Отличительной чертой белорусов всегда было уважение к своим корням. Со времен язычества существовали отдельные дни чествования предков – Дедов. С приходом христианства их стали ассоциировать с Отцовскими субботами, хотя это не совсем тождественные понятия. Отцов праздновали на Масленицу, Радовницу, Троицу, перед летним праздником Петра и Павла, а также осенью. При этом самыми главными считались Осенние Деды (Осянины, или Прадеды). Они приходятся на третью неделю после Покрова, который отмечается 14 октября. Таким образом, получается, что в этом году Асения выпадает на субботу, 4 ноября. Тем не менее официально День памяти предков отмечается 2 ноября – в четверг. Кстати, после Осенних Дедов есть еще Михайловские и Филиппийские, но празднуются они в основном в Западных и Восточных Палессах.

Накануне праздника утром убирали двор и дом. Запрещалось ткать (потому что «деды запутаются в одежде»), белить печь («потому что дедушке глаза запачкаешь»). У порога висело одно или несколько чистых полотенец. В некоторых местах дымоход открывали, поскольку считалось, что через него проходят души. Затем все мылись в бане, обязательно оставляя воду и веники для духов предков, чтобы они тоже могли «попариться». После этого шли в церковь, а затем на кладбище, где убирали места захоронений, оставляя угощение – хлеб или печенье. Считалось хорошим знаком, если птицы съедали все, что принесли. Часто в честь умерших зажигали отдельный костер, а на кладбище в горшках приносили горячие угли. На могилы рассыпались угли, а горшки разбивались.

Вернувшись домой, они приготовили поминальный стол. Количество блюд зависело от достатка семьи, но оно должно было быть нечетным. Ужин начался с молитвы и ритуального приглашения предков. В доме окна и двери были открыты, хозяин трижды обошел вокруг стола со свечой, приговаривая:

Святые деды, мы вас зовем, Придите к нам! Есть все, что дал Бог, чем я пожертвовал ради тебя, чем только дом богат. Святые деды, мы вас просим,​​Придите, прилетите к нам! Затем все присутствующие внимательно наблюдали за улицей: любой шум (даже шелест листьев на деревьях) означал, что деды приняли приглашение и приближаются. На столе ставилась «дедовская» миска и стакан, куда каждый присутствующий ставил еду и разливал питье. Рядом ставили свечу. За ужином говорили только о своих предках, вспоминали их жизнь, добрые дела, давали полезные советы. Считалось, что они сидят рядом друг с другом и все слышат. Они пели песни и танцевали, потому что им не было скучно. После ужина предков нужно было выпроводить из дома. Хозяин позвал: Сюда прилетели святые деды , Поесть — поделился, Пить — напился, Честь и слава вам! Теперь скажите нам: что вам нужно? Лучше лети в небо! После этого свечу гасили коркой хлеба или блином. Была примета: если дым пойдет вверх – хорошо, а если пойдет в сторону двери, то кто-то из семьи умрет. Во многих местах остатки оставляли на столе до утра, чтобы предки могли пировать в своей компании.

Считается, что в наиболее аутентичном виде Деды Морозы сохранились в Беларуси, хотя их отмечают также в Украине, некоторых частях Польши и Литвы. Традиции этого ритуального действия остались неизменными с древнейших времен, но в каждом регионе есть свои особенности.

От предков

Так как дедушки по сути являются привидениями, то увидеть их для человека, даже родственника, неплохо, но и не очень хорошо. Однако отдельные «экстремисты» осмеливаются. Для этого вам нужно спрятаться в пустой темной комнате, где вы ужинали, и посмотреть на мемориальный стол через ошейник лошади. В то же время, когда видишь своих дедушек, ты не можешь с ними поговорить.

Поиск

Журнал Родноверие