5. «Переносной жертвенник»

В сороковой день, провожая душу, принято выносить на улицу стол или табурет, накрывать их скатертью и выставлять некоторое количество поминальных блюд и напитков.

Участники поминок или соседи отведывали по ложке и отпивали по глотку, поминая умершего:

Рязанская губ., Егорьевский у., д. Бармино «На поминки собираются все жители – у ворот ставятся столы с киселем, сытою и ложками; подходят по очереди, берут ложку, в нее кисель, потом сыту и отходят» (РРК, С. 196)

Причем это не имело отношения к поминальному застолью, которое происходило либо до выноса столов на улицу, либо после того, как душу проводили. Таким образом, фактически это угощение во дворе было избыточным, если считать его именно употреблением поминальных блюд. Но ситуация будет выглядеть иначе, если предположить, что перед нами отголосок типичного жертвенника дохристианского времени, устраиваемого родственниками умершего в условиях исчезновения традиционных культовых сооружений соответствующего назначения. Алтарь или жертвенник той или иной формы – типичный атрибут культовой практики славянского язычества, и было бы неверным отрицать его использование в поминальном культе. Дары для Божеств, провожающих душу из этого мира в мир Владык загробного царства, душ предков, которым надлежит принять новопреставившегося, наконец, для самой души умершего, полагалось куда-либо помещать перед последующим истреблением огнем или водой. Среди атрибутов поминального ритуала сорокового дня только выносимые во двор столы или табуреты могут претендовать на эту роль. То, что это не вполне стол, а пища на нем – не застолье, явно следует из использования в качестве основания предметов мебели, предназначенных для сидения. При сакральном отношении к столу как таковому данное решение заставляет предполагать, что, будь все это подобием стола, то выглядел бы такой подход кощунством по отношению к предмету, называемому «ладонью Бога». То, на чем сидят, размещая телесный низ, не должно восприниматься в прямом смысле столом, площадкой, принимающей божьи дары.

Это, что примечательно, осознавалось и отдельными носителями традиции: Башкортостан, Белорецкий р-н, с. Нижний Авзян «Выносить надо стол, а не стул. Разве при живности человек ел на стуле? Это считается за последний обед для покойника» (Рожкова, С. 271)

Угощения при этом, мало того, что оказываются расставлены на весьма небольшом пространстве, подтверждающем символическое значение происходящего, они еще и помещены ниже уровня любого стола, вовсе превращая угощение в некую условность. Особое значение, безусловно, тут придается выносу «жертвенника» из дома, поскольку помянуть душу достаточно было за реальным столом, что повсеместно и делалось.

Но важным было именно возвести конструкцию на открытом пространстве, где, – и это придает нашему предположению дополнительное основание, – возле нее / над ней молились, а священник проводил поминальное богослужение, в частности, освящая выставленные на скатерти подношения: Новгородская губ., Белозерский у.

«По окончании обеда устраивают душе проводы. Для сего выносят стол на улицу, ставят на него чашку с пивом; если есть священник, то служится перед столом лития» (Тенишев 7/1, С. 167), Оренбургская обл., Ташлинский р-н, с. Болдырево

«В 40 дней мы обязательно душу проважаем. Вот я беру хлеб, соль на него посыплем, полотенце под хлеб подложим и выходим на грейдер, на дорогу, на перекресток, и провожаем душу. /…/ над хлебом с солью молятся, а потом забирают: и хлеб, и соль, и полотеничко забирают себе. Это уже считают, что проводили» (МЭ, С. 352),

Воронежская обл. ««душу провожать» выходили к воротам, выносили икону, полотенце, хлеб, соль. Все это ставили на стул, зажигали свечи, далее следовал церковный канон «Святый Боже», после чего пели духовные стихи «Покайся, душа бесценная» («Прощальная»). Это было ключевым моментом ритуала» (Мануковская, С. 35), Владимирская губ., Покровский у. «пекут хлеб и, когда в доме будут поминки, хлеб выносят за ворота и кладут на столе. Когда же поминки оканчиваются, все родные идут за ворота и над хлебом причитают душе умершего» (СОВД, № 55)

В качестве основы жертвенника может использоваться ряд предметов деревенской мебели:

- стол: Рязанская обл., Шацкий р-н, с. Старое Чернеево «Ныне будут «отпускать душу». /…/ Из избы выносили утирку, ставили на улице стол и накрывали его «столешницей» (скатертью)» (Кремлева 2001, С. 82), Башкортостан, Белорецкий р-н, с. Верхний Авзян «Когда провожают душу, то стол вытаскивают за большие ворота на улицу» (Рожкова, С. 271).

- стул: Башкортостан, Белорецкий р-н, с. Нижний Авзян «Берут стул, на него стелют скатерочку, ставят медок, киселек, хлеб, стаканчик с крупой, а в нем свечка. Ставят стул в открытые ворота. «За упокой» читают» (Рожкова, С. 271), Смоленская обл., Глинковский р-н, с. Марьино «На сорок дней – мы отправляли покойника, на улице поминали, стул выносили. Выносять на стул весь помин, бутылку… Скамеечку, у кого скамеечка, у кого стул, застилають, помин весь кладуть, что там – пяченье, конфетки, бутылку» (СМЭС, С. 109).

- табурет: На сороковой день «праважают душу»: Калужская обл. «На улицу выносят табуретку, на нее кладут хлеб, икону, мед, кутью» (Альтшулер, С. 220), Пермская обл., Юсьвинский р-н, д. Анисимово «Табурет берут, скатёрочку, пирог рыбный, шанежку там, идут до заречки, там все на табуреточку положат. Сами поедят – и душа с ними поест. Потом домой идут» (Королева, С. 79).

