Конь в народной славянской традиции ― одно из наиболее мифологизированных животных, связанное с миром сверхъестественного — одновременно с культом солнца, плодородия и смертью. Он играл важную роль в календарных, свадебных и погребальных обрядах. Причиной этому стало мифологическое представление славян-язычников о том, что Солнце, источник всего живого и защитник от темных сил, является божественным конём, днём бегущим по небосводу, а вечером спускающимся в подземное царство мертвых.

Археологические данные подтверждают, что конь был главным жертвенным животным на похоронах, проводником в загробный мир.

Часто использовался конский череп. В Полесье лошадиный череп сжигали на купальском костре для активизации находящегося в зените Солнца. В общеславянской традиции конский череп использовался в качестве оберега скота, пчел, огорода. Повсеместно он применялся в качестве строительной жертвы — закапывался под фундамент строящегося здания. Как оберег его вешали на ограждение дома.

Связь коня с «тем светом» и знанием судьбы определяла его роль в гаданиях: коня солярного бога Свентовита выводили из храма к трем рядам вонзённых в землю копий и следили, с какой ноги тот начнет ступать: если с правой — предприятие будет удачным и можно выступать в поход.

В русском святочном гадании лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперёд и следили, куда она пойдет, — там гадающую ждало замужество. При гаданиях на замужество девушки шли в конюшню в полночь, и та из них, которая слышала конское ржание, скоро должна была выйти замуж. Если конь бил копытом о землю, считалось, что кто-то должен был умереть; если конь ел сено и пил воду, парень любит девушку. Если больной дорогой думал о конях, то умрет; если конь обнюхивал воина, тому быть убитым. Черная или красная лошадь снилась к болезни, белая — к добру, сивая — к смерти.

Согласно «Домострою» XVI в., жеребцов и кобыл привязывали у подклета, где молодые проводили первую брачную ночь. В русском обряде царской свадьбы XVII в. конюший ездил с обнаженным мечом вокруг палат, где ночевали молодые.

В календарных обрядах кони и конские персонажи отмечали смену календарных циклов (переход от одного цикла к другому осуществлялся в момент зимнего и летнего солнцестояния).

Белый цвет — это цвет набирающего силу Солнца. У восточных славян, Ярила был богом восходящего или весеннего солнца, любви, силы и храбрости, также ездил на белом коне.

Символика коня-солнца, как оберега, использовалась славянами-язычниками для защиты дома от злых духов. Дом воспринимался как микрокосм, и его архитектурные особенности должны были повторять представления об устройстве Мира, чтобы служить наиболее эффективной защитой. К таким оберегам можно отнести традицию закапывать конские головы и черепа на шейном основании под угол фундамента при строительстве здания.

Как олицетворение солнечного божества, изображение конской головы помещалось с наружной стороны избы на самом высоком месте крыши. Главная балка двускатной крыши, к которой подвешивался котел семейного очага, носила название «конёк»; наружный ее конец обрабатывался в виде конской головы. Первоначально к крышам крепились настоящие конские головы и черепа, которые в дальнейшем стали заменяться деревянными изображениями. Конские черепа, как оберег, насаживали на частокол вокруг дворов.


Коньки

Изображения конской головы (как оберег) помещался на ручках ковшей, гребнях. Фигурку коня отливали из свинца и в качестве оберега носили на поясе. Помещали изображение коня на женских платах. Пекли коников для обрядов в праздники Коляды, в дни солнцеворота.

В славянских курганах очень часто встречаются привески-амулеты в виде конька с солнечными знаками — кружковым орнаментом. Картирование находок «коньков» (привесок-амулетов) показывает, что они имеют значительный ореол распространения в курганах областей: Брянской. Калужской, Московской, Смоленской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Калининской, Вологодской, Ярославской. Рыбаков отмечал, что форма «коньков» весьма стандартна и, несмотря на большую территориальную распространенность, они могли изготовляться в одном или нескольких центрах Древней Руси.


Полые коньки-подвески XII–XIV вв

Под давлением христианства истинное сакральное значение обрядов стало забываться, сведения о славянской языческой мифологии весьма скудны.

