Символика ключа весьма насыщена и востребована в пространстве Храма, как сакральный атрибут Велеса. Из приводимых далее примеров из славянской этнографии можно в общих чертах увидеть, как эти ключи будут использоваться у нас.

- Ключ, как предмет — традиционный оберег: Женщина, выходя из дома после родов, затыкала за пояс ключ (а также гвоздь, нож).

Идя под венец «молода бере в кишеню ключа, або яке-небудь желiзо, щоб нiхто не зворочив» (Кравченко, С. 300)

Чтобы ребенка не испортили, ему в колыбель кладут ключ. Ключ под подушкой – от бессонницы.

Ключ оберегает коров во время первого выгона:

«Ключь з двэрэй кыдаеш пэрэд ногамы скотыны пэрэд пэрвым выпасом, шчоб воукы нэ зьйилы» (Белоруссия)

- Ключ, как обережная подвеска, известен во множестве археологических находок.

Ключ, как слово-образ, частая составляющая заговоров, накрепко замыкающая-закрепляющая произнесенные слова, делая их не подверженными разрушению извне или замыкает рты/пасти неприятелю:

«У рота – замки, у рота – ключи. В море запрусь, заговорюсь, никого не боюсь»; «Моим словам – ключ и замок»; «Ключ – в море. Замок – в роте»; «Тут моим словам – небо и земля, ключ и замок»; «Запираю приговор тридевятью замками, тридевятью ключами»; «Всем привелела (заря) замкнуть волкам зубы и губы, язык – жезлом, нутряным замком, богородицыным ключом, чтобы волк мою скотинушку не потревожил». Напоминая старинный обычай ношения подобных оберегов-подвесок, и настоящий ключ, использовавшийся при замыкании замка во время читки обережного заговора на скотину, носился при себе постоянно: «Ключ у себя привязываю к кресту на шее»

Ключ неразрывно связан с замком, а вместе они описывают идею сохранности того, что ими замкнуто: жилища, имущества, клада:

"в польских Бескидах хозяйка в Сочельник клала на стол К., чтобы в дом не проникли воры" (СД 2, С. 511)

- Наконец, в нашем понимании, ключ — один из знаков Велеса, как Бога тайн (он открывает их, дает мудрость) и проводника душ умерших (отмыкая врата Ирия).

Из "Словаря славянских древностей" (Т. 2, С. 511-512):

"Чтобы остановить кровотечение из носа, держат в обеих руках по ключу — при этом запирается «кровавая жила» (рус.). Перед кормлением ребенка ему кладут в рот К., чтобы у него не болело горло (хорв.). Чтобы узнать виновника или источник порчи, ребенка крестят т. н. «женским» К. (таким, у которого в верхней части есть дырка) и произносят заговорную формулу, а потом ударяют К. о камень (серб.). Чтобы вылечить человека от укуса пчелы, ужаленное место трижды молча перекрещивают К., желательно таким, на котором вырезана Соломонова звезда (черногор.). Эта же семантика замыкания лежит в основе обычая бросать К. в роящихся пчел, чтобы рой не разлетался (серб.);

"Сербии бездетные женщины пили воду, в которой были омыты церковные К., чтобы забеременеть; такой водой поили детей, которые долго не начинали говорить. Для этого родственник ребенка должен был взять у настоятеля монастырский К., открыть им утром монастырь, вымыть К. в воде, а воду дать выпить ребенку";

"К. — постоянный атрибут в рус. святочных гаданиях о замужестве. Подобное использование К. обусловлено переосмыслением его основной функции — открывать доступ к невесте, а также фаллической символикой. Девушка вывешивала за окно ключи и, когда слышала, что ими кто-нибудь звенит, просила назвать мужское имя — какое имя ей послышится, так будут звать и ее жениха (с.-рус.). В другом случае старый К. вкладывали бороздкой в книгу, крепко ее перевязывали и подвешивали на веревке к потолку. Гадающие девушки называли каждая свое имя — при чьем имени книга начнет вращаться, та из девушек быстрее выйдет замуж (с.-рус.). Накануне Нового года девушка шла к проруби и в воде закрывала замок на К., приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи коня поить, а у меня ключа просить». После чего клала К. под подушку. Ночью ей должен был присниться суженый (с.-рус.). В некоторых случаях закрывали на замок свою рубашку, а К. отдавали подруге: ночью должен был присниться жених, пришедший просить К. (забайкал.). В пол. Карпатах накануне дня св. Андрея девушки гадали о замужестве, выливая воск через дырку большого К."

Поиск

Журнал Родноверие