Как и обещала, рассказываю о каждой из них. Этот рассказ — пояснение смысла моей новой работы для вышивки «Небесное явление», изображающее Макошь, Марию и Пятницу. В статье рассматривается культ женского божества и женского начала, который существовал во все эпохи. Следующий текст не пропагандирует матриархат и не склоняет ни к каким религиям, а несет исключительно информационный и искусствоведческий характер.

Макошь

Макошь (Мокошь, Макоша) была одной из самых значимых богинь древних славян и входила в состав их семи основных богов. В санскрите, который имеет много общего с праславянским языком, есть слово «мокша», что означает «освобождение». В наше время оно используется в индийской философии в качестве понятия духовного освобождения. В имени Ма – кош, начальное слово «Ма» означает «мать».

Простыми словами «Макошь» – это «Великая Мать, породившая мир»

Макошь — единственная богиня, имя которой было упомянуто в «Повести временных лет» (XII век), где описывается пантеон богов древней Руси.

Она – небесная богиня судьбы, чародейства, материнства и плодородия, прядущая нити судьбы, и почитаемая славянами как Великая Мать.

Макошь покровительствует семье, браку и всем женским занятиям, связанным с нитями – прядению, шитью, ткачеству, вязанию и вышивке. Почитали её преимущественно женщины. Из дней недели Макоши была посвящена пятница. В этот день в деревнях не пряли и не стирали из почтения к богине. Во многих местностях такой запрет сохранялся вплоть до начала XX века.

fwrfo17trhu
Фигурки Макоши с птицами. Каргопольская вышивка. Первая половина XIX в

У Макоши есть две помощницы – Доля и Недоля. Они неразрывны с ней и являются ее продолжением. На русских вышивках чаще всего они изображаются в образе птиц, которых Макошь держит в руках. Макошь прядет нити судеб, а Доля и Недоля по ее велению завязывают на них узелки, определяя таким образом счастливые или несчастные судьбы. При этом справедливые боги делают это не случайным образом, а руководствуются хорошими или плохими поступками людей.

s0mffqjj ou
Вышивка Русского Севера, Первая половина XIX в

Неудивительно, что на Руси Макошь почитали с особым трепетом. Тотемы и обереги с символом Макоши были повсеместно распространены у славян. Считалось, что они защищают семью от невзгод и ненастий, сохраняют здоровье близких и оберегают от злых духов.

Есть версия, что «палеолитическая венера» — это и есть Макошь. С ней знакомы все, кто изучал самые основы истории искусств.
Эти скульптурные изображения женской богини в обильном количестве встречаются на территории Руси – Русской равнине, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири. Обнаружены во многих палеолитических стоянках – Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лоссель (Франция). И в России – Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), Костёнки (Воронежская область), Авдеево (Курская область) и других местах. Особая концентрация палеолитических статуэток найдена в центральной части России.

В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Богини-Матери – 40 тыс. до н.э. (Костёнки XIV). Возраст Костёнок XII – более 50 тыс. лет.

Прошу обратить внимание, что это Кроманьонский период!

92smfg1982g
Древние фигурки Богинь, Трипольская цивилизация, 7500-4650 лет назад.

Параскева Пятница

Собственно, «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница». Популярная русифицированная форма имени Пятница — Прасковья.

Очень часто люди считают, что есть только одна святая — великомученица Параскева Пятница. Это не так.

В дохристианские времена у восточных славян Пятница была самостоятельным божеством и воплощением дня недели. Иначе ее называли Льняницей, Льянихой, бабьей святой. Ее образ был связан с женской сутью, замужеством, рождением детей, с землей и рукоделием.

С приходом христианства культ Пятницы стал замещаться почитанием множества святых Параскев. Вот они:

1. Великомученица Параскева, жившая в царствование императора Диоклетиана (257-305) в малоазийском городе Иконии.
2. Преподобномученица Параскева Римская, жившая во времена императора Антонина Пия (138-161).
3. Мученица Параскева Римская, жившая при императоре Нероне (54 — 68 гг).
4. Преподобная Параскева Сербская. Жила в XI веке.
5. Праведная дева Параскева Пиринемская. Жила в XVI веке на Русском Севере.

