Недавно ко мне обратились с любопытным вопросом, даже немного поставившим меня в тупик:

«Я уже весь интернет перерыла в поисках аналога символа Валькнут у кельтов. И все какая-то ерунда попадается. Нужно что-то такое, связанное с жертвоприношениями и переходом в другой мир. Символ, который могли изобразить на камне святилища с надеждой в правильное время попасть в другой мир»


Небольшой спойлер: кратко не получилось

Как я потом узнал это всё нужно для какой-то художественной книги. Видимо для красивых и понятных ассоциативных описаний. При этом, в своём ответе на этот запрос я затронул в том числе и любопытные темы, которые, по крайней мере я, ещё не публиковал. Почему бы и не сохранить на стене?

Попробуем разобраться с символами, а заодно ответить на конкретный запрос.

Известные нам с древности символы, не имеют какой-то одной конкретной семантики (смыслового наполнения). Потому что семантика графических символов, во-первых, меняется со временем и географией, а во-вторых, нигде не зафиксирована. Исключения из этого общего правила очень редки, хотя они и есть. Например египетский анх — всегда вечная жизнь, а ещё это корень для большой группы однокоренных слов "живой", "живущий" и т.д. Для верности эту информацию я фактчекнул у Виктора Солкина, за что ему спасибо. Такие исключения как анх — работают в рамках одной культуры или одного социума. Ведь вне Египта и сам анх встречается редко. К тому же анх не сферический символ в вакууме, а часть письменности. В отличии от того же Валькнута. Нас же интересует общая Северная Европа и пересечения культур.

Подробнее про «во-первых». Взять вот самый частый и известный пример. Есть вот у нас свастика. И если сейчас вы нарисуете её, обычную синей ручкой на тетрадном листе в клетку, и пойдёте на улицу порасспрашивать сотню человек о том что это — почти все ответят, что это нацизм, убийство евреев, поедание младенцев, подвиг дедов и что-то в таком духе. Возможно вас побьют, а вероятно её ещё и посадят за демонстрацию нацистской символики. Быть может из ста пятеро что-то расскажут про буддизм, или про то, что свастика известна вообще по всему миру, или про то как древние славяне боролись с рептилоидами и били этой свастикой прямо по чешуйчатой роже...

То есть символ, который известен вообще везде, и начал встречаться на земле с момента, когда человек вообще решил хоть что-то где-то нарисовать, конкретно сейчас, в начале XXI века, воспринимается как символ конкретного нацизма. И плевать, что в нацизме свастика чёрная в белом круге на красном поле. Сейчас любая свастика это плохо, потому что меньше ста лет назад конкретный Адольф кошмарил не самый густонаселённый и не самый крупный участок земного шара, под знамёнами с этой свастикой. Недавно я уже упоминал эти мутации простых символов в своём обзоре на символ коловрат.

Кстати, если вы такой же опрос проведёте в Китае или Индии, то результат будет прямо противоположный. Потому что им плевать на Гитлера и Европу, но свастик у них всегда было много.

То есть семантика символа — в глазах смотрящего.

Подробнее про "во-вторых". Тут мы переходим к нашему валькнуту. Символ-то не новодел, его можно найти, как в манускриптах (на полях рисовали), так и на каких-нибудь камнях (Тёнгельгордский камень). Но вот заковыка — рядом с этими изображениями их исторические авторы нам не оставили никаких пояснений. Что это за символы, что они означают для тех людей, зачем их кто-то где-то нарисовал? Ни с одним символом такой справочной сноски не имеется. Все встречаемые в интернетах попытки объяснить тот или иной символ — это гипотезы наших современников, то есть опять «семантика в глазах смотрящего».


Тёнгельгордский камень

Тут можно написать, что вопрошающий неправильно понимает валькнут. Где валькнут и где жертвоприношения с правильным переходом в иной мир? Неканон ведь. С другой стороны ни я, ни кто-либо другой, не сможет сказать как его понимать правильно. То есть его неправильно понимают все. И все его понимают правильно. Ведь правильного нет, канона никакого нет. Нет отправной точки, неизменной, чтоб можно было сказать «вот так правильно, а остальное ересь», как с поздними символами у которых есть автор (который и задал канон). Можно пытаться осмыслить графическую символику через их названия (так «валькнут» переводят как «узел павших»). И тогда действительно находится связь с переходом в иной мир.
Что мы знаем про Валькнут? Самое базовое:

  1. У этого символа есть находки. Все эти находки так или иначе, географически, расположены в местах обитания германцев. То есть племён и народов, говорящих на германских языках (это не только немцы, но и всякие норвежцы, датчане, англичане, франки, и прочие англо-саксы). Можно попробовать собрать все находки и вывести взаимосвязь. То есть посмотреть что там рядом с символом намалевали (или написали) и вывести хоть какую-то закономерность. Это было бы интересной научной работой, которую я проделывать не намерен, ведь германцы выходят из зоны моих интересов. Вот про действительную возможную связь валькнута с жертвоприношениями и переходом в иной мир я узнал только составляя этот ответ.
  2. Можно просто посмотреть на сам валькнут и логически прикинуть что он такое. Глядя на него люди обычно выделяют два важных наблюдения. Что он состоит из трёх частей (треугольников). И что он нарисован одной неотрывной линией. Какие логические связи из этого обычно выводят?

