«Ото-ж тоди була скризь вода, а над нею перше небо, на котрим жив Бог и два його прислужники: Мишка та Гришка, от як по манастирах, може дводилось вам бачити послушныкив, чи служок, то при такому дили и ци стояли. А на самому неби, там де тепер живее Божа Мати, жив Сатанаил, и все Господови перечив.

Що не схоче Господь зробити, то вин, лукавый цей Сатанаил, визьме та помишае, не даст таки, проклятий, зробити. Ото и задумав Господь Бог, як бы то йому стребити Сатанаила, та не так то конче стребити, як видняти ризу його, у котри, мовляв, уся сила сатанаилова седила. От одного разу Сатанаил роздягся, положив ризу свою на камени и став плавати на море, бод уже любив, проклятущий, купатись, а Господь седить на свому неби та дивиться.

От и заспорив Господь Бог з Сатанаилом: «Не достанешь, — Господь каже, — дна морского»

А Сатанаил каже: «Ба достану»

От Сатанаил почав пробувати та поринати, а Господь прикликав Мишку, та й звелив йому, шоб злетив на море, та як пирне Сатанаил, то шоб почав дмухати на море. Такечки и зробили. Сатанаил пирнув у перве, а Мишка почав дмухати на воду – море так и знялось корою, замерзло. Сатанаил выпирнув, та головою и пробив льод. От Господь и каже: «А ну, поринай, — каже, — у друге!» Бо умова у их, бачите, булла до трйох раз шоб поринали. Пирнув Сатанаил у друге, а Мишка дмуха, аж прысив, на воду; хочеться таки и йому выслужитись перед Господом. Море знов льодом взялося, ще товщим. Сатанаил выпирнув и знов головою пробив льод.

Господь каже: «А ну, — каже, — у трете!»

Сатанаил пирнув, а Мишка мало не трисне, так дме на море, и Господь теж йому став помогати, почав и соби дмухати, що силы, на море. Море таким товстым льодом взялося, шо Сатанаил, як выпирнув, то и не змиг уже пробити головою льоду, а Гришка тим часом ухопив його ризу, та и став утикати з нею на небе. Сатанаил же, побачивши, шо з ним не жартуют, мерщий почав прохукувать льод – прохукав дирку тай погнався за Гришкою и уже став доганяти його, бо у Гришки було двое крыл, а у Сатанаила цилых шестеро. Коли тут де не взявся Мишка, та мечем и одчухрав Сатанаилови крыла. От Сатанаил упав у море, а рызу його Мишка з Гришкою принесли до Бога. И у ци сами рызи писля Исус Христос на хрести мучився, а з Мишки та Гришки Господь зробив архангелив Михаила та Гавриила» (Олтаржевский Ю. Из народных верований (Рассказ, записанный в Киеве) // Киевская старина, 1883, май, С. 196-197)

Бог с помощниками действуют обманом, в нарушение договора, чтобы обокрасть Сатану (увести у него волшебную рубашку), как банда гопников, у которых распределены между собой роли: кто заводит отвлекающий разговор, кто крадет, кто мешает преследованию и даже увечит преследователя исподтишка. Классика. Но видно, что рассказчик явно не на стороне победителей. Прихвостней Бога он не только кличет как дворовых парней: Мишка да Гришка, но и не жалеет слов чтобы живописать их комичные потуги противостоять Сатане: Мишка дует на воду аж присев от усилия, чуть не лопаясь, Гришка тикает с украденной вещью. Что интересно, и Бог ведет себя как глава бандитской шайки, сам на перед не лезет – от него зависит находка объекта грабежа, общее планирование акции ну и минимальное участие, чтоб подельники не могли потом сказать, что тот вовсе не участвовал в экспроприации. И в полном соответствии с воровской традицией, Бог наградил своих подручных, участвовавших в самом значительном грабеже всех времен и народов, тем, что повысил их в ранге и переименовал. Это был первый в мире гоп-стоп, так что Бог вправе считаться изобретателем этой напасти, равно как и основателем воровских традиций. Миф однозначно говорит о том, что Бог и его прихвостни – покровители воров.

Поиск

Журнал Родноверие