А между тем тираж моей книги "Звездные мифы славян" заканчивается, в издательстве осталось 45 экз.

Кто не успеет, тот рискует не узнать)))

Для интересу — фрагмент из книги:

– поль. силез. Klysce «клещи» (Nowak, s. 37).

С кузнечными клещами имеет значительное сходство созвездие Цефей, имеющее в основе характерную форму пятиугольника.

Образ кузнечных клещей на небе первым делом вызывает предположение о связи их со Сварогом, Богом-кузнецом (блр. Kovalí Пояс Ориона).

До недавнего времени при анализе фигуры Сварога было принято обращаться к древнерусскому переводу летописи Иоанна Малалы, где имя греческого Гефеста поставлено в один ряд со славянским Сварогом: «И по нем ц(а)рствова Ифест, еж(е) и Сварог». Далее сообщалось, что Гефест, он же Сварог, сотворил молитву и по ней с неба пали клещи, отчего и повелось в мире людей кузнечное ремесло: «Сему ж(е) Ифесту м(о)л(и)тву некую тайну творящу, клеща с н(е)б(е)си спадоша ковати железы оружие. Того ради бога ег(о) имети начяша, яко м(у)др(о)сть обретша и пищю ч(е)л(о)в(е)ком оружием показавша и на ратныа силу и помощ створша, преже бо палицами и камением биахуся»

Из этого сближения двух Богов Б.А. Рыбаковым был сделан удивительный по своей наивности вывод, что аналогичный в деталях сюжет существовал у славян: «Демиургом-богатырем был Сварог, представлявшийся книжникам XII в. н. э. и богом, и земным царем, связанным с небом: при нем с неба падают кузнечные клещи» (ЯДС, С. 540),

«По легенде, записанной в XII в., бог Сварог послал людям на землю клещи» (ЯДР, С. 403)

В доверии к переводу отметился и Д.О. Святский: «еще в «Начальную летопись» наш летописец занес /…/ сведения о падении метеоритов: «… Во время цесарства Феоста в Египте спадаша клещи с небесе, и нача ковати оружие, прежде бо того палицами и камением бивахуся»

Особенно интересно последнее известие. При всей своей мифической форме, оно, несомненно, представляет собой объяснение происхождения метеоритного железа».

Но вот, наконец, появился современный перевод греческого текста Иоанна Малалы, где читается следующее: «Этот же Гефест через некую мистическую молитву получил щипцы из воздуха для изготовления орудий из железа. Отсюда и победоносным он был найден в войнах. Итак, его обожествили, так как он законодательно установил целомудрие, и еду людям через изготовление орудий доставлял, и в войнах могущества и безопасности добивался; ибо прежде его (времени) дубинками и камнями (люди) воевали» (Иоанн Малала. Хронография. I.15; пер. М.М. Синицы)

Нет ни небес, ни падения с них орудий кузнечного ремесла. А это, увы, уже не столь похоже на скифский миф с падением с небес золотых вещей, поступивших во владение потомства Таргитая. Но всего более печально, что в греческом тексте идет речь именно о греческом мифе, и нет никаких причин считать, что такой же миф был известен и славянам. Из отождествления древнерусским переводчиком Гефеста и Сварога, сделанном то ли для удобства читателей, то ли для демонстрации собственной эрудиции (во что верится больше), следует один единственный вывод – Сварог был славянским Богом-кузнецом. Ничего более. Так что, увы, прямую связь «небесные клещи» (созвездие) = «клещи, упавшие с неба во времена оны», приходится оставить.

Однако клещи у Сварога-Кузнеца, разумеется, были, и ничто не мешает соотнести их с созвездием.

В одном из текстов главным героем сказки выведен кузнец – со змеем, проигравшимся ему в карты, он безжалостно расправился: «Кузнечь взял клещи да с его шкуру снял. Тот тут и помер» (Карнаухова, № 3)

В сказочном сюжете о бегстве героя от Яги (Змеихи), как уже говорилось ранее, упоминается кузница, куда беглец прячется. Тут и выписывается образ могучих кузнецов, сумевших обуздать или даже умертвить разошедшуюся демоницу.

Как важный инструмент этого подвига непременно упоминаются кузнечные клещи, позволившие удерживать врага на месте:

«Ведьма, выслушав кузнецов, живо принялась за дело, за три раза пролизала языком дверь и всунула язык в кузницу, а кузнецы подставили к двери наковальню, взяли оба в руки себе щипцы, а трем богатырям крикнули, чтобы взяли в руки молота и били по языку. И, схватив язык, щипцами [стали] держать на наковальни, а три богатыря начали молотами бить по языку» (Чернышев, № 82),

«Баба-Яга просунула в щель весь язык. Демьян и сыновья схватили его клещами и положили на наковальню, а Иван Сучич взял стопудовый молот и стал по языку колотить» (КВСО 1, № 34),

«взяли они ее в руки, горячими клещами ее сжали и на на-ковальню клали, в двенадцать молотов ее били» (Садовников, № 1),

«Буря-богатырь схватил её за язык горячими клещами» (Аф, № 136),

блр. «Гаворить Кузьма-Димьян: «Бяри-ка, Ваня, клещи из горна вон, да хватай акаянную силу за язык! /…/ Ну-ка, рибяты, бяри свае малаты!» Як начали яны ету валшебницу калатить: избили, скалатили и ў горни спалили» (Добровольский 1, № 7, С. 428),

укр. «А Кузьма-Демьян хвать ее за язык раскаленными клещами» (Nowosielski 1, s. 268)

Подробнее см. модель «БМ – ПЛУГ» (параграф «Плуг (V): Сварог и Сварожич»). Представляется вполне вероятным соотнесение астронима Klysce с кузнечным инструментом Сварога, фигурирующим в змееборческом мифе.

***МИФ. Перун (?) убивает трех Змеев, но вынужден спасаться бегством от их матери (Марены?), грозящейся поглотить весь мир. Он прячется в кузнице у Сварога и Сварожича. Затворившись в своей мастерской, они хитростью вынудили Змеиху просунуть в двери язык, ухватили за него клещами, и забили ее молотами до смерти. Клещи, которыми Змеиху удерживали, можно видеть в небе как знак о той победе.

Поиск

Журнал Родноверие