21 сентября в полдень на Янинском капище община Крина праздновала Осенины — день осеннего равноденствия и праздник урожая. К этому празднику мы приурочили десятилетний юбилей Крины.
Осенины — макушка осени, осеннее равноденствие. Богата, сытна осень. Созревают плоды, подрастают птенцы и народившиеся весной и летом лесные и полевые зверюшки. Осенью и у воробья пир. Поэтому осенины не только праздник урожая, но и праздник рожаниц — Лады и Лели, матери и дочери — богинь плодородия. Не случайно с этого момента начинается пора свадеб, которая длиться до самой Масленицы. На осенины готовят обереги — во избежание призора и болезней жгут старые вещи и изношеную обувь, а детей обливают на пороге водой. В старину поношенные лапти вешали под крышу дома или скотного двора, чтобы никто не изурочил и не сглазил. Чем больше лаптей, тем надёжнее защита. А в комнате развешивается репчатый лук плетяницами, чтобы воздух чистым был и никакая зараза не проникала. Рано утром женщины выходят на берег реки, озера или пруда с овсяным караваем — встречать матушку Осенину. Старшая стоит с хлебом, а молодые поют вокруг неё песни.
Вейся, ты хмель, перевейся
На нашу сторонку.
Как на нашей на сторонке
Приволье большое!
А приволье-то большое,
Мужики богаты!
Что мужики-то богаты,
Каменны палаты
А что каменны палаты -
Двери золотые, маковки литые...
Каравай разламывают на всех присутствующих.
Девушки, провожая лето, устраивают мушиные похороны. Разодетые в праздничные наряды, они выносят мух, тараканов и других насекомых в гробиках, сделанных из овощей. Во время выноса гробиков кто-нибудь гонит мух из комнаты, приговаривая ((Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Летите мух хоронить((. Во время похорон девушки напевают:
Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася да ударилася
Ненароком — правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали, живот надорвали.
Парни стоят поодаль и наблюдают. Как только похоронный обряд заканчивается, они вовлекают девушек в хоровод, весёлой песней отмечая поминки по мухам:
А я по лугу,
Я по лугу гуляла.
Я с комариком,
С комариком плясала.
Мне комар ножку,
Комар ножку отдавил.
Все суставчики,
Суставчики раздробил.
А я матери,
Я матери кричала:
Ты подай, мати,
Подай, мати, косаря.
Я казнить-рубить,
Казнить буду комара.
Покатилася,
Покатилась голова.
Что за новые,
За новые ворота.
А затем приходит время игр. Все высаживаются на травке в рядок, друг другу на колени, образуя этакую реповую "грядку", причём каждый, кто сидит сзади, бережно, но крепко держит впередисидящего — как земля держит репку. "Хозяин" приводит "купца", показывает ему товар, хвалит свою "репку" и требует хорошую плату, а "купец" выбирает да торгуется, да всё приговаривает:
Кругла, да не деньга.
Красна, да не девка.
С хвостом, да не мышь.
Затем, сговорившись, они вместе идут брать "(репку"(, да она не даётся: соседи спереди и сзади не пускают. "Купец" с "хозяином" стараются вытащить ("репку"(, но чтобы не попортить товар. Они её и пощикочат, и потрясут, а выдернутую (репку( отряхнут и рядом с грядкой положат. После этого дело ускоряется ( каждая вынутая ("репка( тоже становится "купцом". Игра продолжается, пока вся "репка" не будет убрана с "грядки". К вечеру мы всем миром собираемся на сход — братчину — для решения мирских и частных дел. После примирения переходим к праздничному угощению, которое готовится складчиной, на общий счёт. В честь рожаниц пускаются круговые чаши с мёдом.
Ай, на горе мы пиво варили.
Лада, моя Лада, пиво варили.
Мы с этого пива все вкруг соберёмся.
Лада, моя Лада, все вкруг соберёмся.
По старинному обычаю на осенины совершают постриг отрока на четвёртом году жизни. Для сего действа созывают родных, приглашают кума и куму. Кум выстригает у крестника гуменцо. Выстриженные волосы кума передает матери, которая затем их зашивает в ладонку. Кум и кума выводят крестника во двор, где отец ожидает их с конём, на которого сажает своего сына. Кум водит по двору коня, а отец придерживает сына. У крыльца отец снимает сына с коня и передает его куму, кум с поклоном передает куме, а та с ласковым словом вручает матери. Отец с матерью одаривают кума и куму, а те — крестника. Над головой крестника кум и кума разламывают пирог с пожеланием всякой удачи и счастья. Родители приглашают за стол и угощают всех присутствующих. Среди обильного угощения обязательно присутствует каша. Каша, густоватая пища, крупа вареная на воде или молоке — она сопровождает русского человека всю жизнь. "Каша — мать наша", говорят в народе. Наибольшим уважением на Руси пользуется греча: "Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной". А еще на стол ставили распаренный горох, а то чечевицу или бобы — чем не каша? Раньше кашничали на именинах и на свадьбах, на праздниках и на поминках. "Мы с ним в одной каше", говорили артельщики. С ним каши не сваришь, говорят о человеке, на которого нельзя положиться.
И за столом, и в поле всегда пользовался неизменным уважением дедовский напиток здоровья — ржаной квас. "Квасок попыривает в носок" — оценивали его качество. Чтобы приготовить квас, берут черствый ржаной хлеб и подрумянивают его в духовке. Сухари заливают кипятком на 3-4 часа. Настой процеживают, добавляют дрожжи, сахар, ароматные приправы и оставляют в тепле на 5-6 часов. Когда квас начинает пениться, его процеживают и разливают по бутылям.
Осенины, или как их ещё называют Оспожинки, встречают не один день — чем урожайнее лето, тем богаче, и продолжительнее праздник. Его отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков. Молодожёны просто обязаны погостить несколько дней у тестя с тёщей с родителями молодого мужа для скрепления мирных отношений между семьями.
Дожали, дожили, Оспожинки встретили!
Каравая почали, толокна проведали!
Гостей угостили, богу помолили!
Хлебушко, расти!
Времечко, лети, лети -
До новой весны,
До нового лета, до нового хлеба!