В древности деревянные скульптуры Пятницы ставились на колодцах, женскому божеству приносили жертвы: в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть. Обряд назывался «мокрида». Вероятно, название обряда, как и имя Мокошь, связано с корнем «мокрый», «мокнуть». Вместе с тем возможна и связь с западнославянским mokos – «прядение».

К Пятнице обращались (и обращаются по сей день) со следующими просьбами:

✦ о скором и счастливом замужестве;
✦ о даровании детей;
✦ о здоровье детей и родных;
✦ о защите супруга от соперницы;
✦ о сохранении мира между родными;

Она считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви. Ей посвящали храмы и придорожные часовни.

Храмы во имя святой Параскевы издавна назывались Пятницами. Таких храмов до сих пор сохранилось множество. Но в сотни раз было больше небольших придорожных часовенок, путевых столбов, крестов, которые устанавливали, и до сих пор устанавливают – на распутьях и перекрестках дорог. Такие перекрестки также назывались «пятницами».

По народному поверью по пятницам нельзя работать, в этот день не выполняют никакую тяжелую работу, не прядут и не пашут, чтобы «не запылить святую Пятницу». Если же кто вздумает прясть и шить, то святая Пятница непременно накажет их. В некоторых деревнях в пятницу не засиживались долго при свечах, потому что «в этот день ходит по домам Пятница и карает всех, кого застанет не спящим».

chr1r7uoigg
Параскева Пятница с Екатериной и Варварой. Пермская деревянная икона из села Ныроб. XVII век.

В Малороссии поселяне уверяли, что они сами видели, как Пятница ходит по селам вся исколотая иглами и изверченная веретенами, потому что многие женщины и шьют, и прядут в такие дни, которые следует праздновать в честь этой святой. Так что, дорогие вышивальщицы, имейте в виду!:)

hcitha8qkr4
Фрагмент иконы Параскевы Пятницы в Троицкой церкви Александро-Невской Лавры.

Ученые и исследователи практически не сомневаются, что под образом Параскевы Пятницы скрывается все та же древняя Богиня – Макошь. Но и это еще не всё. Известно также, что в народной традиции образ Пятницы отождествлялся с Богородицей.

da0nnspsmeu0r6ufv bwdk
Пример двойной иконы «Богоматерь Федоровская», созданной в 1239 г, которую, согласно легенде, написал сам Лука. На ее обороте есть изображение Пятницы. После реставрации в 1919–1920 гг. икона исчезла. Но остались фото. (листайте)

Мария

Есть мнение, что на Руси с приходом христианства высокая популярность Богородицы во многом базировалась на культе Макоши.

Одно из самых древних иконографических изображений Богоматери называется «Оранта», представляющий Деву Марию с поднятыми и раскинутыми в стороны руками. «Оранта» восходит к искусству Древнего Египта и Месопотамии, и символизирует образ молящейся души. Такие изображения встречаются на рельефах древнеримских саркофагов, искусстве коптов V—VI веков, в раннехристианском и византийском искусстве. Интересно, что в некоторых церквях Марию называют Царицей Небесной (как Макошь).

Если сравнить образы Оранты, Макоши и Пятницы, невозможно не заметить удивительное сходство их поз и жестов. Можно даже сказать, что с приходом христианства в сознании людей Древней Руси Макошь перевоплотилась в образ Богородицы и точно так же воспринималась как всемогущая заступница человечества перед Богом.

0xhog2rrrsk

При этом сама Макошь не исчезла. Она — единственное божество пантеона князя Владимира, чей культ реально существовал в русской народной культуре ещё в течение многих веков после принятия христианства, и до сих пор сохраняется в мифологии современного Русского Севера.

Любопытный факт: на иконах Благовещения можно увидеть Богородицу с веретеном и красной пряжей в руках. Причем именно так принесение благой вести изображают со времен раннего христианства.

✦ Например, на рельефе равеннского саркофага V века архангел Гавриил является Пречистой Деве, когда она сидит за прялкой.

✦ На триумфальной арке базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме Богоматерь восседает на троне с пурпурной пряжей и корзиной у ног.

✦ Древнейший русский образ Благовещения, что на алтарных столбах киевской Святой Софии, содержит те же черты: Мария в момент встречи стоит, держа в руках кудель и веретено.

