов, подвергающих критике подобные концепции. Тема данной статьи представляется весьма актуальной.

А. Л. Дворкин в своём докладе на VIII встрече межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект подчеркнул, что «лиц, активно участвующую в ритуалах сравнительно мало… но тех, кто без серьёзной мировоззренческой позиции идентифицирует себя с язычеством и использующих соответственную атрибутику – существенно много…» [7]. Точно также и в г. Пензе где, с одной стороны, вообще не зарегистрирована какая-либо языческая община, но с другой – встречаются частные случаи, где проявляется активное язычество.

Так, к примеру, 13 апреля 2008 года студент одного из пензенских вузов совершил акт вандализма: нанеся несколько ударов топором по мемориальной гранитной плите и деревянному кресту, установленным на месте будущего строительства православного центра милосердия на территории Пензенского областного онкологического диспансера. А 18 августа Октябрьский районный суд Пензы вынес ему приговор. Суд назначил студенту наказание в виде трёх лет и 15 дней лишения свободы условно.

В результате акта вандализма – крест был повреждён, а плита была расколота на части. Таким образом, студент причинил материальный ущерб в размере десяти тысяч рублей будущему Свято-Елисаветинскому духовно-попечительскому центру (ныне храм в честь преп. Пимена Угрешского).

При попытке задержания сотрудниками правоохранительных органов молодой человек оказал сопротивление и распылил в лицо милиционера жидкость из газового баллончика, причинив потерпевшему химический ожог глаз. Действия правонарушителя были квалифицированы по ч. 1 ст. 214 УК РФ (вандализм) и по ч. 2 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти опасного для жизни и здоровья).

Допрошенный на судебном заседании студент заявил, что решил повредить крест и мемориальную доску, поскольку находился под впечатлением от книги «Удар русских богов» автора Владимира Иванова, который публикуется под псевдонимом Истархов, содержащей критику христианской религии. С собой у студента был приобретённый накануне топор, а также газовый баллончик, который он всегда носит с собой в целях самообороны [13].

Экстремизм совершается не только относительно Православия, но и иудейства. Неоязычники систематически нападают на синагогу, где разрисовывают стены, разбивают окна и при этом выкрикивают антисемитские лозунги. На еврейском кладбище неоязычники рисуют свастику [15].

В Пензе имеются также магазины, которые распространяет одежду, портфели, обереги, браслеты и проч. предметы на языческую тематику. Один из магазинов находится на ул. Московская, 6, второй этаж и носит название «Sever». Имеет страничку в социальной сети «Вконтакте» [16]. Второй находится в торговом центре Пассаж, на ул. Московская 83, 4 этаж, офис 56, и называется «SPORT POWER | ПРАВильный магазин», имеет также страничку в «Вконтакте» [17]. Такие магазины весьма популярны в молодёжной среде, особенно у тех, кто занимается боевыми искусствами и посещает тренажерные залы. Жители Пензы заказывают себе майки с надписью «Пенза Белояр»1, «Солнце за нас»2 и т. д.

Клуб «Щитень» в Заречном

В 1998-м году, в городе Заречный Пензенской области на базе местного музея появился военно-исторический клуб «Щитень». В состав клуба «Щитень», вошли ребята, ранее занимавшиеся славяно-горицкой борьбой (систему единоборств разработал, – А. К. Белов на основе боевых и состязательных традиций восточных славян). Руководитель клуба и основатель Зареченской школы является Вадим Вадимович Кондратьев 1964 года рождения, художник по образованию. В языческой среде последний известен под псевдонимами – «Витим», «Витим Заречненец», «Верховода Витим Большая Чаша» и «Святослав Аладырев».

В. В. Кондратьевым были разработаны тренировочные снаряды и образцы снаряжения, позволявшие заниматься боевым фехтованием даже детям 6-10 лет. По результатам этой работы в 2000 году Вадим Кондратьев выпустил в Москве книгу под названием «Историческое фехтование» [10], в которой подробно описывает основные принципы тренировок: удары, способы защиты, а также тактические схемы с подробными картинками. Данный труд имел популярность и получил продолжение в следующих 2-х частях: «Боевое фехтование» [9] и «Боевое ремесло» [8], а также три видеоролика дидактического характера: «Меч – базовая техника [23], «Базовая техника защиты»[21] и специализированный видеосеминар «От ножа до бейсбитки» [22]. По этим пособиям занимаются люди, которые всерьёз интересуется практическим владением историческими и современными прототипами холодного оружия. Кроме этого, В. В. Кондратьев выпустил книгу на языческую тематику под названием «Извек» [11].

