Довольно занятно, что порой язычники обсуждают дилемму, которую даже считают серьёзной проблемой.

Звучит она как:

«Мы ведь не живём в обществе девятого века, мы не зависим напрямую от того урожая, который вырастили сами, судебная система у нас заменила кровную месть, огромное федеративное государство у нас заменило родоплеменной строй с миниатюрными общинами, состоящими из родственников, мы не живём большими семьями, а за околицей нас не ожидает лес, полный опасностей и неизвестности. Как мы можем практиковать религию, помогающую людям в том мире, если сами мы уже живём в совершенно иной реальности?»

В целом такие обсуждения, возникающие с завидной стабильностью аккурат с каждым праздником, даже имеют какую-то логику. Действительно — люди исповедовали язычество в немного других условиях. Сейчас условия изменились. И может возникнуть некоторое несоответствие. Однако у меня возникает куда более простой вопрос.

А нафига вы вообще исповедуете язычество, если, по вашему же мнению, оно не актуально для современности?

Ну то есть, если бы у меня были такие же сомнения про аграрные праздники и их ненужность, я бы всерьёз призадумался зачем мне вообще религия. Собственно я постоянно об этом и призадумываюсь, и нахожу ответ. И он отнюдь не в аграрных праздниках.

Да, здесь есть ещё попытка выкрутиться из этой дилеммы через спасение. Кстати попытка очень популярная. Да-да, не удивляйтесь, язычество тоже у нас теперь религия спасения. Согласно этой точке зрения мир сейчас неправильный, и только язычество способно сделать этот мир правильным, то есть полностью его поломать, изменить, и вернуть всё взад, к состоянию десятого века от Рождества Христова.

В этой парадигме язычники воспринимают мир враждебным, а своё нахождение в нём видят как постоянное страдание и превозмогание. Ну и свою миссию видят в спасении мира от самого себя. Или в разрушении мира, чтобы из обломков там создать что-то более приятное их глазу. Где-то здесь же главной целью язычества объявляют спасение чести русской Наташи от всяких покушений иностранцев.

Но у меня как-то всё значительно проще. Я, быть может дурак, но вижу, что вот именно сейчас, и именно в современном мире, язычество своевременно как никогда. Только язычество способно отвечать на все мои запросы и чаяния. Более того, именно язычество, на мой взгляд, наиболее точно и актуально описывает мир и помогает мне в нём жить. И вообще удивительно как люди раньше к язычеству не вернулись, ведь оно наиболее логично. И, что самое страшное, для исповедания язычества совершенно не обязательно менять мир. То есть вот даже в таком мире, в котором мы сейчас живём, язычество чувствует себя невероятно комфортно и востребовано. Именно в таком мире необходимость в язычестве даже возросла, и люди стали массово к нему тянуться.

Вот взять ту же азбуку. Мы тут описываем какие-то глобальные понятия и фундаментальные вещи. И, если с этими вещами разобраться, установить себе ассоциативный аппарат, разобраться кто такие боги, понять вероучение, познать единство мира, причин и следствий ваших поступков, открыть для себя семантику ритуалов, узнать всё о посмертии и подготовки к нему, вот после всего этого — вопрос аграрных обрядов вам самим покажется чем-то миниатюрным и несущественным. Ну то есть, если вы в сезонных ритуалах видите только культ роста, но у меня для вас две плохие новости. Во-первых вы карго-культист, повторяющий чьи-то действия и не понимающий как они работают. А во-вторых вы просто не понимаете как работают ритуалы (но об этом мы уже говорили ранее).

Как уже нетрудно догадаться, для меня язычество (и вообще любая религия), это средство, помогающее в выживании. Или, в нашем случае, в жизни. Потому что мы уже не выживаем, а вполне себе живём. И, с помощью религии, можем делать свою жизнь лучше, вот прямо здесь и прямо сейчас. Ещё нетрудно догадаться, что в моём случае религия достаточно эгоистична. То есть с её помощью, конечно, можно улучшать жизнь и целого социума, и, изначально, религия под социум и задумана, однако я использую религию эгоистично на самого себя, а не на каких-то незнакомых гипотетических Наташ. Они пусть сами там со своей жизнью разбираются и сами себя спасают, если вдруг это нужно. Вообще исповедовать религию для других довольно неблагодарное начинание, христиане вон уже попытались, и ничем хорошим такое причинение добра у них не закончилось.

Окиньте взглядом свою жизнь и свою религию. Оцените, как ваша религия меняет вашу жизнь здесь и сейчас. В лучшую ли сторону она это делает? Не в потенции «Вот когда мы восстановим институт кровной мести, вот будет хорошо», а прямо сейчас. От чего вам в язычестве хорошо, какая от него практическая польза? Если вы такой пользы не найдёте, тогда да — действительно возникнет вопрос нафига вы делаете аграрные обряды, которые ничего вам не дают, и пытаетесь играться в древность. Если же вы такую пользу найдёте — вопросы аграрных обрядов отпадут сами собой, вы увидите, что язычество как никогда своевременно, именно для вас и вашего мира.

Поиск

Журнал Родноверие