Одна из глобальных проблем именно нового язычества — это печальные отношения с юмором. Вечные кислые щи язычников, вечное желание делать что-то на пафосе.

Немедленно вспоминается приписываемое Велеславу:

«Если ты унылый мудак — то ты не язычник»

Я не буду столь категоричен, хотя определённая проблема всё-же есть. Но давайте рассмотрим истоки.

Кислощистый язычник может возразить:

«У нас тут посконная вера предков, а не хихоньки-хахоньки!», однако действительно ли посконные предки не допускали юмора?

Нет, конечно-же. Подумайте о том, что театр как таковой вырос из религиозных обрядов, комедии и трагедии — интерпретация мифов. Дольше всего язычество на Руси сохраняли скоморохи, окрутники, ряженные. В других странах также язычество в себе сохраняли долгое время артисты, в том числе и разговорного жанра. Сатира — одна из древнейших форм поэзии Ирландии, а среди «трёх искусств барда» перечисляется в том числе «Песнь радости», то есть стих, способный рассмешить любого. В любой культуре существует юмор, все люди любят посмеяться.

То есть юмор и смех был язычникам присущ, при чём не как пустопорожнее времяпровождение, а именно где-то рядом с религиозным и сакральным. Смех был таким же выражением мистерии как плач, секс или поединок. Тут же можно вспомнить обязательный смех на похоронах, казалось бы самом непристойном, для такого дела, месте.

Здесь можно было бы даже развернуть большое рассуждение о том, что сам по себе смех (сокращение диафрагмы, непроизвольное сокращение мышц лица, вот это вот) является всего-лишь физической реакцией на охватывающий нас эмоциональный восторг. При этом восторг может быть вызван не только убойной шуткой, но и любовью, религиозными переживаниями… ну или психическим расстройством. Восторг, порождающий смех, это довольно высокое чувство, которое всем нам приятно испытывать. И где-то тут можно было бы начинать проповедь о том, что только боги способны такое чувство рождать и дарить людям, а значит, что любой смех богоугоден.

Но речь не об этом, а о кислых щах. Для кислых щей нам понадобиться немножко картошечки, квашенной капусты и один язычник. Картошку с капустой можно пустить на пирожки, а один язычник нам сгенерирует годовой запас кислых щей, которыми он способен прокормить Сибирь в голодный год.

Задумайтесь, как часто вам хотелось открыть форточку от неоправданного пафоса речей современных язычников. Когда встаёт какой-нибудь волхв в бороде и начинает держать речь как на партсобрании о построении светлого будущего. Слушая его мышцы лица тоже непроизвольно сокращаются, но от неодолимого желания зевнуть и заснуть прямо тут, на обряде. Единственный родноверческий волхв, который непрерывно отпускал шутки прямо во время обряда на моей памяти это Велеслав… казалось бы, может быть поэтому он чуть-чуть популярнее своих коллег по цеху? Ведь что ближе богам — смех, или речь о построении светлого будущего?

И проблема ведь не в волхвах, они следствие. Они отвечают на запрос, формируемый обществом. Значит это массам язычников, вместо того, чтобы вдоволь посмеяться, нужно слушать про пятилетку в три года. И действительно, встречаемые мной язычники зачастую не понимают юмор, совершено. Они не знают как он работает, зачем нужен и что с ним делать.

Наверняка к этому моменту текста особо нетерпеливые уже успели написать в комментариях, что оскорблять богов негоже. Так вот если для вас юмор — это только лишь оскорбление, то вы способны прокормить не только Сибирь, но и Южную Америку.

Есть какая-то слабовыражаемая уверенность, у современного человека, что религиозная сфера — это какой-то церемониал. Что-то высокодуховное и серьёзное. Когда все замолкают, морщат лбы и думают о непостижимом, пока главный по речам растекается словесами. Что-то такое, навевающее ассоциации о христианском соборе с высокими сводами, органной музыке и золотой шапке. Никто не задумывается, что именно наша религия лучше всего адаптирована под несерьёзность (почитайте мифы, там такое творится, что не всякий комедиант современности придумает).

Религия — неотъемлемая часть вашей жизни, почему именно эта часть должна быть непохожа на другие части и как-то обрамляться в отдельную раму из морщеных лбов непонятно. Смейтесь и будьте проще, через смех (и сопутствующий ему восторг) вам откроется больше религиозных тайн, чем через партсобрания с речами.

Поиск

Журнал Родноверие