18 октября 2016 года Вадим Кондратьев вместе со своим сыном были осуждены Зареченским судом Пензенской области за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 и ч. 1 ст. 222.1 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов группой лиц по предварительному сговору). В результате Вадим Кондратьев был осужден к двум годам лишения свободы

условно, с испытательным сроком на 1 год, а его сын 1992 г.р., за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ – к ограничению свободы сроком на 1 год. В настоящее время приговор вступил в законную силу.

Как установлено следствием и судом, Кондратьев старший с января 1985 года незаконным путем закупал у неустановленных следствием персон всевозможные модели огнестрельного гладкоствольного, нарезного, пневматического и газового оружия, а также боеприпасы разного калибра к ним, а с января 2009 по октябрь 2015 года данные действия совершал совместно с сыном.

В итоге по месту жительства Кондратьевых были изъяты редкие модели оружия: пистолет конструкции Браунинга «Хай Пауер», модель 1935 года; револьвер «ARMINIUS», модель HW3; пистолет «Reck», модель «PerfectaBI 8000»; охотничий карабин «Вепрь-12 Молот»; пистолет «Блеф» на базе револьвера «Наган», пистолет «Браунинг», а также: – 2 гранатомёта, 3 малокалиберные винтовки, 2 револьвера, 3 пистолета и около 1000 патронов различного калибра. Наряду с оружием у Вадима Кондратьева были найдены 2 минных взрывателя УЗРГМ и 5 осколочных наступательных гранат РГД-5.

По поводу приобретения и хранения оружия и боеприпасов В. Кондратьев старший объяснил, что в 80-е годы он увлекался пиротехникой, проводил концерты с рок музыкантами. В связи с тем, что в СССР в свободной продаже не было пиротехнических составов, то он собирал коллекцию боеприпасов и сигнальные заряды с целью в дальнейшем изготовить из них сценические петарды. За годы он накопил внушительный арсенал, а выкинуть данные предметы ему было жалко [14].

Итак, мы видим, что у Вадима Кондратьева весьма специфическое отношение к спорту, непонятно с какой целью он коллекционировал оружие. К счастью, оно у Вадима было изъято правоохранительными органами.

В. В. Кондратьев как поэт

Стоит сказать, что Вадим Кондратьев пишет не только книги, но и стихи на языческую тематику, в частности его перу принадлежит стихотворение под названием «Мы». Приведем полностью текст этого стихотворения из книги «Северная Традиция. Священный остров Руян», оно использовано в качестве эпиграфа к публицистическому разделу сборника: 

«Соглашусь, мы – не гой еси молодцы.
С родословными новыми, старыми –
У кого были в пращурах половцы,
У кого-то татары с хазарами.
И всегда были помыслы светлыми,
А чуть что – так одни безобразия,
Сплошь гулящие, ярые, беглые,
Все мы, знать, из Степанов, из Разиных.
Но за тысячу лет не повымерли,
Благо, ныне иначе, чем давеча.
Если нас не загнули Владимиры,
Значит, есть среди нас Святославичи.
И взлетаем от клича старинного,
И плюём, что на тропах колодины.
Видно, все мы с Мосточка Калинова,
Знамо, все мы с речушки Смородины.
И уже слышен голос Баяновый.
Губы шепчут родные поконы.
Видно, ветер поднялся с Руяна!
Снова строятся стены Арконы…» [20]. 

Благодаря данному стихотворению Вадим Кондратьев 18 февраля 2007 года, занял 1 место, а также 3 место со стихотворением «Скорбь» в стихотворном конкурсе, которое организовало издательство «Ладога-100» и Московский Клуб любителей фантастики при Центральном доме Литератора. Он же вошел в Оргомитет программы «Священный остров Руян», которая была начата в 2006 году и «имела своей целью напомнить о событиях многовековой давности, о вере и убеждениях людей, которые, как показывает ряд исторических исследований, были причастны к зарождению государства Русь» [20].