Что он может быть связан с чем-то, разделённым на три части, или состоящим из трёх частей. Например нам известно, что архаичные человеческие культуры описывали видимый мир как три части одного мира. Царство Неба (где живут птицы и прочее что летает), Царство Моря (где живут рыбы и прочее что плавает) и Царство Земли, где живут люди и прочее, что бегает. То есть валькнут может быть таким метафорическим описанием окружающего мира, цельного, но трёхчастного. Это популярное объяснение, по своему обоснованное. Особенно учитывая, что его связывают (не знаю почему) с культом Одина, который, вроде как, путешествовал по всем мирам и Царствам. Логично? И в семантику перехода из мира в мир (из живых в покойники) тоже бьётся.

Второе объяснение про линию. Как и любой символ, не имеющий видимого начала или конца (как восьмёрка или круг) валькнут иногда связывают с бесконечностью. С цикличностью. С вечной жизнью, быть может. Это можно добавить и к предыдущей семантике (мир, он тоже, знаете-ли, цикличен), но можно и как самостоятельную семантику использовать. Типа такой «скандинавский символ бесконечности». Или «символ вечной жизни». Семантику павших тоже затрагивает.

Связь с жертвоприношениями у Валькнута тоже есть. Например на Стура-Хаммарском камне валькнут изображён прямо рядом с предполагаемой сценой жертвоприношения или казни (вырезания кровавого орла).


Нужный нам фрагмент Стура-Хаммарского камня.

Исходя из вот таких имеющихся данных я бы попробовал искать аналог у кельтов. Вооружившись ещё одним атрибутом:

Валькнут прочно связан с германцами. Это как такая визитная карточка. Видишь валькнут и сразу про германцев думаешь. Видишь анх и думаешь про египтян. Видишь крест и думаешь о католической церкви. Видишь православный крест и думаешь о православной церкви. Не только символ, но и логотип.

То есть у кельтов мы ищем что-то:
1. Имеющее отношение в историчности. Не что-то, что придумали эзотерики в ХХ веке.
2. Трёхчастное. Про триады там, или три мира, что-то такое.
3. По возможности с бесконечностью. Закольцованное или заспираленное.
4. При достаточной сноровке пытаемся затронуть семантику иного мира.

Стоит объяснять почему я скинул самый популярный символ, связываемый с кельтами, состоящий из трёх связанных спиралей, встречающийся в местах обитания кельтов ещё с мегалитических гробниц (со времен, когда кельты там не завелись)?

Другой вопрос, что тройную спираль мне сложно связать с жертвоприношениями. А что касается нанесения на святилище... ну тут тоже сложно. Кельты всякое на своих культовых местах рисовали, какого-то «дорожного знака» обозначающего святилище не было. Я вот дал самое простое схематичное изображение тройной спирали, но их вариантов миллионы.

Аутентичность данного символа сомнению не поддаётся:


Камень, лежащий перед входом в мегалитическую гробницу Ньюгрейндж, ритуальный ландшафт Бру-на-Бонья.

И, хоть мегалиты строили не кельты, но мегалитическую символику они подхватили и несли сквозь историю как свою родную. Например уже христианская и насквозь ирландская Книга из Келлс:


На полях, ковровых страницах и буквицах этих тройных спиралей — как ромашек в поле.

Трёхчастность очевидная. Семантика бесконечности относительно спиралей, любых, также может применятся. Не так активно как в случае с кругом, восьмёркой или змеёй, кусающей себя за хвост, но тоже может.

С иным миром посложнее. Да, я уже упомянул, что тройные спирали (и спирали вообще) нанесены на гробницы. Но на этом всё. Отдельных связей спиралей с переходом в иной мир (как вот в случае со Стура-Хаммарским камнем) я не знаю. Может быть они есть, но я не знаю.

Ну и главное — тройная спираль сейчас самый популярный символ, обозначающий всё кельтское. Можно сказать символ кельтского возрождения, кельтской реконструкции, а иногда и друидизма. Хотя в последнем случае достаточно популярен и авен (/|\ — символ, придуманный уже в позднее время, с конкретным автором).

Разумеется рассуждения выше даже и близко не научная статья. Даже не научпоп. Я помогал человеку в написании художественной книги, чтобы она была чуть более адекватна, но не обязательно досконально исторична. Важно понимать, что мои познания в германских валькнутах весьма ограничены, ведь мне слабо интересны германцы. Да и к графическим символам вообще — я испытываю мало пиетета, всегда помня что семантика в глазах смотрящего, а символы со временем меняют значение (сейчас логотип повстанцев из Звёздных Войн продают как славянский оберег).

Поиск

Журнал Родноверие