Существует огромное количество икон и фресок с изображений Марии-пряхи с веретеном и красной нитью. Вот только некоторые из них:

owpytoa x m
а) Храм Софийский, Киевская Русь, 1040-е гг.; б) Богородица. Деталь иконы «Устюжское Благовещение». XII в.; в) Благовещение. Афон, монастырь Дионисиат.

ljknniamr34
Благовещение. Икона, XVII в., Костромской музей. (Мария с веретеном и красной пряжей)

l1qpkgoiqpk
Византийская мозаика (Снова видим Марию в образе пряхи)

Почему же Богоматерь изображают с веретеном? Ведь в Евангелии от Луки ничего об этом не говорится.

Дело в том, что традиция изображать Богородицу за рукоделием сложилась под влиянием апокрифа «Протоевангелия от Иакова». Согласно этому источнику, Мария должна была ни много ни мало «спрясть и соткать своими честными кровями Богомладенца».

Получается, что изображение веретена и пурпурной пряжи — не просто житийная деталь. Здесь, как и в случае с Макошью, Великая Мать прядет жизнь, судьбу и тело Богочеловека в прямом смысле без всяких метафор.

Макошь, Богородица и Параскева Пятница – лица одной богини?

Сравните изображения женских божеств разных времен. Не правда ли, в них много общего?

gaxdylxh2da
Богиня плодородия или Макошь с птицами из русской вышивки.

njy b8jnhcu
Макошь, русская вышивка.

q7udxvw9fnu
Древние изображения Богинь.

q9dhugup0jg
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Северная Двина, конец XVIII- начало XIX века. Птиц заменили крылатые Серафим и Херувим.

Надо сказать, что изображение Марии в позе «Оранта» в раннехристианское время было самым распространенным. Более разнообразные и привычные нам иконографические композиции появились значительно позднее. Давайте посмотрим еще на несколько икон и фресок с Марией.

qonhogoqf2k
Оранта, Киевская Русь, 1040-е гг. и современная греческая Влахернская Оранта.

961gkg xrx8
Еще два барельефа и мраморная икона с Богородицей Орантой: а) Из Константинопольского монастыря св. Георгия, Стамбульский Археологический музей, 11 век. б) Из музея Мессины в) Мадонна делле крочете (с крестиками).

Снова отмотаем на несколько тысячелетий назад. Из огромного количества сохранившихся древних изображений приведу несколько характерных примеров.

xdnqa9nmvto

1) Египет периода 1 династии, «женский» вариант египетского креста Анх'а в платье в форме пирамидки; изображение души Ка – воздетые в молении руки; 2) Сардиния эпохи нурагов, ок. 1700 г. до Р.Х.; 3) Финикийская погребальная стела: Луна-Танит держит в руках Солнце (она же соотносится с библейской Тиамат, олицетворением нижних вод); 4) Такая же на стеле из Йемена 1 в. н. э. в Стамбульском Археологическом музее (обратим также внимание на ложные двери, ведущие в иной мир — прием, который используется в иконографии).

6m6trmajsr8

1) Изображение звездной девы из храма в Дендерах, Египет; 2) Две фигурки из Кносса, Минойская культура 15-12 вв. до Р.Х. Ученые не пришли к единому мнению – богиня это или жрица, но в любом случае – молящаяся женщина.

Поближе к христианской эре:

pagvt1icbpc

1) Великая Мать – покровительница всего живого – на беотийской вазе 7 в. до Р.Х. воздевает руки в платье с очень длинными рукавами-крыльями; это напоминает русальи пляски в Древней Руси, изображенные на киевских браслетах, например, (а также пляску Василисы Премудрой в царском дворце). 2) Образец вышивки с Русского Севера.

ivgr vv0tki
Образы Богинь из русской вышивки

grzt5umivdm
Наскальные изображения матерей-прародительниц Алтая и Центральной Азии: 1-3 Чулуут, Монголия; 4-5 Калбак-Таш, Алтай; 6 – Бижиктиг-Хая, бассейн р. Хемчик, верхний Енисей. Источник: Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Миф в камне: Мир наскального искусства России. – М.: Алетейя, 2005

2uv 2j6ax2o
Человеческая фигура с воздетыми руками: 1 – бронзовая статуэтка, Дагестан; 2, 3 – бронзовые статуэтки из Чечни и Осетии, 2 тыс. до н.э.; 4 – наскальный рисунок, Швеция; 5 – наскальный рисунок, Армения; 6 – наскальный рисунок, Киргизия; 7 – фигурка “духа воды”, Мали; 8 – русская вышивка; 9 – Чехословакия, 3 тыс. до н.э. Источник: Голан А. Миф и символ. – М.: Русслит, 1993. – рис.332.

pvttebdnt4e
Статуэтка богини из Кносса,XIII в до н.э.