В 2017 году композитор А. Рогозин написал музыку на стих Вадима Кондратьева «По Покону» [19]. Приведем стих полностью:

«По покону, а не заветами,
Корни – крепкие, предки – славные,
Мы закатами и рассветами
Присягали родному, главному.
Нас уже нарекли скитальцами,
Нас уже будут помнить первыми,
Мы уже мерим землю пальцами.
Мы заштопали время нервами,
Нас уже проводили милые,
Мы ушли под прицелы вражие,
Мать-земля приютит могилами,
Род – припомнит на тризне важное.
Подрастут молодые соколы,
И когда грады канут стенами,
Мы восстанем вокруг и около,
Закипим в чистых жилах генами.
Все ничтожества и величества,
От души перепишем начисто,
Светлых – не задавить количеством,
Мы имеем другое качество.
Нас уже не залечит временем,
Дети нас нарисуют красными,
Нас не бросят без Роду-племени,
Нас поведают внукам… сказками».

У Вадима Кондратьева есть и другие стихи, с содержанием которых можно ознакомиться на сайте Альманах [18] в серии «Песни ортодоксального язычника». Все его стихотворения наполнены языческим пафосом, патриотизмом и ненавистью к христианству. 

Критический разбор книг В. В. Кондратьева

Как уже говорилось выше, из-под пера, Вадима Вадимовича вышло три книги по историческому фехтованию и четвёртая книга в стиле фентези на языческую тематику. Разберем вкратце три первых и поговорим поподробнее про последнею. Сразу нужно оговориться и сказать, что данная работа не предполагает критику спортивной составляющей, а интересуется только историческим и религиозным контекстом.

Разумеется, как и для многих язычников, В. Кондратьеву очень хочется, чтобы боевые искусства существовали на протяжении всей истории. Так, к примеру, в своей книге «Боевое ремесло» автор пишет: «Русь воевала всю свою дохристианскую и христианскую историю. Только с 1055 по 1462 г. насчитывается 245 упоминаний о нашествиях на Русь и внешних столкновениях... Поэтому весьма странно слышать разглагольствования, были ли у русских исторические боевые традиции. <…> Человек с младенчества смотрел на профессиональные и ритуальные бои, участвовал в них и иногда становился мастером, живущим только дракой. Неужели только китайцы учили своих

детей тому, что знают сами? Неужели русский народ, у которого драка являлась образом жизни, выживания и досуга, не обучал своих детей и внуков? Обучал! А дети и смотрели, и учились, и оттачивали мастерство, и, став мастерами, даже зарабатывали этим на хлеб.<…> А как такое возможно без системы?» [8].

Итак, автор утверждает что на Руси всегда существовала систематическая боевая культура подобно той, которая существовала и существует, например, в Китае. Стоит отметить, что в пример автор приводит войны лишь с 1055 года, но ведь в этот период Русь была уже крещена, поэтому если систематические боевые искусства и существовали, то корректнее о них говорить уже как о христианских, а не языческих. Самые яркие, пожалуй, это воины на Ледовом побоище, которое было при благоверном князе Александре Невском и битва на Куликовом поле при князе Дмитрии Донском. Напомним, что и первый и второй были христианами, причем Церковь их канонизировала, и они числятся теперь как святые. Отметим также, что последнего на битву благословил сам преподобный Сергий Радонежский. А может ли автор привести в пример языческих героев, которые прославились бы в той или иной войне, принесшей победу? По крайней мере, в своих книгах В. Кондратьев почему-то таковых не приводит.

Отметим также, что у В. В. Кондратьева нет исторического образования (по образованию он художник), и в своих работах на квалифицированных историков он тоже почему-то не ссылается. Поэтому думается, уместно обратиться именно к ним, для разрешения вопроса – «Были ли на Руси систематические боевые искусства?».

Для начала стоит определиться с тем, какие научные исследования в этой сфере нам известны? Наиболее видным специалистом в этой области сейчас является доктор исторических наук, мастер спорта по борьбе, Борис Владимирович Горбунов, однако книга его посвящена XIX и XX векам [4]. Другой труд, который стоит привести, это «Русский кулачный бой» петербургского этнолога А. В. Грунтовского. Последний является тренером и председателем Санкт-Петербургского общества Русского кулачного боя. В его книге кроме описания бойцовской техники присутствуют этнографическое исследование, а именно исторический экскурс. В частности, любопытно отметить, что он критикует увлечение нашими соотечественниками восточными единоборствами именно за то, что они не родные для нас, а потому вредны для русского человека как телесно, так духовно [5].