В славянских языческих представлениях прослеживается связь Солнца с миром мёртвых, через который оно проходит ночью. Так, конь был не только солярным символом; считалось, что лошади, особенно белые, имеют прямую связь как с солнцем, так и с миром умерших. Белый конь служил эмблемой бога Солнца, ему славяне-язычники приносили в жертву коней белой или светлой масти.

Архаической чертой похоронной одежды у славянских народов до конца XIX в. был ее белый цвет.

Конь (конский череп) и змея — характерные воплощения хтонических сил и смерти в общеславянской традиции. При этом конь или всадник выступают как противники змей — представителей зла.

Бог весеннего, набирающего силу Солнца — Ярило, одетый во всё белое и с венком из цветов на голове, разъезжающий на белом коне, держал в правой руке муляж человеческой головы или человеческий череп как символ того, что он освобождал из плена души умерших, которые попадают в подземный мир мёртвых на Коне-Солнце, когда вечером он спускается под землю. С активизацией Солнца весной души предков на короткий срок возвращаются вместе с ним на землю, где могут общаться с живыми. Поэтому, Радуница, Навий день, Деды и Красная горка — весенние праздники поминовения умерших.

В обряде проводов весны у славян существовал архаический обряд в русалкино заговенье: двое изображали кобылку, накрывшись одним пологом, тот, кто оказывался впереди, держал в руке палку с прикрепленным к ней деревянным изображением конской головы. Эту «кобылку» вели под узды в поле, а вслед за ней с громкими прощальными песнями молодежь водила хоровод . Этот обряд отражает представление о том, что с наступлением весны вместе с белым конем Ярилы возвращаются на землю души предков, которые нужно достойно встретить и ублажить, чтобы не вызвать их недовольство и месть, а по окончании весны помочь им возвратиться в мир мёртвых, чему должно было способствовать изображение коня.

На похоронах и поминках славян устраивались ритуальные скачки. Роль коня в этих ритуалах заключалась в том, чтобы, установив магическую связь между движением земных лошадей и небесным конём-солнцем, помочь душе умершего попасть в мир мертвых.

Конь играет важную роль в мифологии всех индоевропейских народов. Археологические данные позволяют утверждать, что на территории Восточной Европы религиозные представления, связанные с конём, сложились еще в эпоху неолита и энеолита, когда это животное было впервые одомашнено.

Жертвоприношение белого коня являлось общеиндоевропейским ритуалом, сопровождавшимся возжиганием священного огня и возлиянием крови жертвенного животного. Обряд совершался с целью вызвать плодородные силы природы, усилив солнечную активность, а на похоронах представителей высших социальных рангов — для помощи душе умершего быстрее попасть в мир мертвых. В курганах-могильниках андроновской культуры встречаются культовые захоронения коня.

Славяне, как и другие индоевропейские народы, стали использовать одомашненную лошадь намного раньше. Принятая гипотеза В. И. Громовой утверждает происхождение домашней лошади от тарпана, ареал распространения которого был ограничен степной зоной Восточной Европы от Дуная до Урала. В этой зоне и должно было произойти приручение коня, после чего использование домашних лошадей стало распространяться на другие регионы.

Замена представлений о коне-солнце на представление о солнце-всаднике началось в самом конце II – начале I тыс. до н. э., когда всадничество распространяется в евроазиатских степях.

С принятием христианства культ языческих божеств стал замещаться схожими персонажами христианских святых. Так, Ярилу сменил св. Георгий, который изображался верхом на белом коне, поражающим копьём змея. Согласно преданию, в Юрьев день св. Георгий (или Ярило), по приказанию матери, отворяет ворота неба и на белом коне приезжает на землю, с его появлением начинается настоящая весна. В этот день, в первый раз после зимы, выпускают скот на пастбище.

При детальном рассмотрении мифологических представлений различных народов, прослеживаются повторяющиеся сюжеты, при сравнении которых можно создать более полную мифологическую картину мироздания и переосмыслить известные обряды тех народов, которые сравнительно поздно стали использовать письменность и сведения об их ранней культуре весьма скудны.