7p5pblmh2g0
Крит-Minoan, 1850-1550 до н.э.

3giawr6r7uk
Барельеф под ручкой большой серебряной чаши из кургана Чертомлык изображает богиню земли и плодородия — Великую Мать богов с поднятыми вверх руками.

xfe9gtfah2s
Малоазийская Великая Мать — Кибела (Сибела, Сибера, Сибирь).

mbzkd0dnpcc
Изображение женского божества на кукутень-трипольской вазе, 7500-4650 лет назад. Национальный музей истории Молдовы

Обратите внимание на разброс совершенно однотипных изображений в пространстве и времени!

Это далеко не все примеры. Другие вы можете найти в истории искусств и открытых источниках сети. Их огромное количество. Изображение Великой Матери со множеством имен с воздетыми к небу руками – это общее наследие народов Евразии, вошедшее в их плоть и кровь, в сознание и подсознание и ставшее ее архетипом.

Вы тоже заметили, что перед нами непостижимым образом возникает одно и то же женское божество? Я не претендую на истину, но есть стойкое ощущение, что Небесная Царица является к нам то в образе древней Макоши, то глядит на нас с икон глазами Девы Марии, то в образе мифической Пятницы помогает уставшей мастерице распутать нити и поскорее завершить работу. Это она заботится о благополучии дома и нашептывает сказки засыпающим младенцам. Она бережет здоровье детей и родных, сохраняет мир в доме. Одаривает благочестивых людей и наказывает недобрых. Она прядет нити судеб и переплетает их в едином и многомерном полотне жизни и пространства, и посредством Святого Духа создает из них Богочеловека. Меняются религии, поколения, лица и имена богини, но не меняется суть.

О мистике процесса рукоделия

У А. Н. Афанасьева можно найти такой текст:

«В славянских сказках сохранились воспоминания о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых и серебряных нитях, спускающихся с неба. Из этих-то солнечных нитей и приготовлялась та чудесная розовая ткань, застилающая небо, которую называем мы зарею… Потухающая заря заканчивает работу, обрывает нитку, и вместе с тем исчезает с неба ее кровавая пелена»

Рукоделию, связанному с нитями и прядением, на Руси придавалось огромное мистическое значение. Существовали понятия «пряха» и «непряха». Если девушка прослыла «непряхой», то есть – неумелой, не способной к рукоделию, у нее не было шансов выйти замуж, даже если она была писаной красавицей.

Выдающийся ученый, этнограф и исследователь русской культуры Жарникова С. В. разбирает сакральный смысл слова «пряжа».

Она пишет:

О том, какое огромное значение придавалось пряже, нити и самому процессу прядения в ведической традиции, свидетельствует священный язык древнеиндийской культуры – санскрит, в котором:

praj – рождение, народ, население, подданные, дети
prajati – рождение, размножение, деторождение
prajan – возникать, рождаться
prajana – произведение потомства, зачатие, производитель
praja-tantu – продолжение рода, потомство
praja-dna – рождение детей
praj-pati – Владыка созданий, эпитет Творца, царь, эпитет 10 владык, созданных Брахмой и являющихся творцами и прародителями человечества
prajyini – рождающая (о женщине-матери)
prajavant – плодовитый, многодетный, плодородие
prajivana – пропитание, содержание
prajeca (praja-ica) – владыка существ, бог, творец
prajna – сведущий, знающий, ученый
prajt – знание
prajn – узнавать, познавать
prajn – pramita – совершенство знания, запредельная мудрость

[Примеры взяты из «Санскритско-русского словаря» В.А. Кочергиной. – М.: Русский язык, 1987]

***

07twda6uhrc
Небесное явление. Художник Светлана Бойко (Sventana)

Как уже было сказано выше, красная нить в русской традиции – это символ самой жизни.