Другой ученый – А. А. Бесков, научный сотрудник лаборатории «Новые религиозные движения в России и странах Европы», кандидат философских наук, член Нижегородского религиоведческого общества, окончивший исторический факультет Нижегородского государственного педагогического университета со специализацией «религиоведение», а в 2008 году защитивший диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тема кандидатской диссертации – «Анализ мифологической составляющей восточнославянского язычества». Он в своей книге «Язычество восточных славян. От древности к современности» констатирует: «Учёные не обнаружили никаких свидетельств существования школ рукопашного боя, подобных тем, что существуют на Востоке. Не существовало и специальной системы обучения приёмам рукопашного боя. Разумеется, взрослые обучали детей основным приёмам, но в целом, как убедительно показывают этнографические материалы, каждый дрался как умел и осваивал в основном несколько излюбленных видов бросков и ударов» [3]. Отметим также, что ученый по вероисповеданию своему – атеист, поэтому в работе мы его цитируем для объективности.

Следующий перл, который присутствует в книге В. В. Кондратьева, сводится к тому, что якобы у наших предков был даже особый термин, которым назывался воин – это «берсерк», вот что он пишет по этому поводу: «…в нашей национальной традиции существует свой гордый и достойный термин – «берсерк». Берсерк – боец, у которого вопрос о собственной жизни отходит на второй или даже третий план. В процессе боя у берсерка практически не задействованы ресурсы мозга, отвечающие за самосохранение… Именно духом берсерка обусловлены бесчисленные подвиги русских на полях сражений

за последние полторы тысячи лет. И настоящий берсерк – тот, кто включается в это состояние на ресурсах собственного организма, без дополнительных психотропных средств или органических и химических допингов» [8].

С чего автор взял, что «Берсек» это вообще русский термин? Согласно, словарю Академик – «Берсерк» или «берсеркер» происходит от др.-сканд. «Berserkr». Под этим словом в древнегерманском и древнескандинавском обществе понимался воин, посвятивший себя богу Одину [2]. Но ведь в славянской мифологии нет такого бога под именем Один. Такого бога не знал ни «Збруческий идол», не «Арконский Световит», он также не упоминается ни в «Слове о полку Игореве», ни в «Повести временных лет», его нет и в Пантеоне князя Владимира. Оно не фигурирует и в договорах с Византией 907, 945 и 947 гг.. Берсек мог встречаться у викингов или варягов, но ни как не у русов, стоит отметить, что в Словаре русского языка XI–XVII вв., который был составлен Академией Наук СССР [1], данное слово отсутствует.

Итак, исследования ученых показывают, что наши предки не знали систематических боев, а каждый дрался как мог. Впрочем, сам В. Кондратьев в своей другой книге относительно нарядов бойцов даёт интересную справку: «Невозможно соблюсти стопроцентную историческую технологию изготовления в наши дни, когда практически нереально плавить металл, катать листы, обрабатывать лен и т. д. по существовавшим технологиям. Поэтому «историчность» в турнирном снаряжении сводится к относительной реконструкции, более или менее соответствующей аналогам, стилистике, типологии и технологическим соответствиям предметов» [12]. Похвально, что автор признал историческую относительность по поводу снаряжений бойца, правда он наивно уверен в том, что систематическая бойцовская культура всё же существовала на Руси.

Следующая книга, которую следует разобрать, называется «Извек». Выпущена в 2010 году в городе Москва. Язык книги, с одной стороны, живой, понятный, с другой – в ней встречаются сложные старославянские обороты. В конце книги дается разъяснительный словарь устаревших слов. Состоит данная книга из двадцати глав и заключения под названием «Венец».

Данная книга затрагивает чувства верующих, при чём не только христиан, но и иудеев и мусульман и поэтому по инициативе автора работа проходила проверку в Органах на явный экстремизм. Сам Вадим Кондратьев называет её – «Нетолерантная языческая сказка» [10]. Однако в силу того, что жанр данной книги – историческая фантастика, лингвистическая экспертиза отказала признать книгу «Извек» экстремистской.