С христианизацией восточных славян стали появляться письменные источники о славянских праздниках, естественно, в интерпретации христиан-монахов, которые монопольно владели письменностью и составляли летописные документы, извращающие древнюю культуру славян и их верования. Так же, как праздник Купалы был преобразован в якобы празднование славянами рождества Иоанна Предтечи, так и день почитания славянами коней церковники преобразовали в день покровителей коней святых христианских мучеников Флора и Лавра. Тем не менее, даже под этим «прикрытием» до нас дошла информация, как наши предки отмечали этот праздник.


День Святых Мучеников Флора и Лавра — покровителей домашних животных

В этот день с утра крестьяне прикармливали лошадей свежим сеном и овсом, заплетали им гривы пёстрыми лоскутками. В некоторых местах совершалось освящение воды. После обедни за церковной оградой кропили приведенных лошадей святой водой. Это, по мнению крестьян, «охраняет коней ото всякого лиха»: «умолил Фрола-Лавра — жди лошадям добра!».

Хозяева выводили своих коней на луг, чистили их, с ладони закармливали овсом. Поили лошадей из зимней шапки, в которую клали серебряную монету. Верили, что от этого «лошади добреют и не боятся лихого». Потом серебряную монету скрытно клали под яслями и закладывали соломой. Хозяин творил обряд лошади: выводил поутру животное во двор, взяв упряжь, обвязывал ею по солнцу, посолонь, ноги лошади, начиная с передних, и приговаривал:

Стану поутру, по раннему,
выйду на сильный ветер,
на лёгкий воздух,
и возьму осиновую веточку,
и стегну трижды по холке,
и повяжу упряжью
из-под правого копыта
да кругом обнесу,
чтоб гуляла моя лошадушка
по-старому,
чтобы тянула воз
по-прежнему!

В некоторых местах в этот день устраивали конные соревнования между деревнями. В обычае была и обрядовая выпечка: в Орловской губернии — в форме подковы, в Рязанской губернии — в форме двухголовых коней.

В степных губерниях с этого дня начинались «помочи» — работы, предпринимаемые всем селом в пользу вдов и сирот. Народ говорит: «На вдовий двор хоть щепку брось». На таких сходках косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы. Все эти работы имели свои названия: полотушки, потрепушки, супрядки, назьмы, дровяницы, сеновницы. Помочи у зажиточных людей сопровождались угощениями. Для рабочих тогда выставлялись на дворе столы с пирогами или калачами, кадки с брагой, сулейки с вином. Такое угощение продолжалось во всё время работы.

Список литературы

1 Грушко Е. А. Энциклопедия русских суеверий

2 Громова В. И. История лошадей (рода Equus) в Старом Свете // Труды ПИН АН СССР.

3 Гульц Ю. И. Языческая мистерия славян. Посвящение светлым богам. Очерки. Воронеж: Река Времени,

4 Державин Н. С. Славяне в древности. Культурно-исторический очерк.

5 Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития.

6 Киркор А. К. Следы язычества в празднествах, обрядах и песнях // Живописная Россия.

7 Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.

8 Кузьмина Е. Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племён Средней Азии и других народов старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье.

9 Миронов В. Г. Языческие жертвоприношения в Новгороде

10 Носова Г. А. Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки

11 Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси.

12 Садырова М. Ю Духовная жизнь русского крестьянства на рубеже XIX — XX веков (по материалам Пензенской губернии)]

13 Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи.

14 Седов В. В. Племена восточных славян, балты и эсты // Славяне и скандинавы.

15 Славянские древности. Энциклопедический словарь.

16 Тульцева. Л. А. Календарные праздники и обряды (по материалам ХІX–XX века)

17 Успенская А. В. Нагрудные и поясные привески // Очерки по истории русской деревни X–XIII вв.

18 Фамицын А. С. Божества древних славян.

Источники:

  • По материалам Энциклопедии
  • По материалам статьи Морозовой Т. П. «Конь-солнце в славянской языческой мифологии»
  • Казаков В. С. «Мир Славянских Богов»

Поиск

Журнал Родноверие