- скамья: Смоленская обл., Рославльский р-н, д. Лесники «Это на шесть нядель делают проводы так, провождение души. Выносють скамеечку ти табуреточку, ставют иконку, водичку ставють на улицу, против куда выносили яго. Кашу выносють», Сафоновский р-н, с. Никулино «Провадим его, скамейку выносим, полотенце расстилаем, конфет там ложим» (СМЭС, С. 109).

В обустройстве «жертвенника» усматриваются и другие детали, отличающие его от пиршественного стола.

— «Жертвенник» могут устанавливать на предварительно покрытой поверхности, что свидетельствует о статустности объекта:

Калужская обл., Куйбышевский р-н, д. Ивашковичи «На саракавой день, после таво как запают «Святый Боже», падходят сваи, «будят» ево. В избе памянут киселём, а на улице ставят стул на пакрывала, все встают на каленки, атдают три паклона, пращаются» (Альтшулер, С. 221)

— На «жертвеннике» зачастую присутствуют икона и свеча, что уподобляет стол или табурет алтарю:

Калужская обл., Барятинский р-н, с. Барнятино «На улицу выносят табуретку, на нее кладут хлеб, икону, мед, кутью» (Альтшулер, С. 220),

Башкортостан, Белорецкий р-н, с. Верхний Авзян «Выносят табуретку на улицу, пироги, крупа, свечка на ней»,

с. Нижний Авзян «Стол ставят поближе к дороге. На стол ставят крупу, зажигают свечку» (Рожкова, С. 271).

В ретроспективе, как уже говорилось, мы можем предполагать, что иконы в свое время заменили малоформатные сакральные изображения Богов и предков, необходимые для богослужения сорокового дня.

— Среди выставленных на «жертвеннике» поминальных блюд – всё то, что в иных случаях используется в качестве жертвенных даров (угощения) для душ предков:

Башкортостан, Белорецкий р-н, с. Верхний Авзян «Душу провожать – ворота откроют, выносят стол почти к дороге, постелят и помолятся Богу. Ставят мед, стакан вина», «На табуретку ложат мед, хлеб. Уносят за вороты и молятся в сторону кладбища. Богу читают молитвы», «У нас душу в сорок дней провожают так: берут пшено, мед, лепешку, откроют большие вороты, стол возле дома поставють»,

с. Нижний Авзян «Выносят на улицу стол. На нем кисель, мед, лепешку можно» (Рожкова, С. 271),

Вологодская обл. «выносили стол на улицу, стелили скатерть, ставили на нее чашку с пивом, пироги, кисель» (Кремлева, С. 690),

Смоленская обл., Сафоновский р-н, с. Перстенки «Это на сорок дней. Выходишь, табуреточку становишь, табуреточка застлана, кутьтя стоить, конхветочек, печеница» (СМЭС, С. 109),

Рязанская обл., Шацкий р-н, с. Старое Чернеево «Из избы выносили утирку, ставили на улице стол и накрывали его «столешницей» (скатертью). На нее клали целую буханку хлеба, соль, блины. Прощаясь и уходя в дом, каждый отрывал кусочек блина и ел его с сахарным песком или медом» (Кремлева 2001, С. 82; РРК, С. 197).

Набор блюд позволяет получить некоторое представление о возможном составе жертвоприношений в ходе обряда сорокового дня дохристианского периода.

— На «жертвенник» могут ставить жертвенные угощения, которые в течение сорока дней ставили для души покойного:

Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Васино «А у обеде придуть опять поминать – обязательно выносють скамейку на улицу, ставють. И што на окне ляжить – там помин /…/ это выносють сюда» (СМЭС, С. 109)

— Часть выставленного на «жертвеннике» затем ритуально истребляется, что однозначно прочитывается как жертвоприношение душе умершего:

Башкортостан, Белорецкий р-н, с. Верхний Авзян «Вертаешься в ворота и идешь за крупой, раскидываешь на крыши, чтобы птушки помянули, потому что душа уходит на небеса, откуда птушки летят», «Как сорок ден подойдет – душу провожают. Табуретку поставят, столешник постелят, ворота передние откроют, хлебушка возьмут, свечки зажигают. Человек пять-шесть выйдут, молитвы поют. Потом пшено разбросают, чтобы птички помянули. Душу провожают, как помянут, после обеда», с. Нижний Авзян «Крупу кидают через крышу, чтобы птицы поминали. Если человек умер ночью, все это делают ночью» (Рожкова, С. 271)

— «Жертвенник» со всеми дарами могут оставлять на улице после обряда на всю ночь:

Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Мархоткино «Ну, вот ето ж и ложки, ўсё остаётся на ночь, ўсё. /…/ Ўсё на улице стоить – стол и пироги, ўсё» (СМЭС, С. 110)

Еще более отчетливый жертвенный характер носит вариант, когда вынесенные угощения не ставят на стол, а держат в руках:

«В с. Оште Ладейнопольскаго уезда после такого обеда в 40-ой день все родственники, сопровождаемые плакальщицами с блюдом, наполненным хлебом, солью и киселем, выходят на улицу, как бы провожая покойника» (Куликовский, С. 58),

Смоленская обл., Дорогобужский р-н, д. Ушаково «Пирог выносить и там раздаёть – поминайте, мол, моего покойника. Не, на стул не ставили, а так вот держать» (СМЭС, С. 109)

Это выглядит равным образом и как передача жертвенного дара «из рук в руки» (в качесте принимающей стороны выступают заместители умершего – нищие), так и «вознесение даров», близкие обряду «поднятия воздуха».

Поиск

Журнал Родноверие