Главный герой этой сказки – князь, сотник по имени Извек, который на протяжении всей книги упивается вином и пивом. Собственно полное название книги звучит, как «Извек, княжеское похмелье».

Сюжет книги разворачивается перед Крещением Руси. И там присутствует пресловутая идея, согласно которой христианство якобы было распространено насильно, вследствие чего было много жертв, пострадавших от рук христиан. В частности, вот такую картину рисует автор: «Сотник не верил своим глазам: вдоль всей веси видел залитый кровью берег и горы неубранных трупов, над которыми уже собирались тучи жирных ленивых мух.., но рука хозяина заставляла идти мимо наваленных в беспорядке тел. Все как один в белых рубахах: мужи, старики, дети, жёны. Потемневшие брызги и разводы поглотили краски яркого узорочья. А там, где полотно сохранилось белым, вышивка словно вытекала прямо из кровавых пятен. Никто не вооружён, одеты как на праздник или… на смерть... Посреди пустого двора шнырял костлявый чернец из числа Сарветовых подручных… монашек деловито промышлял на бесхозном. Перебирал найденные в доме туяски и скрыньки, высыпал содержимое на землю и, отобрав из барахла что поценней, брался за другую коробчонку. Не укради… вдруг припомнил Извек, поглядывая по сторонам» [11].

Стоит сказать, что автор явно глумиться над христианством и хочет выставить монаха из книги как воришку, который ходит между трупами и норовит украсть что-то ценное. Естественно, что исторических свидетельств таким безобразиям нет.

Далее следует явный экстремизм относительно трёх мировых религий иудейства, христианства и мусульманства: так, в начале книги говорится о Исаакие – главе иудейской общины, который со своей свитой встретился на рынке с Извеком и его друзьями. Завязалась драка, вследствие которой евреи, разумеется, проиграли [11]. В этом пассаже присутствует расизм в открытой форме, где демонстрируется превосходство славянской (языческой) расы над еврейской.

Про христиан говорится следующее: «Пока ты на заставе прохлаждался, мы тут нового господина себе на шею сажали. Христосом зовётся, на перекладине висит, да всех жить учит! Потом купанье объявили, да так все обрадовались, что копьями подгонять пришлось. Я двадцать пять годов прожил, а не помышлял, что придётся на нашей земле свой люд рубать. И за что?! За какое-то чучело, у которого все люди – рабы божьи?» [11].

Относительно же мусульман в книге говорится в следующем ключе: «Веков через пять-шесть примчался ещё один хитрозадый, Мамед ли, Махмед, не помню. Тоже в ученики набивался, но оказался совсем – ни в зуб ногой, ни пальцем в небо. Того тоже спровадили. Правда, он сметливей оказался. Дабы не возвращаться домой не солоно хлебавши, отправился в земли этого Иисуса. Добравшись, ходил и собирал то, что тот напривирал. Год слушал и записывал, год читал и переделывал, год обратно добирался. Наконец воротился с великомудрой книжицей, – Кощей усмехнулся. – Талмуду с ней и рядом не пылиться» [11].

Итак, мы рассмотрели веру и труды В. В. Кондратьева. Отметим, что это пожалуй самая крупная и коммуникабельная фигура среди пензенских неоязычников: он и поэт, и писатель, и коллекционер. В последнее время Вадим Кондратьев готовит проект футболок с авторскими живыми картинками, с первой партией можно ознакомится в группе Вконтакте [6], создателем которой является сам Вадим. В заключении стоит сказать, что Витим собственноручно вырезал идола, который стоит в Зареченском лесу. Чур имеет планку на голове, которая защищает по слову Витима – идол от дождя [12]. Правда, автор данного идола почему-то не захотел объяснять – почему идол мужского рода, а символика на лбу – принадлежность женского...

Таким образом, распространение неоязыческой идеологии происходит через социальные сети. Анонимность не позволяет выявить точное количество действующих неоязыческих славянских групп. Сами язычники на контакт не идут. Можно констатировать экстремистскую деятельность некоторых из них, стремление к размыванию индивидуального сознания, призыв к отходу от православной веры.

