Я долго думал как назвать этот раздел, и выбирал между Духовенством, Духовным лицом, и Духовным учителем. С одной стороны это примерно одно и то же, с другой — это три совершенно разные глубокие темы, и все их надо как-то обсудить и отрефлексировать. Потому как с этими темами, как и со всеми предыдущими, можно наблюдать значительные затруднения в разнообразии современных язычеств России. Давайте попробуем как-то объединить и разобраться.

Не секрет, что в современных реалиях отечественного язычества уже есть некое жречество, занимающееся отправлением религиозного культа. Кто-то точно последние тридцать лет собирает людей на праздники и выступает в роли распорядителя обряда. Любители славянской старины могут блеснуть эрудицией, и сказать, что жрец этимологически — тот кто что-то отрезает, тот кто жертвует. В целом со жречеством у нас проблемы нет, жрецов по стране достаточно. Однако у нас нет, или практически нет, духовенства и духовных учителей. Как так могло получится?

Я даже не буду затрагивать тот факт, что духовенство, это институализированное понятие. Это социальный класс профессиональных религиозных деятелей, получивших образование и занимающихся только этой деятельностью. Даже не будем пока мечтать о таком в России. В контексте язычества это невозможно. Духовенство как институт невозможно без религиозного института (для понятности: религия — православие, а религиозный институт — РПЦ). Примем эту невозможность как данность, но что ещё не так с духовенством?

В прошлых заметках этого цикла мы затрагивали вопросы богословия, вероучения, ассоциативного аппарата. Такие фундаментальные штуки, на которых строится религиозная система, именно как система, а не как набор суеверий или обрывочные представления о мире. Ни у кого не возник вопрос, почему об этих сложных и важных религиозных вещах вы узнаёте от какого-то рандомного блогера из интернета, с которым вы, скорее всего, даже лично не знакомы? Почувствовали здесь некое ощущение неполноценности? При чём даже если вы прямо сейчас закроете эту страницу и выкинете меня из своей жизни, но попробуете узнать что-то о языческом богословии или вероучении — вы скорее всего наткнётесь на другого такого же рандомного незнакомого вам блогера из интернета, а не на представителя духовенства. С этой ретроспективы большое счастье, что такие вопросы в принципе интересуют довольно малое количество людей.

Духовенство, это специальные люди, которые, по идее, должны вам всё это рассказывать при приходе в религию. При чём рассказывать не по запросу, а самостоятельно, в обязательном порядке. Конечно можно было бы добавить желанное «рассказывать бесплатно», но увы — жречество никогда не станет социальным классом, способным себя прокормить за счёт этой профессии, если это жречество не будет поддержано своими верующими, так что про бесплатность забудем. Но возникает вопрос, как отыскать это самое духовенство?

На протяжении долгих лет я опрашивал разных людей, и пытался узнать — каким в вашем представлении должен быть идеальный жрец/годи/волхв/друид/и т.д. Ответы были самыми разнообразными. «Он должен много знать», что в целом неплохо. «Он должен хорошо руководить людьми», что уже сомнительно. «Он должен быть этически и морально идеальным. Не пить, не курить, не материться и вести себя хорошо», что уже странно. «Он должен быть крутым и умелым колдуном», что немного фэнтезийно. И знаете что забавно, я ни разу не увидел очевидного ответа: «Он должен научить меня быть лучше, чем я есть сейчас». Функция духовного учителя для современного человека напрочь позабыта.

Во всех случаях я использую слово «должен» и у современного индивидуалиста может возникнуть негодование. А почему тебе кто-то что-то должен, и когда это он успел тебе задолжать? Но в случае с духовенством это слово можно использовать вполне легитимно. Должен, потому что посвятил себя богам, взял на себя такую обязанность, ответственность. Назвался груздем — полезай в кузов. На самом деле духовенство совершенно любое и совершенно всегда, само имеет внутреннюю тягу помогать окружающим людям в таких вопросах. Могу немного отвлечься и сказать, что порой по разным вопросам, для написания статей, я задаю вопросы разным представителям иных религий, при чём не только языческих. Я пишу какие-то вопросы, например, православному священнику. И он, хоть и знает что я язычник, в его глазах не лучший представитель человеческого рода, всё равно всегда мне терпеливо отвечает на все вопросы о православии, ибо это его обязанность, внутренняя тяга помочь даже такому плохому человеку как я. Если вы задаёте вопросы представителю духовенства в своей религии, а он посылает вас куда подальше, задумайтесь — что-то в этой ситуации пошло не по плану.

