Старейшины тюменской общины родноверов «Свет Рода» Ярополк и Ратибор рассказали корреспонденту Nashgorod.ru о своей вере и праздниках.
- Кто такие родноверы?
Родноверие — родная вера русской земли, которую исповедовали наши предки с древних времен. Природная духовность изначально присущая каждому из нас. Религия создана человеком, это та ниточка, которая связывает его с богом. Родноверам не нужна ни одна религия, у нас есть вера в источник Света. У родноверов отсутствует единое священное писание и общий канон богов. Наша община верит в Рода, высшего бога и прародителя всего.
Также не существуют общих верований и обрядов, они могут сильно отличаться в зависимости от общины. Например, есть обряд имянаречения — присваивание древних славянских имен. Человек может сам выбрать имя, посоветоваться со жрецом или испросить у богов. Другой важный обряд — очищение. В каждом сообществе людей есть свои биоэнергетические поля, общинник должен очиститься от старых связей и стать чистым перед родом. Для этого жрец очищает его четырьмя стихиями — огнем, ветром, водой, землей.
- Расскажите про свою общину. Каковы причины ее появления?
Тюменская община возникла в 2007 году и состояла из нескольких человек. Мы пришли к выводу, что хватит ездить по другим городам, необходимо развивать родноверие здесь. Поначалу это была тяжелая кропотливая работа, мы изучали книги и исторические источники.
В общину входят как постоянные члены, так и «пассажиры». Последним интересно, но они со временем теряются. Мы никого не отталкиваем и открыты для всех, кто стоит на правильном пути. Некоторые сознательно относятся к родноверию, другим это любопытно.
Большинство родноверов достаточно образованные люди, много читают и размышляют о жизни. Возраст участников самый разный — от 19 до 50 лет.
- Какая структура у общины?
Структура общины представлена советом старейшин, где принимаются основные решения, жрецом и общинниками. Есть у нас капище, там происходят обряды Славления богов и родноверческие праздники. Вообще, община занимается возрождением традиций и верований дохристианской Руси. Например, мы ищем источники, повествующие о том, как раньше проводились праздники, пытаемся понять их суть. Занимаемся реконструкцией одежды, быта.
- Родноверы стремятся отличаться внешним видом?
Серьезных отличий у родноверов нет. Разве что носим обереги. Их существует масса — из металлов, дерева, глины. Каждый наделен определенной обережной функцией, начиная от простой защиты от сглаза и заканчивая серьезными колдовскими и воинскими.
- В воскресенье вы отмечали Коляду. Какие еще есть праздники?
В понимании современного человека, язычник — это злой бородатый дядька в звериной шкуре, жаждущий крови и носящий меч или топор. Он убивает корову и приносит ее в жертву страшным языческим богам. Никаких кровавых жертв мы не приносим. Мы просто славим как светлых, так и темных богов. Ближайшие праздники — Коляда, Велесов день, весенние праздники, связанные с восхождением Ярилы.
Коляда отмечается в день зимнего солнцестояния, это рождение нового солнца. С этого времени можно мерить новый год — новое солнышко родилось, уходит тьма, наступает весна и жизнь возрождается. К каждому празднику предполагается своя ритуальная еда. На Коляду — хлеб, мед, сухофрукты, квас. На праздниках поем обрядовые песни, где прославляем богов, или шуточные. Мы можем поиграть в коняжки или поводить хоровод.
- Ваше отношение к представителям других конфессий?
Нейтральное: пути к Богу у всех разные и каждый из них имеет право на существование. К сожалению, большинство людей видят в нас что-то странное, темное и давно забытое. Нам еще не приходилось сотрудничать с другими конфессиями, но мы открыты для диалога.
- Существует стереотип, что родноверы — это правые. Как вы относитесь к их идеологии?
Мы не политическое объединение, не провозглашаем лозунги. Последователи правой идеологии не имеют к нам никакого отношения. Даже если мы пересекаемся с такими людьми, то у них нет веры, и со временем они сами исчезают. Родноверие для них является протестом по отношению к современному обществу, религии.