Образы богинь судьбы неразрывно связаны с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделялись пониманием тайной природы вещей и умело использовали свои знания.

В народе верили, если женщина делает свою работу прилежно и искусно, она обладает большими способностями влиять на жизнь людей. Какую нить она спрядет, такой и будет жизнь.

Считалось, что сам процесс прядения через конкретного человека проводится богами. А уже позже эти нити оформляются людьми в виде разных рукоделий: шитья, ткачества, вязания, вышивки.

Нити могли предопределить жизнь человека в настоящем и будущем. Но некоторые рукодельницы даже умели изменять прошлое и корректировать предопределенную судьбу.

По поверью, пряха или вышивальщица могла изменить течение жизни человека путем оставления на нити узелков или накручивания нити в обратную сторону, которые в зависимости от силы самой личности рукодельницы могли сделать жизнь как хорошей, так и плохой, привлечь удачу или нанести порчу.

Люди на Руси верили, что рукодельница, создавая нить, полотно или вышивку, вплетает в изделие все свои надежды, мечты и реальное будущее.

Духи низшего мира

В славянской народной традиции существовала вера во всевозможных прядущих, ткущих и вышивающих духов. Считалось, что мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего толку от них мало.

«От кикиморы не дождешься пряжи»

– говорится в пословице.

Больше всего историй народная память сохранила о нехорошем исходе прядения духами: когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Но иногда, как исключение, если за прялку садился добрый дух, особенно в значимые дни года, он мог «напрясть» богатство, здоровье и удачу.

Чтобы лишний раз не рисковать, женщины старались не оставлять рукоделие на видном месте, вовремя заканчивать работу, и не ссориться с духами.

В народе поговаривают, что кикиморы любят прясть в одиночестве, помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредят. Русалки любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду. «Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток. Комоха (персонификация лихорадки) кроме владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.

В прядущих, вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих и вышивающих духах часто можно узнать персонажей, предопределяющих судьбу и будущее.

Само колесо прялки в народной традиции – это символ времени и цикличности процессов в природе – рождения, жизни и смерти. Символ круга означает солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Сюжет вышивки

tvtoz6ikeqe
Небесное явление. Художник Светлана Бойко (Sventana)

Дальше повторю содержание моей работы. Эта экспериментальная композиция изображает Небесных прях Макошь, Марию и Пятницу. Макошь и Пятница ткут из материи Верхнего мира судьбы людей. Наши ангелы-хранители подают им небесные нити и помогают распутывать узелки, чтобы полотно жизни получалось ровным и красивым. Мария вышивает восьмиконечную звезду Богородицы. Этот символ России означает гармоничное соединение материи и духа.

По бокам композиции на райских деревьях сидят две птицы, Доля и Недоля, помощницы Макоши. Они завязывают узелки на нитях судеб, учитывая плохие и хорошие поступки, и тем самым определяют дальнейшую череду событий в жизни людей. Кто из них Доля, а кто Недоля – неизвестно, потому что этого никто из людей не знает.
Внизу расположился Белокаменный Город – метафора земного мира. Этот город каждый строит для себя сам в течении своей жизни. Мимо его стен несутся белые кони – это дни, наполненные светом. Шары, расположенные в разных местах композиции и над головами у Доли и Недоли – это клубки (монады) будущих событий. Они уже больше, чем просто мысли, но еще не воплотились в реальном времени. Пока они находятся в таком состоянии, ход событий еще можно изменить.

На столе у Небесных прях лежат три яблока. Яблоко – объект парадоксальный. В христианстве и язычестве, как и в изобразительном искусстве яблоко – плод, растущий на дереве жизни и символ познания добра и зла.

ep8ha3zs5f4
Небесное явление. Художник Светлана Бойко (Sventana)

Купить схему для вышивки «Небесное явление» можно в официальном магазине SVENTANA.COM:

Источники

https://sventana.com
https://vk.com/s_jarnikova
https://marina-golubina.livejournal.com
http://ru-sled.ru/
https://foma.ru/

Поиск

Журнал Родноверие