С помощью религии можно объяснить практически всё на свете.

Вы можете смотреть через религиозную призму на свою повседневную жизнь, духовные практики, философию, политику. Объяснять практически каждый свой шаг какими-то религиозными мотивами. При этом представители одного религиозного учения могут объяснять противоположные позиции и шаги в разных направлениях одним учением. Что приводит нас к простой мысли.

Если вы попытаетесь размазать своё вероучение по всему и сразу, и артикулировать это в какое-то сообщение — у вас получится нечленораздельное мычание. Да, видеть религию во всём прекрасно, это не плохо и не возбраняется. Но всякая религиозная система фокусируется на чём-то. Мы это уже затрагивали при написании вероучения.

Если ваша религиозная система «За всё хорошее против всего плохого» её как бы нет. Все за всё хорошее. Если ваша религиозная система просто «делает мир/жизнь лучше» никакого понимания её сути не возникает. Почему она делает жизнь лучше? Каким образом? С помощью чего? Какой эта система делает вас?

Ещё у язычников (да и не только, но говорим то о язычниках) есть такой феномен, как "а у нас тоже есть". Когда ты перечисляешь какие-то интересные традиции или мифологемы разных религий, и юный адепт, дабы не показаться обделённым, на всё заявляет: "А у нас тоже это есть". Наводящие вопросы приводят к мысли, что в его конкретном язычестве собраны вообще все религиозные придумки со всего мира и всей истории, даже противоречащие друг другу. И не существует ничего такого, чего не было бы в его язычестве. Ну кроме фашизма. Фашизм все не любят.

В маркетинге (внезапно, да?) существует понятие боли. Каждый товар или услуга закрывают какую-то боль потребителя, какой-то его внутренний запрос. Я люблю свою машину, но мне влом её мыть после плохой погоды. Оп, появляются конвейерные автомойки, где всю работу за меня делают роботы — моя боль закрыта, у меня больше не болит.

Религия сейчас, и всегда в исторической перспективе, закрывала какую-то человеческую боль. Религия может закрывать много разных видов боли. Особенно учитывая разнообразие религий. Но даже и одна конкретная религия может помогать человеку в совершенно разных сферах. Боль у каждого своя, по этому мы и видим таких разных людей в рамках одного вероучения, и удивляемся как такие разные люди что-то находят в одном вероучении.

В одном из предыдущих текстов я уже описывал мотивы людей, приходящих в язычество. Эти мотивы всегда легче всего найти, потому что если у человека есть какая-то незакрытая боль — он её ярко демонстрирует окружающим, хочет того или нет. Когда нам больно мы кричим. Да, порой мотивы бывают довольно смешными, и, положа руку на сердце, совершенно нерелигиозными. То есть с помощью религии можно вылечить практически всё, но это не значит что религия под это задумывалась. На ум приходит всем известная картина забивания гвоздей микроскопом.

При построении религиозной системы попробуйте объяснить, максимально ёмко и лаконично, на чём ваше вероучение сфокусировано. Какую боль оно закрывает именно для вас. Вокруг чего это вероучение сформировано. Не в фразах «Живи хорошо, и будет хорошо», а в какой-то конкретике. Что именно произойдёт с последователем религии, если он будет её долго и старательно исповедовать? И почему другие религии не дадут ровно того же результата? Позитивным примером ёмкости вероучения может служить буддизм, он достаточно популярен и понятен многим людям. Буддистское учение совсем не ёмкое, но "4 благородные истины" являются основой. Они, скорее таковы: 1) жизнь наполнена страданиями 2) у страданий есть причина 3) страдания можно прекратить 4) есть путь, как прекратить страдания. В этом может помочь отказ от привязанностей. В других религиях можно найти тот же мотив, например можно вспомнить монашество в христианстве. Однако в буддизме этот мотив централен, а монашество в христианстве добровольная и необязательная для всех опция. Я мог бы перечислить 4 благородные истины и не упоминая буддизм, и вы всё равно бы про него подумали. Потому что сформулировано хорошо.

У меня есть свои предположения, вокруг чего может ёмко сфокусироваться вероучение родноверов, или асатру. Но если я начну эти предположения высказывать, со стороны, это закономерно вызовет волну негодования от представителей этих течений. По этому здесь каждый может сказать за своё учение сам. Какую боль и какими методами это учение закрывает. Какой Путь предлагает, куда ведёт. Что является центральным в вероучении, а что второстепенным. Что является визитной карточкой вероучения, основным драйвером. Можете также уложить в четыре пункта, а можете и в десять.

Помните, что краткость сестра таланта. Если вам, для ёмкого выражения основного предназначения своего вероучения нужно минимум 60 000 слов, то это довольно плохой признак. Не то что бы это было плохо само по себе. Вероятно каждое из этих слов находиться на своём месте. Однако, согласитесь, такое вероучение можно назвать чуточку расфокусированным. Такое вероучение трудно объяснить постороннему человеку. А значит его и сложно понять вашим неофитам. Довольно трудно представить чем может помочь религия, которая предлагает всё и сразу. Ну или всё гораздо проще. Вероятно автор такого вероучения просто сам его ещё не разложил по полочкам в своей голове, и всё ещё пытается размазать свою религию по всему миру со всеми его аспектами.

Поиск

Журнал Родноверие