Волхв Велеслав (V. L. S. L. V, Илья Черкасов) — верховода Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие» (основана в 1998 году), один из основателей Содружества Общин Славянской Родной Веры «Велесов Круг» (основан в 1999 году). Писатель, художник, поэт, учитель и лектор. Его ранние работы легли в основу славянского родноверческого движения и реконструкции славянского язычества. Велеслав — автор ряда книг по русской и славянской традиции, в том числе «Учение волхвов: Белая книга» (2007, 2-е изд. 2010); «Чёрная книга Мары»(2008); «Живые Веды Руси: Откровения Родных Богов» (2008); «Книга Велесовых Сказов» (2005, 2-е изд. 2009), «Книга великой Нави» (2011) и многие другие. Он также внес свой вклад в первый журнал для родноверов "Родноверие».

10663
На фото: "Камень Свентовита" (Svantevitstein) в Альтенкирхен, весна 2017 г

Факт использования вина, о котором пишет датский хронист, вызывает у нас сомнение; нельзя исключать того, что вино привозили из других стран, но также не исключается и то, что виноград в это время выращивали на Балтийском побережье, в том числе и для отправления языческого культа.

Известный российский этнограф, краевед Ростовского уезда, автор воспоминаний Александр Яковлевич Артынов (1813—1896), со ссылкой на рукопись Е.В. Трехлетова, писал о «Велесовом камне» под Ростовом:

«„Велесовъ камень“, по старинному преданiю, названъ такъ по тому, что, будто-бы, на немъ когда-то стоялъ Велесъ, поставленный какимъ-то княземъ до перенесенiя его въ Ростовъ, въ Чудской конецъ. Въ настоящее время этотъ камень находится недалеко отъ деревни Тряслова, на пути „Безымянной пустоши“. Онъ лежитъ на прямой линiи отъ Ростовскаго Авраамiева монастыря на церковь села Скнятинова. Длина этого камня четыре, ширина два, вышина, отъ поверхности земли, полтора аршина» [Артыновъ 1889. С. 5]

Часть 1

Этнографы убедительно доказали на множестве примеров, что «Зимние святки — не единственная „вспышка“ окрутничества в русском обрядовом обиходе. Однако именно святочная его разновидность представлена здесь наиболее широко и вместе с тем значительно детальнее других отражена в этнографических описаниях» (цит. по изд.: Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб.: Российский институт истории искусств, 1994. С. 78).

Современные Славянские Родноверы говорят: «Природа — наш Храм!» И это действительно так. Живая Природа — наша всеобщая Мать, и для придерживающихся Природного Мировоззрения праздники, проводимые на лоне Природы, видятся наполненными особой Силой.

В малотиражной книге известного советского и украинского археолога, доктора исторических наук, профессора Николая Александровича Чмыхова (1953—1994), посвящённой вопросам космологии и зачаткам астрономии у древних славян, находим...

В «Повести временных лет», под 988 г., когда князь Владимир Кровавый ввергал Русь в пучину чужебесия, читаем весьма любопытный вариант «символа веры» той разновидности христианства, которую навязали русским людям: «Вѣрую во единого Бога Отца... <...> Отець, Богъ Отець, присно сый пребываеть во отчьствѣ нероженъ, безначаленъ, начало и вина всѣмъ, единѣмъ нероженьемъ старѣй сый Сыну и Духови; от него же рожается Сынъ преже всѣх вѣкъ, исходить же Духъ Святый безъ времене и бес тѣла; вкупѣ Отець, вкупѣ Сынъ, вкупѣ Духъ Святый есть. Сынъ подобесущенъ Отцю, роженьемь точью разньствуя Отцю и Духу. Духъ есть пресвятый, Отцю и Сыну подобносущенъ и соприсносущенъ» (цит. по изд.: Повесть временных лет / Подгот. текста, пер., статьи и коммент. Д.С. Лихачева. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Наука, 1999. С. 50–51).

Богине Маре (Марене/Морене, Моране, Маржане и др.) в сравнении с другими Богами Славянского Всебожья, можно сказать, особенно «не повезло» в славянской мифологии. Основных причин этому, на наш взгляд, две: психологическая (страх смерти, перемен, разрушения отжившего, внешней и внутренней трансформации...) и историческая, которая обусловлена отсутствием прямых свидетельств о Ней в древних источниках.

Зимние Святки — двенадцать приуроченных к Коляде Святодней (или, точнее, Святых вечеров), символизирующих собой двенадцать месяцев в году (шесть Светлых — Светлое Полукóло года, и другие шесть Тёмных — Тёмное Полукóло), начиная с кануна Коляды (сам день Коляды — 25 стужня/декабря — обычно не входит в число Святочных) и до кануна Водокреса (6 сечня/января): с 24 стужня по 5 сечня (другое название месяца января — просинец). Это чародейное время, когда свет «новорожденного» Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать тьму, а Врата, соединяющие мир Живых и мир Иной, говоря языком мифа, распахнуты настежь.

Прежде всего, отметим, что древних источников, говорящих о Чернобоге, у нас сравнительно немного и относятся они преимущественно к западным славянам.

Так, германский хронист XII в., а по совместительству христианский монах и миссионер Гельмольд из Босау в своей «Славянской хронике» (I: 52) сообщает:

Est autem Slavorum mirabilis error; nam in conviviis et compotacionibus suis pateram circumferunt, in quam conferunt, non dicam consecracionis, sed execracionis verba sub nomine deorum, boni scilicet atque mali, omnem prosperam fortunam a bono deo, adversam a malo dirigi profitentes. Unde etiam malum deum lingua sua Diabol sive Zcerneboch, id est nigrum deum, appellant. — «Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом» (цит. по изд.: Гельмольд. Славянская хроника / Предисл., пер. и прим. Л.В. Разумовской. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. С. 129–130)

КОЛЯДА — один из четырёх важнейших Солнечных праздников Годового Круга, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, или Зимнему Солнцестоянию (в Северном полушарии в первой половине XXI в. приходится на 21–22 стужня), когда «рождается» Новое Солнце и день начинает расти.

Поиск

Журнал Родноверие