Я тут постоянно повторяю, что религия — организованное взаимодействие с высшими силами. Переводя на детский язык религия — это когда ритуалы стандартизированы, когда они одинаковы у последователей.

И вот эти самые ритуалы я тоже тут вспоминаю постоянно… а что это вообще такое? Кто-нибудь задумывался? К сожалению да, задумывались, и только больше сами себя путали.

Давайте сразу договоримся, что тут я не буду пестрить определениями, ибо они нисколько не помогают. Вообще тут русский язык начинает скорее мешать чем помогать, ведь у нас есть ритуал, есть обряд, есть церемония. А для отдельных ритуалов созданы отдельные слова: очищение, инициация, причастие, литургия. А в ходе ритуалов бывают инвокации и эвокации, приношения и требы… КОРОЧЕ СЛОЖНА! Это тот самый момент, когда за подробностями я вас отправлю к вашему жрецу, пусть он объясняет. Мы тут попробуем по каким-то верхам пробежаться, потому как игнорировать ритуал невозможно, он, как и многое из этой рубрики, является несущей конструкцией для религиозных систем.

Итак, есть несколько разных определений для слова ритуал. Давайте возьмём самые распространённые, самые полезные, самые понятные:

Ритуал — повторяемое действие. Чистить зубы по утрам тоже ритуал, ведь вы это повторяете.

Ритуал — воспроизведение мифа. Христиане кушают хлеб и пьют вино на причастии, тем самым воспроизводя Тайную Вечерю.

Ритуал — неизменная, показательная и торжественная совокупность религиозных действий. При крещении окунают в воду, убери этот элемент — ритуала не случится.

От этого и будем танцевать. Ритуал — это некоторые установленный порядок вещей. Чтобы было понятно о чём речь: я как-то видел ритуалы, собираемые прямо тут, на коленке, из того что есть. То есть приходят несколько человек, каждый с собой что-то приносит. И на месте решают, исходя из имеющихся штук, как и какой ритуал они будут делать. Вот это — полная противоположность тому о чём я пишу. Это не ритуал, это какая-то петрушка. Ритуал, это когда вы заранее знаете что и зачем будете делать. И необходимый инструментарий несёте под ритуал, а не ритуал делаете из имеющегося инструментария. Когда вы идёте чистить зубы вы заранее знаете, что вам понадобиться зубная щётка (а кому-то зубная нить и прочие приблуды).

Вы не обнаруживаете себя в спальне и не придумываете: «Хм, тут у меня есть подушка, свечка и поношенные тапочки, сейчас соображу как всем этим мне почистить зубы…»

Значит в религии ритуал где-то сформирован заранее. Вам нужно лишь его узнать. Напомню, я не считаю религиями хаотичные действия какого-то одинокого человека. Религия — это когда множество людей договорились делать ритуал одинаково. И не меняют установленный порядок вещей. Что за порядок вещей?

Тут нам помогает второе определение. Ритуал — это воспроизведение мифа. Многие это понимают буквально, как и я выше описал. Что на ритуале последователи буквально воспроизводят какой-то фрагмент какого-то мифа. Самое простое у родноверов — похороны Ярилы. У германских язычников я присутствовал на ритуале, где они инсценировали сцену смерти Бальдра. Да, так тоже можно. Тут даже можно ввернуть, что изначально театр как явление вырос из религии. Однако это только внешний слой.

Ведь сами по себе ритуалы, вся их совокупность в году, это тоже воспроизведение мифологии, всей. Тем, что вы проводите ритуал вы воспроизводите мифологическое описание года, даже если на самом ритуале вы не ставите постановку какой-то отдельной сцены.

Установленный порядок вещей в ритуале — установлен богами и людьми тысячи лет назад, и записан в мифах сотни лет назад.

Ритуал поддерживает этот порядок вещей. Однажды, от одного жреца (нормального жреца, которому я доверяю) я услышал интересную фразу, запавшую мне в душу:

«Когда я провожу ритуал, я это делаю, конечно, и для присутствующих и для себя, но в первую очередь для мира. Ритуалом я помогаю этому миру существовать, помогаю солнцу греть, земле крутиться, ветру дуть.»

В этой довольно бесхитростной фразе очень много смысла. Ритуал в глазах верующего действительно является опорой для мира. Ведь если забыть все ритуалы (ситуация близкая к невозможному) мир рухнет. Ровно так же, как если забыть все мифы. При чём рухнет буквально, но, к счастью, только для человека. То есть человечество самоуничтожится. Напоминаю, что религия — инструмент сохранения человеческого вида, человеческого общества.

Но ритуалы бывают не только по праздникам. Есть ритуалы ежедневные, а есть ритуалы, проводимые по необходимости. Но и с ними всё это работает одинаково. И там ритуал является опорой для мира, поддерживает установленный порядок вещей, является неизменным, и воспроизводит миф. Из этого мы приходим к забавному умозаключению, что если вы хотите поменять установленный порядок вещей, вам нужно сделать ритуал наоборот. Антиритуал. Ужас в том, что так оно часто и происходит.

Есть такой интересный термин «ритуальное поведение». Им описывают, во-первых, следование какому-либо стереотипу, а во-вторых, веру в то, что это следование способно изменить мир. Ритуальное поведение очень присуще детям. «Если я на зебре буду наступать только на белые полоски день пройдёт хорошо», «Если я буду обходить людей только с правой стороны всё у меня будет хорошо» и так далее. Да, в медицине есть такой диагноз «синдром навязчивых состояний», когда человек ритуализирует всю свою жизнь и не может этого избежать. Здесь же можно заметить, что все суеверия рождены из таких ритуалов.

Например: «Если я не буду брать деньги из рук вечером — денег у меня будет становиться больше», «Если я не буду здороваться с человеком через порог мы с ним не поссоримся»

Это всё тоже ритуальное поведение, но к контексту нашего разговора оно не имеет отношения, так как не имеет отношения к мифу, к установленному миропорядку и его поддержанию. Это такая форма без содержания.

Последнее, что стоит отметить, в контексте религиозных ритуалов, это показательность и торжественность. Религиозные ритуалы отличаются от чистки зубов тем, что мы их делаем в том числе и для кого-то. Для внешних наблюдателей. Для богов, проще говоря. По этому религиозный ритуал предполагает некие особые одежды, некий особый язык, торжественность. Мы не просто проводим ритуал, мы его демонстрируем, даже если делаем дома в одиночестве. Этот момент тоже не следует забывать.

Любая цельная религиозная система содержит множество ритуалов на все случаи жизни. Эти ритуалы неизменны, правила их проведения не меняются от вашего желания, так как установлены извне. Эти ритуалы поддерживают ваши мифологемы. Эти ритуалы торжественны и показательны.

Поиск

Журнал Родноверие