Понятно, что современное общество напугано инфоцыганами и всевозможными гуру. И складывается ощущение, что я вас тоже толкаю в объятия мошенников, которые мне заплатили за такой нативный пиар. Однако, как бы нас не пугал печальный прошлый опыт (у кого он есть), это не должно быть основанием для отрубания полностью такого популярного и полезного религиозного института как учительство.

Часто мне (по какой-то причине) или где-то в общественных местах задают разные религиозные вопросы, как будто рандомный блогер или общественное мнение должно иметь влияние на вашу жизнь. Обычно я в такие моменты пишу «На это должен отвечать ваш жрец / духовный учитель». Ваш (!) духовный учитель. Что это значит?

Это значит, что вы сами вольны выбирать себе такого человека, которому доверяете, в том числе и доверяете изменения в собственной жизни. При этом на данный момент принадлежность к какому-то религиозному течению слабо коррелирует с выбором такого человека. То есть, если вы родновер это совершенно не значит, что вы автоматически встаёте в позу подчинения перед условным волхвом Велеславом. Пожалуй это один из немногих плюсов отсутствия институализации языческих религий. Потому как в православии такой выбор серьёзно ограничен, если вы православный человек, то ваш духовный учитель — это иерей в вашей епархии. Вы его не особо выбираете, его распределили на вашу территорию в организации. Максимум вы можете выбирать из разных представителей духовенства в вашей местности, но они все назначены не вами, а руководителями религиозного института.

Каким образом выбирать такого человека? Тут я вам не советчик, зависит от ваших запросов и желаний. Кому-то нужны знания, кому-то умения. Для многих важен личностный аспект, то есть насколько вы хорошо общаетесь между собой. Но важно помнить простейший принцип. Нищий человек не сделает вас богатым. Одинокий человек не научит вас строить семью. Тупой человек не сделает вас умным. Неудовлетворённый своей жизнью обрыган сможет сделать из вас только неудовлетворённого своей жизнью обрыгана. Даже если он много знает про язычество. Казалось бы почему он не применил эти знания?

Вспоминая вопросы, которые я порой задаю собеседникам. На вопрос про идеального жреца чаще всего я получал ответ «Мне он вообще не нужен, я и сам способен отправлять свой культ». Вспоминая вопросы, которые порой задают мне — это делают те же самые люди. Которые сами способны отправлять свой культ, однако про религиозные вопросы спрашивают незнакомых людей в интернете. Незнакомых людей из других религий, что ещё интереснее. Для меня эти ситуации всегда казались взаимоисключающими, однако такого действительно много.

Конечно в случае с духовенством ярко виден кризис доверия. Люди не доверяют друг другу. И когда заводишь разговор о духовенстве — это встречает волну неприятия. Действительно, неужели религия способна сделать вашу жизнь лучше? Она ведь создана для того, чтобы пару раз в году проводить время на природе, одевшись в костюмы, вышедшие из моды много лет назад. Неужели представитель религии может знать больше вас, ведь вы умеете пользоваться гуглом. Он ничем не лучше, у него не больше опыта, он не больше вас тратит времени на пользование гуглом, верно?

Волна неприятия приобретает масштаб цунами, когда добавляешь, что со своим духовным учителем можно обсуждать не только вопросы исторической достоверности и аутентичности по типу «Как правильно называть равноденствие — мабон или альбан элфед?», но и вопросы напрямую своей жизни «Слушай, что-то у меня на этой неделе всё наперекосяк пошло, что я могу сделать?» или «Мне нужно как-то исправить конфликт в семье», или «Я боюсь меня скоро уволят, а я не хочу, что мне делать?». В практически любой религии духовенство, компетентно или нет, но занимается такими вопросами. Вы удивитесь насколько в католицизме (да и в православии) популярна традиция исповеди, когда ты можешь просто поговорить со своим духовником и рассказать что происходит. Удивительно, но одни и те же люди идут с вопросами исторической достоверности к жрецам, а с вопросами личной жизни к подругам-гадалкам с картами таро. Что-то здесь перевёрнуто.

В этой рубрике я пишу про создание вокруг вас, каждого лично конкретного человека, который это читает, некой замкнутой и целостной религиозной системы. Не религии одного человека, придуманной ради себя, а системы, в которую вы могли бы себя встроить. Так вот без духовенства и доверия людям, которые находятся в этой системе, ничего не получиться. Один человек не способен придумать религию (даже у Хаббарда были помощники). Один человек не способен изучить существующую религию досконально. Один человек вряд-ли сможет полноценно исповедовать религию. Духовенство — связующее звено между людьми, и одновременно главный хранитель той системы, которую вы хотели бы принять. Без духовенства ваша личная религия, какой бы она не была, будет неполноценной, как калека. Вне зависимости от традиции.

Поиск

Журнал Родноверие