Литература

1. Аванесов Р.И. (гл. ред.). Словарь Русского Языка XI-XVII вв. М.: Изд. АН СССР. Ин-т рус. яз., 1988. 530 с.

2. Академик. Этимология слова Берсек // Электронная энциклопедия – Академик / URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418193 (дата обращения: 12.12.2016).

3. Бесков А.А. Язычество восточных славян. От древности к современности. Н.Новгород: Изд. НГПУ им. Козьмы Минина 2015. 123 с.

4. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX–начала XX в.: Историко-этнографическое исследование. – М.: Изд. ИЭА РАН, 1997. 173 с.

5. Грунтовский А. В. Русский кулачный бой: История, этнография, техника. СПб.: Изд. Технология автоматизированных систем 1993 160 с.

6. Группа Вконтакте Нож Кондрат. // Социальная сеть – Вконтакте / URL: https://vk.com/kondratknife. (дата обращения: 15.06.2017).

7. Дворкин А.Л. Неоязычество в России: современная ситуация // Миссионерско – апологетический проект – к Истине / URL: http://www.k-istine.ru/paganism/paganism_dvorkin.htm (дата обращения: 05.03.2017).

8. Кондратьев В.В. Боевое ремесло. СПб.: Изд. Крылов. 2009. 416 с.

9. Кондратьев В.В. Боевое фехтование. М.: Изд. Ладога 100. 2004. 277 с.

10. Кондратьев В.В Историческое фехтование. М.: Изд Фаир. 2000. 208 с.

11. Кондратьев В.В. Извек. // Электронная библиотека – The Lib. Ru / URL: http://thelib.ru/books/kondratev_vadim/izvek-read-2.html. (дата обращения: 26.12.2016).

12. Кондратьев В.В. Личная страница Вконтакте // Социальная сеть – Вконтакте / URL: https://vk.com/photo242382520_321958422. (дата обращения: 26.12. 2016).

13. Неоязыческая литература разжигает ненависть к христианству // Информационно-консультационный центр им. свящмуч. Иринея Лионского /URL: http://iriney.ru/okkultnyie/neoyazyichniki/novosti-o-neoyazyichnikax/neoyazyicheskaya-literatura-razzhigaet-nenavist-k-xristianstvu.html. (дата обращения: 25.12.2016).

14. Новости о В.В Кондратьеве // Портал PROгород / URL: http://progorod58.ru/news/41074. (дата обращения: 12.12.2016).

15. Новости. О Неоязычестве в Пензе // Penzainform / URL: http://www.penzainform.ru/news/social/2011/04/18/vandali_oskvernili_evrejskoe_kladbishe.html. (дата обращения: 16.01.2017).

16. Магазин Sever. // Социальная сеть – Вконтакте / URL: https://vk.com/severpenza. (дата обращения: 16.01.2017).

17. Магазин Sport Power / ПРАВильный магазин. // Социальная сеть – Вконтакте / URL: https://vk.com/sportpowerpenza (дата обращения: 16.01.2017).

18. Никитин Ю. Стихи В.В. Кондратьева. // Альманах / URL: http://nikitin.wm.ru/almanath/HTML/Kumys/vitim.htm. (дата обращения: 15.01.2017).

19. Рогозин А. песня на стихи Кондратьева В. «По Покону». // Социальная сеть – Вконтакте / URL: https://vk.com/id242382520?w=wall242382520_2837%2Fall. (дата обращения: 25.05.2017).

20. Северная Традиция. Священный остров Руян: сборник // сост. и общ. ред. Д.А. Гаврилов, С.Э. Ермаков. М.: Изд. «Социально-политическая мысль», НИО «Северный ветер», 2008. 324 с., ил.

21. Щитень, Базовая техника защиты // Youtube / URL: https://www.youtube.com/watch?v=HfOS7HLUPoE. (дата обращения 12.12.16).

22. Щитень, От ножа до бейсбитки // Youtube / URL: https://www.youtube.com/watch?v=5wHelhBwoq4. (дата обращения 12.12.16).

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 02.11.2009

Озар Ворон - Язычество

Лекция школы "Русская Традиция" от 01.12.2009

Василий Бутров - Народный костюм.

Поиск

Журнал Родноверие